-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
![]() |
Рене Магритт. Цивилизация |
Много веков
человечество Запада строило свой мир. Этот мир, восставший из античных руин,
прошел темное средневековье с его войнами, эпидемиями, мрачными и тяжелыми
замками и раскрылся, словно волшебный цветок в век Возрождения, когда появились
необычные люди, поразившие мир своей силой, красотой и творческими
возможностями.
Затем
чередой прошли годы учения и овладения силами разума. Наступил век Просвещения,
когда стремительно начал возрастать индивидуальный человек, насыщенный знаниями
и уверенностью. Появилась вера в прогресс и в счастливое будущее этого сильного
человека, о котором философ Милль сказал, что мера его – всё бОльшее счастье.
Запад
прошел сквозь огонь страшных мировых войн и, наконец, взмыл на головокружительную
высоту своего величия. Он добился всего, о чем мечтал. Огромный мир лежал у его
ног. Но что-то вдруг разладилось в его
внутреннем естестве. Он устал… Некоторые исследователи говорят, что усталость
западного горделивого фаустовского мира приключилась в результате трагических
майских событий, произошедших во Франции в 1968 году, когда вдруг взбунтовалась
студенческая молодежь. Именно это событие стало переломным моментом, когда
Запад утратил набор высоты и начал стремительно падать.
![]() |
Студенческое восстание во Франции 1968 года |
Казалось бы, ничто не предвещало плохого. 60-е годы начались как эра массового потребления, когда экономика была в восхождении, но закончились под знаком социальной критики. Молодые интеллектуалы 60-х утверждали, что им некуда идти, потому что у их будущего всего два пути: страх умереть от голода или от великой скуки. Юные головы обратили свой взгляд к социализму и выступили под красными знаменами. 60-е годы остались в истории как время баррикад, рок-музыки, антивоенных протестов «новых левых» и бурных дискуссий о философии марксизма.
О мае
1968-го принято говорить как о последнем
восстании европейских интеллектуалов,
которое повлекло за собой серьезные последствия исторического масштаба. Это
событие завершило полуторавековую эпоху
модерна, в котором интеллектуалы и молодежь играли особую, ведущую роль. Сегодня интеллектуал уж не тот — он либо
платный эксперт властей и корпораций, либо виртуальная звезда массмедиа и
масскульта. Но тогда, в 60-х, интеллигенция была властителем дум многих людей,
образцом, на который равнялись все. Именно в интеллектуализме буржуазный мир увидел
своего врага. Тогда же, видимо,
появилась мысль уничтожить этого врага навсегда. Расправившись в 68-м году с лучшей частью молодежи, западный
мир фактически уничтожил свое будущее. То, что осталось – было низкого качества
и не обладало ни творческой фантазией, ни смелостью. Именно эти оставшиеся
составляют ныне мировую и научную элиту.
![]() |
Остатки баррикад на набережной Пор-де-Конферанс. Франция |
Западный
мир сломался. Модерн превратился в постмодерн. Структурализм, изучавший
системные вопросы, выродился в постструктурализм, который перешел к исследовнию
процессов разрушения и сумасшествия. Началась всеобщая деградация. Вместе со свертывающейся промышленностью
начал сворачиваться весь человеческий мир.
![]() |
Рене Магритт |
![]() |
Рене Магритт |
Но почему
на Западе произошло обрушение веры? Почему над позитивом вдруг возобладал
негатив?
Примерно с 13 века, когда только начинал свой разбег Ренессанс, начали
появляться люди, для которых экспансия стала мерилом и смыслом жизни. Это были торговцы, начавшие многовековую
борьбу за «свободу» в то время, когда единичный человек еще только начинал
осмысливать свою единичность. В века, которые позже назвали Ренессансом, когда
на почве, возделанной античностью, бурно пошел в рост индивидуальный человек,
возник новый взгляд на мир, как на поле деятельности этого человека-захватчика,
конкистадора и переделывателя мира по своему образу и подобию.
![]() |
Рене Магритт |
В века Просвещения,
когда западный «фауст» по-настоящему пытался овладеть разумом, философы
стремились ограничить рост и расширение его экспансии теориями «разумного эгоизма». Но это нисколько
не помогло. Разумный экспансивный
западный человек все приспосабливал для своих нужд и целей. Не только разум, служивший ему инструментом
для экспансии, не только философию, оправдывающую его захватническую политику, но
и самого Бога, который в редакции Лютера провозгласил: «Копите богатства и я
поставлю вам пятерку за прилежание!» Вопрос о спасении Лютер решал просто:
«Если ты успешен – Бог благоволит к тебе. Если ты неуспешен – значит, ты
проклят!»
