четверг, 5 июня 2014 г.

ПУСТАЯ МАСКА ИЛИ БЕССМЫСЛЕННАЯ ЖИЗНЬ

-- Ведь есть же какие-то пределы?
 -- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                                         Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность




 Однажды Английский поэт Тениссон, человек очень утонченный и впечатлительный, танцуя на балу, вдруг увидел, что над его головой вдруг материализовался страшный образ демона, который вмиг прекратил все его веселье. «С тех пор, - писал Тениссон, - я превратился в мрачного старика». Им овладела депрессия. Так дал о себе знать внутренний конфликт в 21 год. Разум предстал перед ним в мрачном обличии Люцифера или Дьявола.



                        И.Босх.Сад земных наслаждений. Ад

 К.Г.Юнг (австрийский психиатр и философ), изучая символику бессознательного, утверждал, что, когда появляется видение Дьявола (это может быть рисунок или увлечение дьяволиадой) – это означает только одно:  ваш ум, не признанный вами, не используемый и не развиваемый, большей своей частью перешел в бессознательное и встал по отношению к вам в угрожающую позицию.

Все может зайти столь далеко, что «дьявол» начнет нашептывать вам ужасные вещи. Он может толкнуть на преступление или будет искушать наркотиками и неприятными образами – садическими или агрессивными. Они наполнят ваши сны неприятными, кровавыми видениями насилия и убийств. «Дьявол, - говорил Юнг, - есть вариант архетипа тени, то есть, опасного аспекта непризнанной темной половины человека». (К.Г.Юнг. Символика бессознательного).

А дело здесь в том, что увлечение "имиджем" становится той самой тропинкой, которую мы прокладываем в темный мир.

К 21 году у человека формируется «маска» (или «персона» у Юнга) – личность.  Личность – это, собственно,  не достижение – это всего лишь свидетельство вашего успешного социологизирования.  Это видимость, такая же, как отпечаток пальца. И не более.  В этом возрасте сказать: «Я хочу оставаться самим собой» - то же самое, что признаться: «Я хочу остаться маской, внутри которой пустота».

«Маска» человека формируется бессознательно. Кто только не лепит ее - родители, друзья, преподаватели. Окружение, общество. Поэтому говорят, что человека формирует его время. Как в разные века человек одевается в одежду, свойственную его веку, так и маска отражает реалии своего времени. Маски людей 15, 18, 19 и 20 веков отличаются друг от друга. Но это не значит, что менялась суть человека.

Вашего в личности до 25 лет нет абсолютно ничего, кроме вашей материальности. То есть, того, что вы получили по наследству от ваших родителей. Если человек не развивается, то он на всю жизнь остается только маской, которая носит его - человека. Этот человек становится своим собственным костюмом или своей должностью. Маска начинает управлять его жизнью и диктовать свои условия.




 Бренд – это и есть маска. Часто она становится проклятием. Особенно от этого страдают актеры, вынужденные всю жизнь носить одну маску, хотя у них есть силы, возможности, талант надевать и другие маски. Но общество – консервативно. И если человек удачно играет какую-то роль, то общество и режиссеры, распределяющие роли, уже не видят этого актера в другом качестве.

 А наши поп-звезды?  Это уже и не люди, по большому счету. Это – маски и порой  страшные.



Таких людей сегодня большинство. По улицам ходят исключительно социальные маски, которые (за редкими исключениями),  как две капли воды похожи друг на друга. Это люди со «стертыми», неинтересными лицами, на которых не хочется смотреть. Кстати, не хочется смотреть даже на сегодняшних красавиц, потому что все они – на одно лицо и носят одну маску.



«Когда мы анализируем «персону», - говорит Юнг, - то снимаем маску и обнаруживаем следующее: то, что казалось индивидуальным, в основе своей – коллективно.., персона была лишь маской коллективной психики… Персона не является чем-то действительным». (К.Г.Юнг. Психология бессознательного).

Это полезно знать для здоровой самокритики. Особенно чересчур самоуверенным молодым людям, которые полагают, что они  знают всё и им не нужно перенимать опыт и учиться у людей, принадлежащих к другим поколениям. Это – путь к деградации. В лучшем случае будет топтание на месте. В худшем – полная катастрофа.

Юность (в которую так любят рядиться сегодняшние пожилые дяди и тети) – это тоже «маска», плюс набор автоматизмов (привычек). После 25 лет «маску» следует заполнять каким-то содержанием, иначе глаза так на всю жизнь и останутся мутными гляделками.



К старости такая личина превратится в настоящую раскрашенную африканскую маску, которую боится сам Дьявол. 

 Содержание надо сначала накопить, пропустив через себя – только тогда в глазах  «маски» забрезжит жизнь. Да и то не всегда. Бывает, что «маска» становится свалкой ненужной информации и тогда она остается только «маской» – двухмерной реальностью. Третье измерение дает лишь глубина и постижение смысла.

В нашем социуме, даже в высоких политических кругах, принято, споря, нападать на «маску» (то есть, на личность). Препирательства, вроде «А ты кто такой?» (в духе Паниковского и Шуры Балаганова) во всевозможных программах, указывают на то,  что наше общество находится на низком уровне развития. Если бы дело обстояло иначе, то зрелые люди понимали бы, что оскорблять «маску» бесполезно, потому что это – всего лишь  «фрагмент, обозначенный именем, маска коллективной психики… всего лишь роль». (Юнг. Психология бессознательного).



