понедельник, 26 октября 2015 г.

ВОЛЯ К СЛЕПОТЕ ИЛИ СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ

-- Ведь есть же какие-то пределы?
 -- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                        Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность


ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ
ВОЛЯ К СЛЕПОТЕ или СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ

СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ

Неблагодарное дело – писать правду. Всегда найдутся люди, которые начнут укорять пишущего в том, что он приоткрыл завесу, за которой корчится страшный карлик с синим носом. «Зачем вы нам об этом рассказываете?» - восклицают они. «А, может быть это неправда! А, может быть, вам это приснилось! Зачем сеете панику и мешаете нам спокойно хлебать наш суп с мясом в тёплой кухне?»


В этих словах слышится отчаянная надежда и мольба: «Оставьте нас в покое! Мы не хотим ничего  знать! Не нарушайте нашего безмятежного сна!» Эти люди цепляются за то, что у них есть сейчас и не желают ничего знать о сомнительном будущем, которое уже стоит на пороге. Но их гнев обращен не на само будущее, а на вестника, постучавшегося к ним в дверь. Впрочем, судьба гонцов и вестников всегда была тяжелой. За плохие вести их казнили.

Так случилось и  с ницшевским Заратустрой, который приволок погибшего акробата к дому старика, закричавшего в ответ на его стук: «Кто идёт ко мне и нарушает скверный мой сон?»

А ведь сон обывателя, действительно, самый скверный из всех снов, потому что ему предаются в бодрствующем состоянии.  Сон обывателя можно назвать «бодрствованием во сне». Главными характеристиками его являются: повышенная эмоциональная реакция в ответ на любой раздражитель (вплоть до истерии), фанатизм и низкий самоконтроль.  «Это несказанная оргия, это святая проституция души», - говорит Бодлер о массовом обывательском сознании в своем сочинении «Массовая баня».

СОН ОБЫВАТЕЛЯ.
БОДРСТВОВАНИЕ ВО СНЕ
Обывателю чуждо всё, кроме интересов собственного желудка. Он привык думать, не думая, и разделять мнения большинства, даже, если эти мнения абсурдны. Впрочем, если кто-то думает, что обывателями являются отсталые слои населения, то он очень ошибается. Обывателей предостаточно и в академических кругах. Они отчаянно цепляются за старое и гнобят новое.
«Если твоя точка зрения противоречит взглядам серьёзного авторитета, - пишет М.Веллер в работе «Человек в системе», – тебя разнесут. Если явно вносишь что-то новое и серьёзное – к тебе присосутся маститые соавторы и постараются большую часть заслуги приписать себе. Если твои работы блестят яркой мыслью – завистники постараются зарыть тебя в навоз».1

СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЕЙ

«Мышление толп, - утверждает Серж Московичи, - это всегда мышление уже виденного и уже знаемого».
«В общем, - продолжает тот же автор, - толпы мыслят мир не таким, каков он есть, а таким, каким их заставляют его видеть… Они никак не влияют на действительность и удовлетворяются её видимостью. Не то, чтобы они избегали её, - нет, они просто не понимают разницы между видимостью и действительностью. Истина безнадёжно ускользает от них. Они подменяют реальность, которую переносят с большим трудом, представлением о ней; нетерпимое настоящее – прошлым».2

«Этого не может быть, потому что я хочу, чтобы этого не было! Потому что мне больно от того, что говорят всякие ублюдки!» - кричит обыватель и явно видно, что ему, действительно, становится больно. Он раздражён от этой своей боли. Ему так больно, что он не может с собой справиться и потому, теряя остатки разума, начинает сквернословить и плевать в «обидчика». Он заранее настроен против того нового, что ломится в его жизнь и потому  заранее настроен критиковать всё, что попадется под руку.

СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ
«Я знаю, как называется болезнь, которая мучает обывателей, - утверждал создатель «психологии толп» Ле-Бон. В них говорит воля к слепоте. Они, как пьяные или дети. Видят и ничего не понимают. Голос косной материи заглушает в них настоящее любопытство».
«Эй, ты! – кричат они тем, кто пытается донести до них истину. – Ты думаешь, что твоя голова умнее всех других голов? А вот мы сейчас трахнем по ней и проверим!»3
Так погибают праведники, а искатели нового становятся мучениками. История знает немало трагических судеб тех, кого отвергло «коллективное бессознательное» обывателей, привычно катящееся по «обмятой» колее.