Вот из
каких глубоких напластований пришло в Россию протестантское убеждение в том,
что бог благоволит богатым и ненавидит бедных. И, несмотря на то, что
православная религия утверждает совсем иное (что «ценности надо собирать на
небе, а не на земле»), богатые люди России с удовольствием отреклись от
православия и стали почитать лютеровского Бога, - небезусловного, отъевроредактированного
и приспособленного к нуждам торговца. Думаю, что это отречение было сделано
неосознанно и бездумно, но незнание закона не освобождает от ответственности.
С начала своего возникновения и до последнего
времени вопрос о Спасении и Предопределении в лютеровской доктрине считался
наиболее спорным и болезненным. Но тогда протестантизм победил. Дело
закончилось походом против католицизма и в Германии, Англии, Швейцарии победил
Бог, который был больше приспособлен к типу светского западного авантюриста.
![]() |
Рене Магритт. Пожиратель пространств |
Сколько ни
существовал западный человек, он всегда был «пожирателем пространств» - такой
была его неугомонная натура. Когда в живописи была изобретена линейная перспектива и стало зримым широкое
пространство, линии которого уходили за горизонт, для западного торговца
открылся «коридор», по которому и
помчался рыскать всеядный западный человек, запрограммированный
на поглощение и переваривание поглощенного.
![]() |
Рене Магритт |
Он всегда
ощущал себя хозяином положения, а каков хозяин – такова и власть. Какова власть
- таков и мир. И, если захватчик тупой быкоголовый урод, то и мир вокруг него тоже
должен приобрести вид тупого урода. Когда же, наконец, этот ослепший бык, убегавшись
по миру, уперся рогами в стену и завопил от ужаса – то же самое сделал вслед за
ним мир, пересозданный по его образу и
подобию.
![]() |
Рене Магритт |
Происходит
парадоксальная вещь: когда власть, не способна строить и развивать жизнь - она заявляет, что мир умирает и начинает
проповедовать ценности распада и декаданса, а мир вокруг нее действительно начинает стремительно
сжиматься. Постструктурализм,
собственно, и является инструкцией по
умиранию. Отождествление всего мира с капитализмом привело современных буржуазных философов к мысли о
том, что, если капитализм умирает, то и
весь мир должен умереть вместе с
ним, как преданный слуга.
![]() |
Рене Магритт |
И мир занялся самоуничтожением. Все структуры подверглись вивисекции. Даже протестантизм с его ценностями труда и
накопления изжил себя и оказался на помойке.
Начавший было развиваться структурализм, также устарел в свете быстрого
отмирание капиталистической структуры и был поспешно заменен
постструктурализмом или деструктивизмом – доктриной смутной и неубедительной,
которая назвала гниение нормой, а разум – иллюзией.
Если кто-то
не знает, в каком мире живет сегодня человечество и какому богу молится, так я
скажу: новая религия называется постструктурализм (в Европе) или деструктивизм ( в США). Эта религия отрицает всякий смысл,
всякую структуру, всякое объединение чего-либо, кроме маргинального. Эта
религия провозглашает главными ценностями распад всех структур, в том числе,
структур психики и языка. Бог
постструктурализма – «Ничто». Его авторами являются П. де Ман, Г.Блум, Х. Миллер (США); Деррида,
Ж.Делёз, Ж.Бодрийяр, М.Фуко, Лакан, Ж.Ф.Лиотар (Франция).
![]() |
Рене Магритт |
Данная
система не несет в себе ничего позитивного, но, тем не менее, в 60-е годы 20 века она была провозглашена основополагающей
идеологией и теперь весь мир развивается в ее русле. Эта система
взглядов была сформирована для окончательного уничтожения привычного разумного мира
и погружения его в «хаосмос» - по-просту, в хаос. Деструктивизм, собственно, не философская
система. Он ничего не предлагает, кроме пассивного созерцания всеобщего вымирания
и угасания разума. Его кредо пессимистично
и безысходно - «Весь мир умрет и ты умрешь вместе с ним – так не сопротивляйся, живи одним днем и не желай
никакого будущего ни себе, ни своим детям».
