ТЁМНАЯ СТОРОНА СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
Странность заключается в
последовательности, с которой предприимчивые люди разрушают сегодня картину
бытия, словно они наверняка знают, что если разрушить представление о мире, то
и мир вскоре разрушится.
Любое разрушение начинается с головы.
Если человек одержим жаждой разрушения – значит, что он испытывает состояние
фрустрации (когда он не может преодолеть препятствие, возникающее у него на пути).
Сегодня фрустрированы (в той или иной
степени) почти все и поэтому накопленная энергия, не получающая достойного
выхода, разряжается самым затейливым образом.
Человек с садическими наклонностями
принимается за разрушение внешнего мира. Он становится членом бандитской
группировки или военным наемником, устраивающим государственные перевороты за
деньги; или он делается предпринимателем, рвется к власти и уже оттуда начинает
разрушать свою страну по научно выстроенным схемам.
Если человек не обладает большой
физической силой, крепким здоровьем или он слишком интеллигентен и
интровертивен – он, в состоянии фрустрации, начинает разрушать себя. Делает он
это неосознанно: однажды просто заболевает или попадает в аварию, или
становится шизофреником, или испытывает чувство вины за то, что он – неудачник.
Поскольку российское общество
фрустрировано почти полностью – результаты этой ущемленности начинают
проступать в реальности все больше, усугубляя и без того тяжелое положение с
экономикой. Все с большей очевидностью
формируется образ, который, с одной стороны, всех пугает, а, с другой,
доставляет какое-то странное наслаждение и болезненное любопытство.
Что ж,
человек, - говорил Достоевский, - любит страдать и делает это с удовольствием.
Особенно русский человек. Ведь, если бы он этого не любил – он бы давным давно что-нибудь изменил в этом своем
тягостном положении. Но он все терпит, ждет. Чего ждет? Мессию? Скорее всего,
ему просто нравится страдать…
Русский человек мается и при этом
постоянно ощущает в пространстве присутствие чего-то необъяснимого и давящего –
словно некоего холодного призрака, отравляющего своим зловонным дыханием жизнь.
Что это за «призрак». Скорее всего, это наваждение нашего неотвратимого
будущего – разрушения и гибели.
В России это мироощущение настигло людей
обвально – словно накрыло медным тазом. В 90-х годах население вдруг с ужасом
осознало, что оно вступило в какое-то странное и мрачное царство. Эта жуть была
населена тенями, слышались чьи-то сдавленные крики, стоны, кряхтение и хруст
купюр.
Вдруг выяснилось, что русский человек «совершенно ничего не знает про мир,
который успел возникнуть вокруг за несколько последних лет. Этот мир был очень
странным. Внешне он изменился мало – разве что на улицах стало больше нищих, а
всё вокруг – дома, деревья, скамейки на улицах – вдруг как-то сразу постарело и
опустилось. Сказать, что мир стал иным по своей сущности тоже было нельзя,
потому что никакой сущности у него теперь не было. Во всем царила страшноватая
неопределенность», - так писал о «новой реальности» В.Пелевин в романе «Generation `П’».
Да, внешне мир почти не изменился, но
изменилось мироощущение людей. Они познали состояние ущемленности, которая не
проходит даже тогда, когда у человека все есть. Люди стали более озабоченными,
более раздражительными, перестали улыбаться и начали вдруг быстро и безобразно
стареть, лысеть и жиреть, что было совсем некстати, потому что «рынок» требовал
хорошего «товарного вида».
На смену наполненной и безмятежной жизни «приходила
только серая страшноватость, в которой душа советского типа быстро догнивала и
проваливалась внутрь самой себя. Газеты уверяли, что в этой страшноватости
давно живет весь мир и оттого в нем так много вещей и денег, а понять это
мешает советская ментальность». (В.Пелевин. «Generation `П’»)
Кто-то поверил в эту чушь. Кто-то сделал
вид, что поверил. А кому-то только этого и было надо. Впрочем, все как-то
быстро согласились с тем, что состояние ущемленности и надломленности – это, в
общем-то, совершенно нормальное состояние. И, если весь мир так живет, то и мы
должны.
Вот
так дух разрушения поселился в России. Наверное, в этой стране не было ни
одного человека, который сомневался бы в том, что «этот поезд идет к
разрушенному мосту». Но люди как-то приспособились, скособочась, к этому
мрачному предчувствию неотвратимой гибели. Так, фрустрированность стала нормой.
