среда, 1 июля 2015 г.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

-- Ведь есть же какие-то пределы?
 -- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                         Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность



ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ


Когда человек обращается к мифам и читает о Вавилонской башне, то его первой реакцией является непонимание происходящего. Что это? Почему люди сначала строят, занимаются общим делом, понимая друг друга с полуслова,  а потом вдруг перестают что-либо понимать и принимаются разрушать построенное?  Это выглядит одиозно. Это выглядит ненормально. И человек проникается уверенностью, что данная ситуация к нему никак не относится, потому что он практичен, образован и неглуп. И, тем не менее, притча о Вавилонской башне напрямую относится к каждому человеку, в котором скрыто его «добро» и его «зло».


Любой человек, шагая по жизни, строит и разрушает, любит и ненавидит и две силы вечно сцеплены в нем, обеспечивая качество его жизни. Это силы симпатии и антипатии, Эроса и Танатоса, жизни и смерти.  Я не собираюсь морализировать и учить читателей, говоря им о том, что симпатия – это хорошо, а антипатия – плохо. Каждый живет так, как может, отталкиваясь от обстоятельств, сформировавших его. Я лишь хочу сказать, что в определенные моменты антипатия вдруг берет верх над человеком и начинает ему указывать направление и способ действования.

Для того, чтобы любить людей – надо быть счастливым. Для того, чтобы их ненавидеть – надо быть несчастным. Люди в России, в подавляющем большинстве, настроены на беспощадную критику и это говорит о том, что они глубоко несчастны. Они могут не замечать этого и утверждать иное, но их установка говорит за себя. Если человек хочет «рвать и метать», то это значит, что он несчастлив.

Я заметила, что, начиная читать статью любого автора, многие люди подсознательно ищут деталь, к которой можно привязаться и раскритиковать автора. Дойдя до этой пресловутой «детали», они вздыхают с облегчением, бросают дальнейшее чтение и раздражённо пишут в комментариях что-то вроде: «Ах, он написал такое… А это свинство! Это бред сивой кобылы! Чего можно ждать от этого урода, если он живет в Украине (в России, Германии, США).  После этого и читать дальше нечего!»

Написав это, люди испытывает некоторое облегчение. Они излили свой гнев.  Но это облегчение – обманка, потому что установка человека, явившегося жертвой деструктивной  идеологии, будет вновь и вновь провоцировать его на подобные выходки. Он постоянно будет рыскать по сетям, как дикий кочевник, для того, чтобы разнести в пух и прах всякого, кто возникнет на его пути. При этом он даже не подозревает, что является специально изготовленным «продуктом» современной идеологии деструктивизма.

Все эти агрессивные люди, не имеющие терпения читать и, не могущие, в силу этого нетерпения, понять написанное, изначально запрограммированы на неприятие и ненависть. Для того, чтобы быть просто нейтральными им приходится делать над собой адское усилие.  Иногда они делают это усилие, но потом снова срываются с цепи и отправляются на поиски мнимых «врагов».

Однажды я прочла у шведского визионера Эммануила Сведенборга, что в ангельском мире, который он «посетил», все ангелы «служат друг другу».1 В нашем обществе, где тоже все обслуживают друг друга, ангелоподобия что-то не наблюдается.  Это происходит потому, что люди работают подневольно.

 В ангельском обществе, - утверждает Сведенборг, - никакой ангел не любит себя, но любит всех других, а все другие, так же, не любя себя, любят всех.  Получается, что, отказавшись от ущербной, маленькой любви к себе, ангел получает огромную любовь всех и это делает его существование прекрасным, формируя из него именно ангела, а не монстра, озабоченного только любовью к себе и своим голодом.

Сегодня западные идеологи на все лады заклинают публику: «Полюби себя! Скажи себе, что ты – лучший! Если ты полюбишь себя, то и другие тебя полюбят!» Я полагаю, что такие заявления психологов – просто преступление против человечности.  Ведь только Дьявол любит себя до исступления – любит так, что не терпит около себя абсолютно никого. Его удел – вечное одиночество. Вот что пишет об этом  Д.Андреев  в «Розе мира»: Дьявол «рисует себя как некое солнце, вокруг которого бесчисленные монады вращаются по концентрическим кругам, одна за другою падая в него и поглощаясь, - и постепенно вся Вселенная приходит в это состояние вращения вокруг него, погружаясь мир за мирами, в чудовищно разбухшую гиперомонаду. Вообразить дальнейшее демонический разум бессилен».2  

Это тот путь – которым Дьявол следует изначально и на который человека толкают призывы психологов. Но разве мы слепы? Разве мы не наблюдаем каждый день, ЧТО происходит с капиталистическим миром, который вращается около чудовищных ТНК, в разинутую пасть которых уходят целые государства и континенты. У человека должен быть иной путь.

Человек никогда не будет счастлив, если его внимание сконцентрировано исключительно на его собственной персоне. Если человек скажет себе, стоя перед зеркалом, - «Я хорош», - то тогда он должен будет всю жизнь доказывать самому себе и окружающим, что он, действительно, хорош.  Это повлечет массу следствий и исказит его путь. Он должен будет сделать себе пластическую операцию, может быть, надеть другую одежду, устроиться на престижную и нелюбимую работу, купить роскошную иномарку, завести очаровательную длинноногую «модель». Он должен будет всю жизнь рваться, чтобы постоянно доказывать всем и себе, что он – лучший. Да ведь это сущая каторга.

Я никогда не соглашалась с этим утверждением, считая, что самое лучшее для человека – это вообще забыть о себе и своих амбициях и, тем самым, «закончить битву с самим собой», примирив своего Бога со своим Животным.  
За Животным следует ухаживать, Бога – почитать.  И не более того.  Животное начало человека обеспечивает его витальность и поэтому  нуждается в постоянном уходе. Но это не значит, что его нужно ставить на пъедестал и делать из него фетиш, как это делали дикари.
 А Бог – это особая статья и иное, малоосвоенное человечеством начало, связанное с будущим, с творчеством и воображением. Бог в человеке – это Мастер, творец и артист, к которому человек должен идти всю жизнь. Мастер – это архитектор и строитель.
Вот и пусть каждое начало займет свое, определенное ему природой, место в человеческом существе. Животное  в человеке должно стать основанием для божественного Мастера, но не наоборот. «Кесарю надо отдать кесарево, а богу – богово» - так говорил Иисус.

Вся философия древних орденов, начиная с орфизма и пифагореизма и, заканчивая орденами масонов и розенкрейцеров,  была выстроена на этой истине.  Мастер – это тот, кто строит. Он строит не для себя – для других.  Это человек, который придает жизни форму и смысл. К Мастеру надо идти, искать его и осознавать в себе.  Это – направление вперед и вверх.

Но есть и другое направление – сконцентрироваться на своем «Животном», полюбив его с нечеловеческой силой, спустить с цепи и, усевшись на него, подобно вавилонской блуднице, пуститься вразнос в ослеплении своего буйства и ненависти.

Кто вы? Ученик Бога или Зверя? Кто ваш Учитель? Этот вопрос обязан задать себе каждый.  Люди – не враги друг для друга. Люди – это существа, которых намеренно перессорили. Пространство словно насыщено перцовой пылью, которая режет глаза и вызывает кашель. Разве можно в такой обстановке испытывать симпатию к миру?  «Мир меня не любит!» - говорит человек в своем сердце, - и потому я буду мстить этому миру!» Он начинает махать кулаком Богу, словно прокаженный Иов, обвиняя его во всех смертных грехах.

Но Бог здесь ни при чем. Даже и Черт ни при чем. Сам человек, вцепившийся в свою животность, как в последнюю соломинку, всему причиной. Такой человек в исступлении отчаяния кричит «Я никому ничего не должен!» В действительности, он повторяет слоган, навязанный ему идеологией деструктивизма.  Я же утверждаю обратное: «Если человек хочет продолжать жить в мире, он обязан помнить о том, что ОН ДОЛЖЕН ВСЕМ, потому что именно долженствование создает связи между людьми.  Конечно, речь идет не о ростовщических долгах. Речь идет об ответственности перед миром, а не перед банкиром или менялой.

В прежние времена слова: «Теперь я никому не должен» говорили адепты тайных учений, уходящие из мира и, порывающие с ним все связи. Но это – особый путь. Эти люди уходили из мира, но не в пустоту. У них была «карта», по которой они умели ориентироваться. У них была великая цель, к которой они устремлялись на крыльях своего четко сформированного намерения.  Ничего этого у обычного человека нет. Обычный человек, расплевавшийся с обществом, уходит в пустоту и иное для него невозможно.  Это невозможно потому, что, делая такого рода заявления, человек должен расплатиться по старым долгам и не делать новых.  Эгоист же своим заявлением не только отказывается от уплаты всех своих «векселей», но  и создает новые.  Такие действия делают его аморальным типом, объявившим миру войну.  Но воевать с миром – дело неблагодарное, потому что мир – выживет, а ненавистник сгинет, как серая плесень.
Вавилонская башня осталась недостроенной. Почему?  Потому что каждый строитель сказал: «Отныне я никому ничего не должен!» Что оставалось делать всем этим людям, которые прежде были заняты общим важным делом, объединявшем их в государство, и, сообщавшее цель и направление их жизни? Им оставалось только разойтись. Заявив – «я никому ничего не должен!», каждый из строивших потерял всё: цель жизни, направление, смысл существования, общее дело, поддержку друзей, безопасность, тепло, понимание и радость.

Что он приобрел? Свое маленькое «дело», непосильный труд в одиночку, бессмысленность существования, непрекращающееся ощущение тревоги и какого-то неясного предчувствия опасности, а также ненависть ко всем. Вместо друзей у него появились партнеры и конкуренты, вместо верной подруги – скользкая и меркантильная «модель». Творчество сменилось коммерческим интересом.

Всё разделилось и начало отдельное существование. Всё стало чужим и опасным.  На каждую пядь земли нашелся хозяин. Пространство съёжилось и сделалось непредсказуемым и малознакомым. Вместо граждан, объединенных общей любовью и преданностью к своему государству, всё узкое пространство наполнилось толпой мелких хозяйчиков, жаждущих распродать кому угодно всё, что прежде бережно сохранялось. Мир, распавшийся на мелкие детали Бодрийяр назвал «жуткой микроскопичностью».5


Вот что означает лозунг – «Я никому ничего не должен!» Вот что делает с человеком грех, который именуется гордыней, почитавшийся в древности самым страшным. Гордыня – это атрибут Демона. «Демонический аспект, - написано в «Великих Арканах Таро», - это самая высшая степень разрозненности. Каждая отдельность стремится к достижению своего максимального развития, не считаясь с другими. И высшее развитие отдельности – это полный разрыв со всеми другими. Это достигнутое желание доминирования над всеми».3

Если каждая сущность,  живущая на земле, будет одержима этим намерением – наступит коллапс. «Я отрицаю всё – и в этом суть моя!» - заявил гётевский Мефистофель. В результате, вместо слаженно действующего механизма мир превращается в набор разрозненных и распадающихся механизмов, от которых отваливаются детали.
Что ж?  Делёз об этом сказал, как о чем-то само собой разумеющемся и даже желательном. «Машины желания, - заявил он, - работают в исключительно повреждённом состоянии, бесконечно ломаясь». И вся эта бесконечная «ломка» наступает только потому, что «желание желает… смерти, потому что полное тело смерти является его неподвижным двигателем».4

Эта жутковатая теория напоминает мне тибетскую философию «мардонгов». Его основной темой является идея «вынашивания» каждым человеком в себе в течение жизни мертвеца, рождением которого становится смерть самого человека. Вот к этому-то жалкому «триумфу» и стремятся те, кто любит утверждать, что они «никому ничего не должны». Эта установка с очевидностью доказывает, что они занимаются неблагодарным и страшным делом - «вынашиванием» в себе мертвеца.

«Ну и что? - скажет кто-то. – А я-то что могу сделать?» На это я отвечу так: для начала достаточно понять простую истину, что Сатана – это разделенность, а Бог – это божественный узел, который строится не на партнерских, а на творческих связях.  Человек должен перестать мыслить заученными слоганами и бесконечно повторять всем опостылевшие штампы. Нормальная жизнь требует сознательного отношения. 

Надо перестать копаться в истории (у каждой страны есть своя кровавая и трагическая летопись) и искать там детали, которые провоцируют ненависть. Из прошлого надо извлекать уроки, но помнить надо только героев, потому что герои – это объединители и цивилизаторы.  

«Довольно смеяться над подвигами!» - сказал Дон Кихот Шварца. И это правильно, потому что герои – это люди, которые, подобно индийским боддхисаттвам приходят на землю с Неба. Они приходят для того, чтобы сохранить и упорядочить мир. Как правило, герои – бессребренники и люди высокого долженствования, которые, в отличии от маргиналов, говорят: «Если не я, то кто?»
_______________________________
1 - Эммануил Сведенборг  (29 января 1688, Стокгольм — 29 марта 1772, Лондон) — шведский учёный-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ, изобретатель.
2 – Д.Андреев. Роза мира. М., 1993. – С.52-53
3 – Великие Арканы Таро, М., 2007. – С.552
4 – Ж.Делёз и Ф.Гваттари.Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М.,1990. – С.4
5 – Ж.Бодрийяр. Соблазн.



Комментариев нет:

Отправить комментарий