вторник, 24 ноября 2015 г.

НАВАЖДЕНИЕ ИЛИ, ЧТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ УМСТВЕННЫЙ СБОЙ?


-- Ведь есть же какие-то пределы?
 -- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                               Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность

НАВАЖДЕНИЕ ИЛИ, ЧТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ УМСТВЕННЫЙ СБОЙ?


АДАПТАЦИЯ

АЛЕН КОПЕРА. АДАПТАЦИЯ

Наш мозг устроен таким образом, что он отказывается воспринимать четырехмерные тессеракты, квантовую механику или бесконечную вселенную. И это вполне понятно. Ведь то, что называют «неизвестным» не имеет аналогов в нашей памяти.
Но серое вещество отлично обрабатывает информацию, поступающую от обычных объектов и явлений повседневной жизни. Если, конечно, новая информация не «бомбардирует» сознание  человека постоянно, а поступает определенными порциями, давая ему возможность это новое зафиксировать.  Иными словами, осознать и сделать частью своей жизни.  Однако есть обескураживающие исключения, которые приводят сознание человека в опасное состояние замешательства.


ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО
Чем опасно это состояние? Состояние замешательства делает человека мягким и текучим. Он на время теряет свою форму и, в то время, как он утрачивает волевой контроль над собой,  из него можно лепить всё, что угодно. Ему можно приказать отдать свои деньги или даже убить человека. Его можно настроить на определенную деятельность.
Человек в состоянии замешательства становится подобным ребенку. То, что он услышит в этом состоянии, ляжет в сценарий его жизни и превратится в жесткий механизм, который будет контролировать его психику.
То же самое можно сказать и о ребёнке, психика которого еще мягка и не приняла определенной формы. Ребенок тоже находится в состоянии замешательства и потому вся его дальнейшая жизнь зависит от того, ЧТО ОН УСЛЫШИТ ДО 7 ЛЕТ.

Современное телевидение всё делает для того, чтобы человек периодически погружался в состояние замешательства. С этой целью крутятся и постоянно движутся картинки, не давая зрителю возможности зафиксировать и их осмыслить. Адаптации не происходит и оттого наступает замешательство. Результатом такой нескончаемой адаптации, уходящей в бесконечность, является выработка привычки пассивного наблюдения и отказ давать оценки виденному.

АЛЕН КОПЕРА.
ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО
Двери
Бывало ли у вас такое, что вы входите в комнату с какой-либо целью, например, что-то взять, но начисто забываете, зачем пришли? Оказывается, в этих странных провалах памяти виноваты двери.

Психологи из Университета Нотр-Дам обнаружили, что прохождение через двери вызывает в мозгу явление, известное под названием «событийная граница», отделяющее один набор мыслей и воспоминаний от другого, как будто прохождение через дверь подает сигнал об окончании сцены в фильме. Мозг архивирует мысли, которые были в предыдущей комнате, и готовит чистую доску для нового места.
 Ментальные событийные границы обычно помогают организовать мысли и воспоминания во время движения по непрерывному и динамичному миру. Но, когда мы пытаемся вспомнить, что намеревались сделать, зайдя в комнату, но не можем этого сделать, - «событийные границы» начинают раздражать.  Получается, что, чем больше комнат и дверей – тем хуже память.
Недаром же говорят, что, если о чем-то забыл – надо вернуться на старое место (туда, где мысль возникла) и «подобрать» утраченную мысль.  



ЛУНА
Обычно Луна – это приятный ночной попутчик, но иногда и она может стать причиной умственных сбоев. Когда Луна опускается низко в небе, она кажется больше, чем когда висит над головой, хотя, в действительности, размер её остаётся остается неизменным. Это явление известно как иллюзия Луны у горизонта, или иллюзия Понцо.

Самой вероятной причиной иллюзии Луны является то, мы привыкли видеть над головой тучи на расстоянии лишь несколько километров, но при этом мы знаем, что тучи над горизонтом отдалены на сотни километров. Если туча на горизонте такого же размера, как те, что над головой, несмотря на громадное расстояние, мы думаем: «Та туча очень большая». И хотя Луна над горизонтом такой же величины, как и над головой, -  мы воспринимаем ее гораздо большей.