А,
между тем, западная «прививка» привела к тому, что постсоветское пространство
заразилось всеми болезнями деградирующего и умирающего постиндустриального
Запада, и это болезненное состояние,
причиняющее неимоверные страдания, тоже
сделалось нормой в России.
Поток темных образов поп-арта хлынул на,
оккупированные западной культурой, территории, постепенно разрушая в людях
здоровую ментальность. И сегодня наше общество – больное, развращенное,
циничное - являет собою все прелести разлагающейся плоти. Все, что нас окружает
– все представляет опасность и является вредным.
Телевидение, которое травит зрителей
самой длинной по продолжительности рекламой в мире и дурацкими сериалами. Радио, которое зомбирует слушателей
своими заклинаниями: «купите», «позвоните…», «вы больны…», «вы заболеете…», «вы
сгинете…» Машины, которые заполняют улицы сплошным
потоком, выхлопывая ядовитые газы, от которых кружится голова и начинаются
галлюцинации. Офисы, сварганенные какими-то злыми
карликами по принципу герметически закупоренных пластиковых пакетов, из которых
откачан воздух. Суррогатная пища, в которой больше яда,
чем съестного. Зараза коснулась и театров,
превратившихся в настоящий бедлам.
В
средневековой Англии «бедламом» называлась психиатрическая больница, где не
лечились, а просто содержались психически больные люди. Для того, чтобы
прокормить их – больных за гроши показывали народу, который стекался туда
посмеяться над дурачками. Наши сегодняшние театры напоминают такой бедлам, где
перед зеваками беснуются актеры, имитирующие сумасшествие, пробуждая своими
ужимками в темной толпе нездоровые чувства и тупое веселье.
На этом принципе построены многие наши
«юмористические» сериалы, вроде «Ворониных» и «Дома-2». И особенно печально то,
что уже выросло поколение, которому это нравится.
Впрочем, что путное может выйти из
сегодняшних школ, в которых оказываются только «образовательные услуги» и где абсолютная
свобода для одних учеников оборачивается абсолютным рабством для других.
Современная школа может воспитать только человека толпы.
И эта темная, мутная толпа, воспитанная
на глупом кривлянии актеров, сама кривляется не хуже обезьян. «Когда невежество было просто невежеством, мы
уподоблялись лемурам, мартышкам и ревунам. Сегодня же, благодаря нашему знанию
– высшему невежеству - человек возвысился до такой степени, что самый последний
из нас, - это бабуин, а самый великий – орангутан или (если он возвел себя в
ранг спасителя общества) – самая настоящая горилла», - так писал О.Хаксли в романе «Обезьяна и сущность» о
степенях деградации человека и о превращении его в обезъяну.
Посмотрите, как они кривляются, эти
глупые мартышки. Они считают, что гримаса и ужимка – это смешно. Они даже не
подозревают о том, что они – дураки, потому что иное состояние им неведомо.
Посмотрите, как лезут из кожи вон
девочки, танцуя стрип-танец – единственный танец, которому выучила их
современная цивилизация. Как они выставляют напоказ все, что только можно.
Разве это новое поколение имеет понятие о любви? Эти девушки знают только
«товарные отношения» и предпочитают «Похоти рабой
Жить, прея, в сальной Духоте постели, Елозя и любясь В свиной грязи…» (В.Шекспир. Гамлет. Акт 3,сц.4) Какое будущее ждет этих «новых» людей –
поклонников «темной стороны»? «Разрушенный мост»? Нет. Эта погибель
предназначена для их отцов. У нового поколения иная судьба – более страшная,
потому что обусловлена она их темнотой и невежеством.
Старшее поколение прекрасно понимает, что оно потеряло и умеет
отличать плохое от хорошего. Новое поколение не имеет понятия ни о красоте, ни
о норме, ни о гармонии. Оно воспитано на неразличении добра и зла. Внутренний
мир этих людей – такой же, как и внешний – неопределенность.
Именно этот их
смутный мир автоматически выберет себе
новую цель существования, которая будет заключаться не в том, чтобы понять, что происходит, для того, чтобы
изменить этот мир и вернуть ему былые краски и радость, но в том, чтобы «умилостивить
Велиала, мольбою отвратить Его злобу и как можно дольше избегать умерщвления».
(О.Хаксли. Обезьяна и сущность)
Комментариев нет:
Отправить комментарий