суббота, 2 мая 2015 г.

СТРАТЕГИ США О БУДУЩЕМ МИРА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МИРЫ



 -- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                    Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность


СПЕЦИАЛИСТЫ США О БУДУЩЕМ МИРА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МИРЫ

Американские аналитики, наконец-то, признались, что с однополярным миром у них ничего не получается и потому они отказались от этой затеи в пользу многополярности. В связи с этим, США пришлось откорректировать программу развития мира, рассчитанную до 2030 года. США предполагают начать формировать новую международную систему, которая могла бы обеспечить их интересы в грядущем мире.


В декабре 2012 года Национальный совет по разведке США официально представил общественности доклад под названием «Global Trends 2030: Alternative Worlds» («Глобальные темы 2030 года: Альтернативные Миры»). В этом документе американское разведсообщество намечает планы дальнейшего развития мира до 2030 года, а также анализирует вероятные угрозы для США.

Предыдущий доклад «Global Trends 2025» был выпущен  в 2008 году накануне мирового финансового кризиса. Тогда отмечался подъем новых держав, и полным ходом шла глобализация экономики,  осуществлялось перетекание богатства и экономического могущества на Восток и росло влияние негосударственных субъектов. Но в последнем  докладе речь идет о только еще формирующемся и стремительно меняющемся мире. В этом документе  говорится уже о многополярном мире, как  свершившемся факте.

«Global Trends 2030…»  – это уже пятая попытка осмыслить форму будущего мира. Аналитики выделили в нем основные «надвигающиеся» проблемы, которые, может быть, появятся в будущем…

·       Главная роль в будущем мире отводится США. Ее влияние в мире может снижаться, но может и «переутверждаться». Авторы не исключают оба варианта.

·       Были выделены четкие звенья в системе международных отношений.  Подчеркнута роль негосударственных образований, оказывающих значительное (если не преобладающее) влияние на международную политику. Кроме того речь шла также и возрастающем влиянии негосударственных субъектов. Планируется, что США, углубляясь в динамику управления, будет получать бонусы от контроля всех акторов.

·       В документе значительное место уделено теме ускорения мира. В нем указано, что Китай укрепляется, а Россия слабеет. Но могущество Китая растет гораздо быстрее, чем это ожидалось. В целом, аналитики заявили, что мир развивается гораздо быстрее, чем они предполагали.

·       В докладе был проведен анализ кризисов и разрывов. Слово «тенденция» признано устаревшим и, не отражающим сути явлений. Аналитики предполагают, что  термины «кризисы» и «разрывы» более точно характеризуют будущую ситуацию, которая предполагает «вероятность значительных потрясений и скачков».

·       Аналитики  сочли, что роль идеологии должна быть повышена.  Сегодня, - говорят они, - «идеология является удручающе размытой концепцией, которую трудно определить и столь же трудно измерить». Они предполагают, что в этом направлении должны произойти политико-философские сдвиги, которые приведут в движение  соответственное «поведение» и потому должны находиться в центре внимания.
    Американские специалисты ничего не говорят о появлении  фашизма и либертализма, хотя последний является (по заключению  многих международных экспертов) более тоталитарным и 
 деструктивным, чем национал-социализм Третьего Рейха. Ничего не говорят они и о «нелиберальном интернационализме», которого  смертельно боятся.

·       В документе изложено понимание надвигающегося мирового дисбаланса и определены подходы к его разрешению и предупреждению.  Этих подходов два. Первый подход предполагает  расширение стратегического моделирования. Второй – создание  «имитационных игр» для того, чтобы понять, в каком направлении движется мир.

Таковы общие очертания геополитической стратегии властей США на политической арене. Каковы же прогнозы на будущее?

1 часть посвящена мегатрендам. Чего следует ожидать?

1) Роста индивидуальных возможностей. Американские специалисты выводят этот рост из «сокращения бедности» и роста мирового среднего класса, расширения системы образования, использования новых коммуникационных технологий, а также прогресса в области медицины. К росту индивидуальных возможностей также отнесены  риски распространения оружия и утрата монополий государств по контролю над их производством и распространением.  Сюда включаются новые виды точных вооружений, кибертехнологии и биологическое оружие.

2) Распыления власти. Аналитики полагают, что больше не будет никаких держав-гегемонов. Власть перейдет к сетям и коалициям многополярного мира. Это очень важное утверждение, так как прежде американский истеблишмент никогда не говорил о многополярности. Сегодня она рассматривается в позитивном контексте.
В марте 2012 года Институт исследований в области безопасности ЕС издал доклад, который носил название «Граждане во взаимозависимом и полицентричном мире». В нем было записано: «… от того, как ЕС справится с кризисом и воспользуется своей мощью для эффективных действий в полицентричном мире, будет зависеть будущее. Если получится ответить на вызов заслуживающим доверия образом, то на смену нынешнему кризису может прийти “европейское возрождение”».

