-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
Депрессия – состояние неприятное. Весь мир
словно погружается во мрак. У каждого бывают срывы и тоска. Депрессия – это
показатель внутреннего кризиса, когда действительность становится неприемлемой.
Паустовский написал однажды: «Весна, а солнце
– черное». Бунин назвал свой тяжелый период «окаянные дни». Ницше сравнивал
депрессию с «черным карликом», висящим у человека на ногах и делающим его
тяжелым и грузным.
Как ни странно, но
ницшевский «карлик» действительно существует и иные могут почувствовать, как он
не только хватает их за ноги, но уже и сидит на плечах, свесив ножки. Именно на
плечах ощущается давление какой-то тяжелой силы. Она сгибает человека в три
погибели и не дает вздохнуть свободно.
О
депрессии постоянно писал Достоевский. Все его герои – депрессивны. Достоевский
– родоначальник многих европейских психологических и философских школ, впервые
заговорил о депрессии на
профессиональном уровне и подтолкнул многих ученых к открытиям.
Фактически вся
современная психология вышла из Достоевского либо каким-то образом ощутила его
влияние. «Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек, -
писал он в «Записках из подполья». – Я думаю, что у меня болит печень… Я не
лечусь и никогда не лечился… Я не только злым, но даже и ничем не сумел
сделаться: ни злым, ни добрым, ни подлецом, ни честным, ни героем, ни насекомым…».
Это тяжелое
состояние продиктовано ощущением, будто человек стоит перед закрытой дверью и
понимает, что его «выкинули». Так бывает, когда перед твоим носом захлопываются
двери вагона и ты остаешься на перроне совершенно один. Все там, а ты – здесь
один.
А. де Сент-Экзюпери говорил, что человек всегда горюет только об одном - о времени, которое ушло, ничего по себе не оставив. О даром ушедших днях. Девочка, повзрослев, горюет об ушедшем возлюбленном, не понимая, что оплакивает утерянную дорогу к жизни, к чайнику, кипящему на плите в ожидании любимого, к общему дому, к нерожденному ребенку.
Старик оплакивает свою жизнь, которая прошла бессмысленно - утекла, как песок сквозь пальцы.
Старик оплакивает свою жизнь, которая прошла бессмысленно - утекла, как песок сквозь пальцы.
Мужчина оплакивает ту, что не сберег, променяв ее на другую. А теперь уже поздно. Ничего нельзя исправить.
Это состояние
фрустрации, когда человек не может получить нечто очень важное для себя. Период
беснования и ярости уже позади, а впереди – пустота, безысходность и закрытая
дверь.
Накатывает страшное чувство изоляции. Изоляция – это остракизм, ощущение,
что тебя выкинули из стаи. Очень хочется повеситься, напиться или сделать
что-нибудь этакое, чтобы все «сволочи» ахнули… Но ничего сделать уже нельзя,
потому что поезд ушел и потому что одолевают тяжесть и слабость. Остается –
грызть самого себя.
Во всем виновата
память. Это она заставляет нас страдать. И еще наша личность, которая очень
уязвима и хрупка. Если бы у нас не было личности, мы бы не обижались и не
мучились так, как может мучиться только человек. Мы вспоминаем момент нашего
унижения и кровь приливает к лицу, а сердце учащенно бьется. Вот он –
адреналин. Не все любят получать его таким образом.
Бердяев говорил, что
из-за склонности к депрессиям, он боялся «очаровываться», потому что боль от
разочарования была невыносима.
Будда считал, что
самое страшное в человеческой жизни – депрессия, которая приносит людям
страдание. Он всю жизнь бился над тем, чтобы найти способ избавить людей от
страдания. И нашел его, но, думается,
лишь единицы пойдут его путем.
Ф. Ницше говорил, что
этот путь – только для «утомившихся». А
те, кто еще хотел бы жить и готов участвовать в жизненных битвах, должны
преодолеть в себе человека и стать сверх-людьми. Но этот путь тоже не для всех.
И Иисус бился
над проблемой страдания. Ее причину он связывал с привязанностями к земным
делам. «Оставь все и иди за мной», - говорил он своим ученикам.
Сократ и Боэций
предлагали спасаться от депресии в философствовании. А Эклессиаст, опровергая их, говорил,что «от многая знания – многая печаль».
Платон предлагал строить идеальное
государство, которое избавило бы людей от мучительного страха самосохранения и
даровало бы время и силы для самосовершенствования и радости. Но кому-то
справедливое государство – острая кость в горле. Это решение проблемы депресии
забраковали и объявили «ересью». Для кого-то предпочтительнее тоска в мутной
воде, чем прозрачность живительного источника.
Фрейд утверждал, что
человек обречен метаться между двумя крайностями: между страданием и
удовольствием. Мы похожи на белку в колесе, убегающую от страдания и бегущую к
удовольствию. Но она не понимает, что бежит на месте.
Посмотрите на эту
белку – в ней смысл всей нашей дурацкой человеческой жизни. Депрессия гонится
за нами. А мы, улепетывая от нее, видим впереди себя наши собственные
мелькающие пятки. Их то мы и принимаем за отблески грядущего "счастья".
Что же получается?
А получается, что мы сами и есть основа собственного страдания. Мы сами и наша
странная погоня за счастьем…
PS Есть
древний символ, который называется «уроборос» - символ тщеты человеческой
жизни. Это изображение змея, ловящего самого себя за хвост. Его голова - источник
страдания, а хвост – кажущееся «счастливое будущее». Но есть ли у этого
существа, вовлеченного в кручение на месте,
будущее? Интересный вопрос.
Комментариев нет:
Отправить комментарий