ЭЛЕКТРОННЫЕ СИГНАЛЫ
Что хуже: визг цифрового будильника, сирена, гудки, едущего задним ходом  грузовика или пронзительные напоминания, что садятся батарейки в телефоне или в детекторе дыма? Скажем прямо, все эти звуки ужасны. Электронные сигналы – это шумовое сопровождение современного мира, и они  не только раздражают, но и  вызывают небольшие мозговые сбои.

Люди эволюционировали без электронных звуков, потому они прикладывают усилия к тому, чтоб уловить их. Природные звуки создаются передачей энергии - часто при ударе одного предмета о другой, как палочка, ударяющая в барабан. В этом случае энергия передается в барабан и постепенно рассеивается, что вызывает затухание звука.

Наша система восприятия развивалась таким образом, чтобы использовать это затухание для понимания события и адаптации к нему.  Затухание дает нам возможность выяснить, что произвело звук и откуда он.
 Электронные же сигналы похожи на автомобиль, который на скорости 100 км/ч ударяется о стену вместо того, чтобы медленно затормозить. Они не изменяются со временем, не угасают и потому сбивают мозг с толку, не позволяя ему определить их природу и источник. А это не только приводит человека в замешательство, но и служит источником стресса.



ФОТОГРАФИИ
Люди эволюционировали не только без электронных сигналов, но и без фотографий. Вот почему пожилой человек может научиться пользоваться Интернетом, но он никогда не будет в состоянии развить интуитивных навыков пользователя. Так же точно обстоит дело с бессознательным.
 Все люди на сознательном уровне понимают, ЧТО такое фотография, но  вот подсознание не может отделить бумагу с изображением  от изображенных на ней объектов или людей. Бессознательное воспринимает изображения людей на бумаге за настоящих людей.
Так, исследования демонстрируют, что люди гораздо менее точно попадают дротиками  в изображения друзей, детей или любимых, но при этом прекрасно поражают цель, если она представляет собой изображение врага. Другое исследование показало, что люди начинают сильно волноваться, когда их просят порезать фотографии самых долгожданных в детстве приобретений.  Мозг даёт сбой, когда надо отделить изображение от реальности.



КРАСНО-ЗЕЛЁНЫЙ
Красно-зелёный цвет имеет такую же яркость, как и красно-синий (его называют «пурпурным»), но у людей нет определённого слова для его описания, так как человек не может его увидеть. А всё дело в том, что красно-зеленый цвет попадает в слепое пятно нашего мозга.

Это ограничение вызвано тем, как люди вообще воспринимают цвет. Клетки в сетчатке под названием «оппонентные нейроны» возбуждаются при красном свете, и эта активность говорит мозгу, что мы смотрим на что-то красное. Те же оппонентные нейроны затормаживаются в зеленом свете, и это отсутствие активности указывает мозгу на зеленый цвет.
 Большинство цветов вызывают смешанное влияние на нейроны, которое мозг может раскодировать. Красный цвет аннулирует влияние зеленого цвета, а потому мы никогда не сможем воспринимать эти цвета в смешении.
Вернее, почти никогда. В особенных условиях  лаборатории глаза можно принудить к восприятию одновременно красного и зеленого света. Люди, которые участвовали  в таком зрительном эксперименте, рассказывали о незабываемых впечатлениях, словно увидели новый, не существующий в природе цвет.



КОЛЁСА
Замечали ли вы когда-нибудь, как странно выглядят колеса в фильмах, которые крутятся как будто в обратном направлении? Это происходит потому, что телекамеры захватывают статические изображения сцены с определенной частотой, а мозг заполняет пробелы между этими изображениями, создавая иллюзию непрерывного движения между одинаковыми кадрами. Если колесо постоянно вращается на протяжении нескольких кадров, то для мозга самым очевидным направлением является обратное, так как оно предполагает минимальную разницу между двумя кадрами.

Однако и в реальной жизни колеса могут казаться вращающимися в обратном направлении, что еще более странно. Дело в том, что система восприятия движения мозга дискретизирует входной сигнал как серию прерывистых кадров (как телекамера). Таким образом, наш мозг постоянно снимает собственный фильм о внешнем мире, но не всегда с необходимой скоростью для того, чтоб понять, что колеса крутятся в правильном направлении.



ЯРКИЙ СВЕТ
Яркий свет может вызвать у человека чихание.  Этот эффект называется «световым чихательным рефлексом». Он представляет собой  малопонятное ментальное состояние, возникающее при выходе человека из темноты на яркий свет.
Как правило, чихание происходит непроизвольно, когда в нос попадает раздражитель. Однако такая автоматическая реакция может случаться и при зрачковом световом рефлексе (когда зрачки сужаются на ярком свету). Все рефлексы требуют передачи команды по сложным нейронным мозговым путям и потому вполне вероятно, что смешанные команды могут вызвать неожиданные результаты. Объедините чихательный и зрачковый световой рефлексы, и вы получите ответную реакцию на единственный раздражитель – яркий свет. Ученые не могут полностью объяснить этот феномен.



ОБШИРНЫЕ ОТКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА
Передвигаясь по пустыне, равнине или густому лесу, то есть, по территориям без ориентиров, люди, как правило,  ходят кругами. Эксперименты с людьми, которым надели на глаза повязку,  показывают, что человек, не имеющий внешних ориентиров, будет двигаться по кругу, диаметр которого, примерно,  20 метров. При этом, он будет считать, что идет прямо.
 Но причина вовсе не в разной длине или силе ног. Просто обширные открытые пространства  создают наваждение.
Исследователи из немецкого Института биологической кибергенетики утверждают, что движение кругами является результатом изменения ощущения «прямо вперед». С каждым шагом у человека появляется маленькое отклонение в вестибулярном (сохраняющем равновесие) аппарате или в проприоцептивной (воспринимающей тело) системе. Это отклонение добавляется к когнитивному ощущению того, ЧТО есть «прямо». Если такие отклонения будут накапливаются, то человек будет постепенно сужать диаметр кругов. Этот сбой мозга невозможен, если человек постоянно перенастраивает ощущение направления при помощи солнца, ближайшего здания или горы.



ТЕНИ
Тени – это нечто странное. Так считает мозг. Пытаясь определить цвет поверхности, мозг знает, что тень делает ее темнее, чем она есть на самом деле. Человек возмещает эту разницу, автоматически воспринимая затененные поверхности светлее, чем они, в действительности, видятся глазу. Но, так как мы не контролируем этот процесс подстраивания, то мы становимся не способны определить, насколько темной, в действительности, является тень.
И еще одна странность заключается в том, что, если долго смотреть на тень, то она зашевелится и начнет жить собственной жизнью. Она не будет двигаться так, как двигается человек. Скорее, ее передвижение похоже на череду фотографий. Обычное дело увидеть, как некое существо поворачивает к тебе голову и улыбается. Это означает, что всё в порядке. Странно всё это. Но ровно то же самое получается с облаками и деревьями.



ТЕЛЕФОНЫ
Бывало ли у вас ощущение, что в вашем кармане или в сумке вдруг начинал вибрировать телефон, а, когда  вы его доставали, то оказывалось, что вызова не было? Если с человеком такое случается, то это означает, что его мозг в своём замешательстве приходит к неверным выводам в попытке разобраться с хаосом жизни.
В мозг постоянно поступают сигналы от органов чувств и он должен отбросить бесполезный шум и выбрать важные сигналы. В древности люди часто принимали изогнутые палки, лежащие на земле, за змей. Сегодня же, в век электроники человеческий мозг может неправильно интерпретировать самые  разные шумы. В том числе, такие, как шелест одежды или бурчание в животе, которые подают команду мозгу принять звонок или сообщение. При этом, они вызывают иллюзию вибрации телефона.







Материал создан на материале источника: http://pixel.in.ua/archives/7555


Комментариев нет:

Отправить комментарий