3) Демографических изменений. Предполагается, что нестабильность будет снижаться. В «стареющих» странах экономический рост, скорее всего, будет замедляться. 60% населения мира будет жить в урбанизированных районах. Миграция будет расти. Население планеты увеличится на миллиард (8,3 млрд в 2030 году). Перенаселенность может вызвать напряженность с питанием, водой и энергией.  Количество городов увеличится на 10%. Будут расти проблемы «пробок» на дорогах, экологии, снабжения, а также проблемы сбоев в компьютерных сетях, которые будут тесно интегрированы с инфраструктурой.
Потенциальными зонами конфликтов определены – Африка, Южная Азия и Средний Восток (сюда входят, помимо Ближнего Востока, некоторые страны Центральной Азии – Иран, Афганистан, Пакистан. По классификации, принятой в США, этот регион простирается между Средиземным морем и Индийским океаном).

4) Нехватка еды, воды, энергии. Спрос на эти ресурсы будет постоянно расти за счет увеличения глобального населения. В этом контексте  американские аналитики выразили обеспокоенность по поводу будущей энергетической независимости США.

Все эти пункты предлагается учитывать на фоне общих климатических изменений.
Вторая часть документа посвящена GAME-CHANGERS – тем, кто будет изменять «правила игры» (акторы международного политического процесса).
Потенциальные акторы разбиты на кластеры, которые связаны с экономикой, управлением, потенциалом для ведения конфликтов, региональной нестабильностью, новыми технологиями и ролью США.

Что касается экономики и управления, то здесь отмечено значение Китая.
Также предполагается, что западное доминирование в таких организациях, как Совет Безопасности ООН, Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд будет несколько поколеблено – туда войдут новые экономические «игроки».
О роли Вашингтона в этих организациях указано, что доминирование США по принципу «первый среди равных» предпочтительно. Но при этом отмечается, что «однополярный момент» закончился, а потому и эпоха американского господства в международной политике (которая началась в 1945 году и стала известна как Pax Amtrikana), быстро сворачивается.

Какие «риски» могут ожидать  мировую систему до 2030 года?

- распространение эпидемий;
- ускорение изменений климата;
- коллапс ЕС;
- распад Китая;
- реформы в Иране;
- ядерная война или другого оружия массового уничтожения;
- солнечные геомагнитные бури;
- выход из игры США (по причине распада или резкого сокращения возможностей);
- глобальная анархия

В этом разделе ни слова не сказано о России, словно ее не существует вообще.  Видимо, ее  списали со счетов в качестве источника серьезного потенциального риска.

Самая интересная часть документа – «альтернативные миры» - будущие сценарии мироустройства.
Существует всего 4  сценария:

1) «Заглушенные двигатели»;
2) «Синтез»;
3) «Джин, выпущенный из бутылки»;
4) «Мир без государств»

1. «Заглушённые двигатели». Предполагается, что из-за «большой игры» в Азии произойдет конфликт. Но, поскольку азиатские страны являются двигателями мировой экономики, то это серьёзно затормозит мировое развитие. Этот сценарий считается наихудшим и предполагает очень серьёзные последствия, которые превысят последствия результатов двух прошлых мировых войн.

2. «Ускорение изменений климата». Этот сценарий – наилучший, своего рода «хэппи-энд» (в американском понимании). По этому сценарию происходит конвергенция (сближение) по линии США-Европа-Китай, где постепенно проходят политические реформы. Страны находят пути для сотрудничества, в результате чего увеличивается мировой ВВП и возвращается «американская мечта».

3. «Коллапс ЕС». Этот сценарий представляет мир крайностей, когда внутри государств растут социальные и политические противоречия. США снимает с себя роль «мирового полицейского». В Китае увеличивается разрыв в доходах между прибрежной полосой и внутренней зоной. В целом мир остается достаточно богатым, но не безопасным.

4. «Мир без государств». Этот сценарий (наиболее вероятный) осуществится в том случае, когда транснациональный бизнес, академические структуры и богачи вместе с субнациональными субъектами (мегаполисами) начнут процветать, богатеть и вмешиваться в глобальное управление. Базу для их поддержки формирует глобальный консенсус между элитами и средним классом  в отношении вопросов окружающей среды, борьбы с коррупцией, верховенства права и решения проблем с бедностью.
Мир при этом остается неоднородным. Сами государства не исчезнут, но будут организовывать «гибридные коалиции государственных и негосударственных акторов». Этот вариант не плох, так как по этому сценарию происходит взаимодействие разных слоев мировой общественности по определенным вопросам и присутствуют попытки договориться и услышать друг друга. Такой мир обещает быть более устойчивым, сплоченным и менее враждебным для отдельного человека.