В 1903 году братья Райт подняли в небо свой первый «флайер». Никто этого не заметил.  Через 4 года аппарат уже летал высоко над землёй. Журналисты написали: «Братья Райт представили публике новый цирковой аттракцион!» Военное же ведомство отмахнулось с досадой: «Изобретение не представляет ценности!» А братья уже во всю летали. Несколько французских фирм приступили к производству аэропланов… И тогда до американских военных, наконец,  дошло, что братья изобрели самолёт.

Циолковского горожане считали выжившим из ума чудаком, чуть ли не сумасшедшим и так шло до тех пор, пока Советское правительство не объявило во всеуслышанье, что Циолковский – национальный космический гений.

Роберт Фултон годами маялся со своим «вонючим» пароходом – никто не хотел признавать его изобретения.  Пифагора  и Бруно сожгли.  Сократа отравили. Цицерона зарубили. Мани уморили в остроге.  Магомета осмеяли и выгнали.  Томаса Мюнцера четвертовали. Как говорит остроумный  М.Веллер: «Встреча человека с гением – это просто праздник души!»

Но подобное происходит не только при встрече с обывателя гением, но и при любой встрече косного человека с новой информацией, которая идет вразрез с его пониманием и не подкрепляется мнением авторитета. Обыватель верит только авторитету. Ему вынь да положь информацию с подписью президента и с  печатью на которой написано - «уплочено».

СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ.
МНЕНИЕ АВТОРИТЕТА

Но иногда и авторитет не может поколебать тупости обывателя. Так случилось со всемирно известным австрийским писателем Стефаном Цвейгом, пытавшемся предостеречь граждан своей страны о грозящей им опасности накануне аншлюса.  Отмахнувшись от тревожных сообщений писателя, обыватели продолжали вести прежнюю жизнь, нисколько не сомневаясь в своей неуязвимости. Они полагали, что нерушимый буржуазный порядок, складывавшийся веками, устоит перед натиском любого врага. Добропорядочные буржуа вплоть до прихода Гитлера праздновали свою сытую жизнь  и обменивались рождественскими веночками. «Завтра, - писал С.Цвейг, - они потеряют свои прекрасные дома и облачатся в арестантские робы. Но сегодня они не хотят ничего об этом знать и я решил их больше не беспокоить».4

СОН НА РЕЛЬСАХ.
СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ

Обыватель не видит того, что не вмещается в его сознание и  его «обмятую» по его фигуре обыденность. Слыша об угрозах своему благополучию, он говорит абсурдную вещь: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» Толерантность в этих словах сливается с индифферентностью и это «объятие» погружает их носителя в беспросветную тупость, граничащую с безумием.
Тупость заставляет обывателя каждый день совершать одни и те же привычные телодвижения, пробавляться сплетнями других обывателей и навешивать пошлые ярлыки на всё, что попадается на их пути.  

СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ

Когда же в жизнь обывателей вторгается новое, непривычное и «необмятое», она ощетинивается всеми своими иголками. М.Веллер называет такое состояние инертной обывательской массы «инерцией стабильности».  В ответ на новое толпа становится мрачной и угрюмой, а социальная  среда делается вязкой и труднопреодолимой. В этой ситуации носитель нового превращается в «торчок, о который обывателю хочется поточить когти».5

«Невозможно сказать людям истину так, чтобы они её поняли, - утверждал Уильям Блейк. – Следует говорить так, чтобы они поверили».

А на чём зиждется вера обывателя? «Конечно, на авторитете! – утверждает М.Веллер. - А еще на привычке, общепринятости и многократной, как дробь дятла на ленте Мёбиуса,  повторяемости. Языком сопромата: потребна остаточная деформация мозгового вещества».6
Состояние обывателя со времен Ле-Бона сравнивали с сумеречным состоянием фанатика. Его сознание, утрачивая собственную активность, позволяет ему предаваться мистическому экстазу или видениям в состоянии помрачения.

СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ
«Всё это морализирование!» - говорит современный обыватель, даже не подозревая о том, что под рубрикой «мораль» сегодня кроется всё самое доброе, нужное и полезное для человека.
«А кто ты такой, чтобы меня учить?» - возмущается он, не понимая, что в недалёком будущем за каждую крупицу правды ему придется платить собственной жизнью. Конечно, это произойдёт лишь в том случае, если его окончательно не одолеет воля к слепоте  и глаза его не сомкнутся навеки и не зарастут мхом, скованные скверным обывательским сном.


__________________________
1 – М.Веллер. Человек в системе. М., 2010
2 - С.Московичи. Век толп
3 – М.Веллер. Человек в системе. М., 2010
4 – С.Цвейг. Взгляд в зеркало моей жизни. Борьба с демоном.
      М.,1992
5 – М.Веллер. Человек в системе. М., 2010
6 – Там же








Комментариев нет:

Отправить комментарий