![]() |
Рене Магритт |
Деструктивизм
выражает разочарование в разуме, отвергает веру в науку и прогресс. Он отрицает даже самого человека как единую
систему, как организм и утверждает необходимость отказаться от света (разума) в
пользу тьмы (бессознательного с его неосознанными желаниями). Он призывает
отказаться даже от собственного физического тела и перейти в состояние «тела без органов», где отсутствует
разум, но зато бушует «интенсивность» (Делёз и Гваттари). Исходя из этой «логики»,
постструктурализм отрицает учение Гегеля,
ибо философия Гегеля – это высшая форма западного рационализма и потому постструктурализм
выступает как антигегельянство.
![]() |
Рене Магритт |
Основы
постструктурализма заложили, как полагают, Ницше и Хайдеггер. Ницше первый отверг
системный способ мышления и оформил свои мысли в виде фрагментов, афоризмов и сентенций. Он повторил вслед за Шопенгауэром мысль о том, что, в действительности, бытие не существует - есть лишь его
интерпретации и толкования (представления конкретного человека о мире), которые
бесконечны, многообразны и часто бестолковы. Таким образом, был приоткрыт ящик Пандоры, из которого в мир
хлынуло зло.
![]() |
Рене Магритт |
Мир был
назвал «ничто», «пустотой», а «пустоте»
можно присвоить любое имя. А можно вообще не давать ничему никаких имен, потому что имя –
это пустой знак, за которым не стоит ничего. Если дело пойдет именно так, то
«человек без имени» по-просту раствориться в «соляной кислоте» «ничто» и никакого спасения этой «мыслящей субстанции»
не будет. Человеку не за что будет зацепиться именно потому, что деструктивизм
не признаёт истину.
![]() |
Рене Магритт |
А чем, в
действительности, является истина для человека в нашем мире?
Сейчас она у каждого своя, потому что опираться на «ничто» внешнего мира
опасно. Частная истина человека является зацепкой (маркером) за
мир, которая позволяет ему не раствориться и не сгинуть в пустоте. Все знают, что чем больше «истин» и «вер» у
человека – тем сильнее его мировоззрение, тем устойчивее он в жизни. Такого человека нельзя так просто взять и отправить
на грабительскую войну, растлить, сделать палачом, вором или проституткой. Это
нельзя сделать именно потому, что ему есть за что зацепиться.
![]() |
Рене Магритт |
По сути, жизнь – это способ уцепиться за что-то, чтобы не
исчезнуть. Кто-то цепляется за
деньги (слабая зацепка). Кто-то – за
традиции. Иные – за знания или веру. Многие – просто за последнюю «соломинку). Но не
все знают, что цепляться можно только за «маркеры», которые собирают
личность. А личность – это единственная
система, которая сегодня может противостоять
натиску деструктивной бессистемности.
Я,
например, знаю, что у меня за плечами есть сент-Экзюпери, в которого я верую,
как в Бога, ибо он собрал меня как личность одной простой мыслью, что Бог – это
«божественный узел» (система). У меня есть свой Бог, свои музыка, живопись, взгляды, добро и зло. Всё это – маркеры, с
помощью которых человек может уцепиться за жизнь. Лиши его этих «маркеров» и он
будет сбит с толку и дезориентирован.
![]() |
Рене Магритт |
Именно этим
всё последнее время и занимается постструктурализм. Он вводит людей в состояние замешательства и
дезориентации. Он стирает все метки, с помощью которых человек может
ориентироваться в пространстве и времени. Утеряв способность ориентироваться и
собираться, человек станет ориентируемым – то есть, пойдет туда, куда ему
укажут.
![]() |
Рене Магритт |
Человек не должен жить только сегодняшним днем
и нынешним внешним миром с его разрушительными тенденциями. Чтобы сохранить себя в
агрессивной среде, он должен собрать свой собственный внутренний мир, который
защитит его от разрушения. Этот мир
должен включать в себя набор истин-вер, которые человек выстрадал и пережил.
Эти истины не должны быть истинами внушенными, потому что истины внешнего мира
сегодня смертоносны. Человек должен создать своего внутреннего Бога и молиться
только ему. Это необходимо сделать для
того, чтобы не уподобиться стаду безмозглых овец, которых деструктивист гонит
на бойню.
![]() |
Рене Магритт |
Комментариев нет:
Отправить комментарий