Во всех планах о России упоминается только вскользь. Сказано лишь, что экономика России будет продолжать неуклонное снижение.
Также говорится, что Россия (наряду с Китаем и Индией), возможно, будет источником международного конфликта. В документе упоминается Сибирь, за ресурсы которой придется побороться с Китаем другим странам.
Говорится и о желательности дальнейшей демократизации России: «Модернизация России, - написано в документе, - может интегрировать ее в более широкое международное сообщество, и, в то же время, Россия, которая не может построить более диверсифицированную экономику (ахиллесовой пятой российской экономики названы энергоресурсы) и более легальную внутреннюю политику, может представлять собой региональную и глобальную угрозу».
Кроме того, указывается на возможный конфликт с одной из бывших советских республик, на чьей стороне против России выступят НАТО и США.
США также беспокоит наличие в России ядерного оружия.
По сфере значимости и важности России в мировом процессе, ее сравнивают с Пакистаном, Ираном и Северной Кореей.
Говорится также о необходимости уменьшения населения Российской Федерации (демографическое «окно» возможностей для России захлопывается в 2015 году).
Затрагивается тема взаимодействия России с ЕС и США. Западные специалисты полагают, что России необходимы западные инвестиции и возможности для экспорта своих товаров.  Аналитики предлагают посмотреть, в какую сторону двинется Россия – к Китаю или на Запад.
Что касается внутренней российской политики, то предполагается, что жизненные условия для населения будут ухудшаться и это может повлечь рост националистических настроений.

В целом для России прописаны 3 сценария…

1. Россия может расширить сотрудничество с другими странами, выбрав «брак» по расчету, а не по ценности. Россия амбивалентна и ее направление непредсказуемо. Россия еще не выбрала собственного направления.

2. Россия может выбрать путь двойственных отношений с разными странами, но в течение 20 будущих лет этот путь будет хлопотным для международного сотрудничества в том случае, если Россия восстановит свою военную мощь и будет сдерживать более сильный Китай.

3. Россия может начать создавать проблемы, запугивая своих соседей, в целях своего господства над ними. Такой исход будет возможен, если лидер России столкнется с ростом общественного недовольства из-за ухудшающихся условий жизни и туманных экономических перспективы и захочет сплотить националистические настроения.

Если подобные проекты воплотятся в жизнь, то к 2030 году мир изменится. Конечно, многие факторы в этом документе не учтены, но линии развития намечены.  
Планы на будущее составляют и многие другие организации международных экспертов.

Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations CFR) предполагает, что закат Запада неминуем и значение его будет снижаться.  Зато в глобальной экономике восстановится роль Азии.

Издание Digital Journal отметило, что произойдет развитие нейромедицины будут производиться искусственные органы. Это поможет создать новую расу людей, которая будет обладать качественно иными характеристиками, скоростью и силой.

Атлантический Совет (Atlantic Counsil)  создал свою работу, в которой отражено видение будущего мира – «Envisioning 2030: US StrategY for a Post-Western World». Этот «мозговой» центр предлагает совершенно определенную стратегию будущего конкретно для Белого Дома, в которой акцент сделан на всемерное укрепление США как государства и его роли в мировом процессе как мирового арбитра.  Стратегия включает 6 основных пунктов.

1) Предлагается продолжить строительство «у себя дома» своего собственного государства и считать это направление приоритетным. При этом не рекомендуется забывать и о глобальном контексте.

2) Предлагается сохранить роль США как «полицейского» мира для того, чтобы  формировать динамические, неопределенные глобальные тенденции в мире и других странах. В противном случае они будут формироваться в неблагоприятную сторону.

3) Рекомендуется глубоко вникать во все глубинные политические процессы и взаимодействовать с большим количеством политических акторов, путем заключения альянсов. Это укрепит стратегическую базу.

4) Большее внимание уделять трансатлантическим отношениям.

5) Укреплять сотрудничество с Китаем, поскольку эта страна будет определять международную систему к 2030 году. Большее внимание следует уделять Ближнему Востоку (от Северное Америки до Пакистана), так как этот регион представляет для угрозу для США и мирового порядка.

Северная Америка не собирается делиться властью сдавать своих позиций. Фредерик Кемпе (исполнительный директор Атлантического Совета)  заявил, что «у Соединенных Штатов есть нечто редкое среди исторических великих держав – второй шанс на формирование международной системы для обеспечения своих долгосрочных интересов… И ни одна другая нация не имеет столько возможностей влиять на глобальное будущее».

Конспект статьи Леонида Савина «Альтернативные миры наступают». Институт высокого коммунитаризма - Информационный портал http://communitarian.ru/publikacii/



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий