четверг, 24 июля 2014 г.

ТЁМНАЯ СТОРОНА СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

-- Ведь есть же какие-то пределы?
 -- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                                              Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность


                             
        Странность заключается в последовательности, с которой предприимчивые люди разрушают сегодня картину бытия, словно они наверняка знают, что если разрушить представление о мире, то и мир вскоре разрушится.


       Любое разрушение начинается с головы. Если человек одержим жаждой разрушения – значит, что он испытывает состояние фрустрации (когда он не может преодолеть препятствие,  возникающее у него на пути).


       Сегодня фрустрированы (в той или иной степени) почти все и поэтому накопленная энергия, не получающая достойного выхода, разряжается самым затейливым образом.


       Человек с садическими наклонностями принимается за разрушение внешнего мира. Он становится членом бандитской группировки или военным наемником, устраивающим государственные перевороты за деньги; или он делается предпринимателем, рвется к власти и уже оттуда начинает разрушать свою страну по научно выстроенным схемам.


       Если человек не обладает большой физической силой, крепким здоровьем или он слишком интеллигентен и интровертивен – он, в состоянии фрустрации, начинает разрушать себя. Делает он это неосознанно: однажды просто заболевает или попадает в аварию, или становится шизофреником, или испытывает чувство вины за то, что он – неудачник.


       Поскольку российское общество фрустрировано почти полностью – результаты этой ущемленности начинают проступать в реальности все больше, усугубляя и без того тяжелое положение с экономикой.  Все с большей очевидностью формируется образ, который, с одной стороны, всех пугает, а, с другой, доставляет какое-то странное наслаждение и болезненное любопытство.

 Что ж, человек, - говорил Достоевский, - любит страдать и делает это с удовольствием. Особенно русский человек. Ведь, если бы он этого не любил – он бы давным  давно что-нибудь изменил в этом своем тягостном положении. Но он все терпит, ждет. Чего ждет? Мессию? Скорее всего, ему просто нравится страдать…


       Русский человек мается и при этом постоянно ощущает в пространстве присутствие чего-то необъяснимого и давящего – словно некоего холодного призрака, отравляющего своим зловонным дыханием жизнь. Что это за «призрак». Скорее всего, это наваждение нашего неотвратимого будущего – разрушения и гибели.


       В России это мироощущение настигло людей обвально – словно накрыло медным тазом. В 90-х годах население вдруг с ужасом осознало, что оно вступило в какое-то странное и мрачное царство. Эта жуть была населена тенями, слышались чьи-то сдавленные крики, стоны, кряхтение и хруст купюр.

 Вдруг выяснилось, что русский человек «совершенно ничего не знает про мир, который успел возникнуть вокруг за несколько последних лет. Этот мир был очень странным. Внешне он изменился мало – разве что на улицах стало больше нищих, а всё вокруг – дома, деревья, скамейки на улицах – вдруг как-то сразу постарело и опустилось. Сказать, что мир стал иным по своей сущности тоже было нельзя, потому что никакой сущности у него теперь не было. Во всем царила страшноватая неопределенность», - так писал о «новой реальности» В.Пелевин в романе «Generation `П’».


       Да, внешне мир почти не изменился, но изменилось мироощущение людей. Они познали состояние ущемленности, которая не проходит даже тогда, когда у человека все есть. Люди стали более озабоченными, более раздражительными, перестали улыбаться и начали вдруг быстро и безобразно стареть, лысеть и жиреть, что было совсем некстати, потому что «рынок» требовал хорошего «товарного вида».


       На смену наполненной и безмятежной жизни «приходила только серая страшноватость, в которой душа советского типа быстро догнивала и проваливалась внутрь самой себя. Газеты уверяли, что в этой страшноватости давно живет весь мир и оттого в нем так много вещей и денег, а понять это мешает советская ментальность». (В.Пелевин. «Generation `П’»)


       Кто-то поверил в эту чушь. Кто-то сделал вид, что поверил. А кому-то только этого и было надо. Впрочем, все как-то быстро согласились с тем, что состояние ущемленности и надломленности – это, в общем-то, совершенно нормальное состояние. И, если весь мир так живет, то и мы должны.


       Вот так дух разрушения поселился в России. Наверное, в этой стране не было ни одного человека, который сомневался бы в том, что «этот поезд идет к разрушенному мосту». Но люди как-то приспособились, скособочась, к этому мрачному предчувствию неотвратимой гибели. Так, фрустрированность стала нормой.