Наши сегодняшние телевизионные шоу больше всего напоминают стучание «масок» лбами друг о друга. Грома много, но пустота при этом остается непоколебленной, ибо «маска» – это пустая форма и производить она может только пустые формы – фантики без конфет. 

Жаль, что в подобные баталии бывают втянуты действительно умные люди. Им бывает трудно что-либо возразить против излюбленного метода современных демагогов, лозунг которых – «Утопим врага в словесном поносе!» (в извращенной форме речи, в которой отсутствует содержание).

К.Г.Юнг говорил, что интеллект подобного типа носит сугубо женские черты. Человек, привыкший таким образом вести диалог, совершенно не способен к плодотворному разговору. Он не обучен умению находить точки соприкосновения для того, чтобы решить какую-то проблему. Он обучен только ссориться. Главное для него - найти слабое место в рассуждениях противника, ужалить в него посильнее, а затем растоптать.  Оппонента стараются вывести из себя, вогнать в состояние замешательства с помощью идиотского ржания, разного рода ухмылок и все это на фоне неудержимого «словесного поноса».
 
За всем этим стоит выучка у западных политтехнологов, которые, уж конечно, обучали своих подопечных этому идиотизму не для того, чтобы те в дискуссиях искали истину. Им нужно было перессорить оппонентов, настроить их друг против друга, науськать и натравить  друг на друга, как бойцовых собак, чтобы они бесконечно грызлись и в этом находили удовлетворение. Важно при этом, чтобы люди не приходили к согласию и не решали проблемы, которые стоят перед обществом. Мы, как старательные ученики, которых западные «доброжелатели» основательно обучали скотству, - в скотстве переплюнули самих учителей.



Как бы нам остановиться и задуматься? Или это совсем уж не реально? И нужно ли это нам?  Мы так настроились на пассивное восприятие, что подумать о чем-либо нам уже сложно. Нам подавай готовую схему, опробованную на Западе. Мы возьмем ее и будем присобачивать к нашему обществу, несмотря на то, что оно (общество) совершенно не готово жить по чужой «шпаргалке». Наша страна, увы, не производит новых идей уже очень давно. Мы производим только налоговые «схемы», которые позволяют выжать из налогоплательщиков, как можно больше денег.

Если наши политики не получают удовольствия от мыслительной деятельности, то это значит, что за их «маской» - пустота. А поскольку человек не научился думать – пустота заполняется готовыми схемами.

Вот ведь странно: яблоко не думает о том, созревать ему или не созревать. Оно просто созревает, когда приходит время. У человека с созреванием вечно какие-то проблемы. Чаще всего он проживает свою жизнь, оставаясь «незрелым» и «зеленым». Он всю жизнь нуждается в советах и учителях. Он боится нести ответственность и что-то делать. Все его грязные «тайные» дела – это следствие незрелости и безответственности.

Если ум слаб – нарушается равновесие человека. В жизнь начинает вмешиваться бессознательное. Ум заполнится штампами, тело – привычками. Хуже, если бессознательное возьмет верх над слабым умом и станет диктовать свои условия. Может произойти разрушение сознательной установки (такое случается, когда люди ни с того, ни с сего берут оружие и начинают расстреливать своих коллег или одноклассников). В таком состоянии, казалось бы, психически нормальный человек берет нож и идет «нюхать кровь». А причина подобных явлений заключается в том, что невостребованный разум ушел в «тень» и приобрел зловещие качества.



То же самое происходит с нашей «невостребованной» экономикой, которая уже на 80% в «тени». Это – показатель глубочайшего нарушения равновесия в обществе. То же самое можно сказать и о росте преступности. Преступность – это следствие ума, загнанного в «тень».

Наше общество не способно стряхнуть с себя морок тупости. Это происходит из-за повальной дебилизации населения, из-за неспособности людей мыслить и правильно оценивать ситуацию. В результате, вместо того, чтобы избавляться от «болезней», разъедающих общество, мы их выращиваем и оберегаем.

Ф.Ницше говорил в своей работе «Воля к власти» о том, что, что организм, не способный извергнуть из себя вредные элементы, обречен на умирание. Мы же находимся не только на пути к физическому вымиранию, но также и на пути к умственному распаду.

 Мы уже не задаемся бесполезным вопросом, куда мы идем и откуда пришли, и есть ли курс у нашего корабля. Мы просто тупо и автоматически живем изо дня в день. Правда, иногда мы  несмело ворчим, когда нам показывают «упоротого лиса», подозрительно похожего на нас. А еще мы самозабвенно материмся и, похоже, на это  уходят наши последние силенки.



Некоторые из нас, кого особенно заела пустота - «обручаются с бездной», то есть, кончают счеты с жизнью. Это – полное растворение в хаосе. Гёте об этом писал в «Фаусте»: «Вниз, к матерям!» Это – полная катастрофа и отдача материальности. Символ Матери – это знак материи, из которой человек вышел и в которой растворится.  Материя – великий пластификатор и утешитель страждущих.




Что нас может вылечить? Только производство смысла и обретение смысла. Жизнь, лишенная смысла – это пустой фантик, который ничего не стоит. Его можно только смять и выбросить.



Комментариев нет:

Отправить комментарий