А, между тем, западная «прививка» привела к тому, что постсоветское пространство заразилось всеми болезнями деградирующего и умирающего постиндустриального Запада,  и это болезненное состояние, причиняющее неимоверные страдания, тоже  сделалось нормой в России.


       Поток темных образов поп-арта хлынул на, оккупированные западной культурой, территории, постепенно разрушая в людях здоровую ментальность. И сегодня наше общество – больное, развращенное, циничное - являет собою все прелести разлагающейся плоти. Все, что нас окружает – все представляет опасность и является вредным.


       Телевидение, которое травит зрителей самой длинной по продолжительности рекламой в мире и дурацкими сериалами.       Радио, которое зомбирует слушателей своими заклинаниями: «купите», «позвоните…», «вы больны…», «вы заболеете…», «вы сгинете…»       Машины, которые заполняют улицы сплошным потоком, выхлопывая ядовитые газы, от которых кружится голова и начинаются галлюцинации.       Офисы, сварганенные какими-то злыми карликами по принципу герметически закупоренных пластиковых пакетов, из которых откачан воздух.       Суррогатная пища, в которой больше яда, чем съестного.       Зараза коснулась и театров, превратившихся в настоящий бедлам.


В средневековой Англии «бедламом» называлась психиатрическая больница, где не лечились, а просто содержались психически больные люди. Для того, чтобы прокормить их – больных за гроши показывали народу, который стекался туда посмеяться над дурачками. Наши сегодняшние театры напоминают такой бедлам, где перед зеваками беснуются актеры, имитирующие сумасшествие, пробуждая своими ужимками в темной толпе нездоровые чувства и тупое веселье.


       На этом принципе построены многие наши «юмористические» сериалы, вроде «Ворониных» и «Дома-2». И особенно печально то, что уже выросло поколение, которому это нравится.


        Впрочем, что путное может выйти из сегодняшних школ, в которых оказываются только «образовательные услуги» и где абсолютная свобода для одних учеников оборачивается абсолютным рабством для других. Современная школа может воспитать только человека толпы.


       И эта темная, мутная толпа, воспитанная на глупом кривлянии актеров, сама кривляется не хуже обезьян.       «Когда невежество было просто невежеством, мы уподоблялись лемурам, мартышкам и ревунам. Сегодня же, благодаря нашему знанию – высшему невежеству - человек возвысился до такой степени, что самый последний из нас, - это бабуин, а самый великий – орангутан или (если он возвел себя в ранг спасителя общества) – самая настоящая горилла», - так писал О.Хаксли в романе «Обезьяна и сущность» о степенях деградации человека и о превращении его в обезъяну.


       Посмотрите, как они кривляются, эти глупые мартышки. Они считают, что гримаса и ужимка – это смешно. Они даже не подозревают о том, что они – дураки, потому что иное состояние им неведомо.


       Посмотрите, как лезут из кожи вон девочки, танцуя стрип-танец – единственный танец, которому выучила их современная цивилизация. Как они выставляют напоказ все, что только можно. Разве это новое поколение имеет понятие о любви? Эти девушки знают только «товарные отношения» и предпочитают                         «Похоти рабой
                        Жить, прея, в сальной                        Духоте постели,                        Елозя и любясь                        В свиной грязи…»                                           (В.Шекспир. Гамлет. Акт 3,сц.4)        Какое будущее ждет этих «новых» людей – поклонников «темной стороны»? «Разрушенный мост»? Нет. Эта погибель предназначена для их отцов. У нового поколения иная судьба – более страшная, потому что обусловлена она их темнотой и невежеством.


       Старшее поколение прекрасно понимает, что оно потеряло и умеет отличать плохое от хорошего. Новое поколение не имеет понятия ни о красоте, ни о норме, ни о гармонии. Оно воспитано на неразличении добра и зла. Внутренний мир этих людей – такой же, как и внешний – неопределенность.

 Именно этот их смутный мир  автоматически выберет себе новую цель существования, которая будет заключаться не в том, чтобы понять, что происходит, для того, чтобы изменить этот мир и вернуть ему былые краски и радость, но в том, чтобы «умилостивить Велиала, мольбою отвратить Его злобу и как можно дольше избегать умерщвления». (О.Хаксли. Обезьяна и сущность)
  



Комментариев нет:

Отправить комментарий