-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
СПЕЦИАЛИСТЫ
США О БУДУЩЕМ МИРА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МИРЫ
Американские
аналитики, наконец-то, признались, что с однополярным миром у них ничего не
получается и потому они отказались от этой затеи в пользу многополярности. В связи
с этим, США пришлось откорректировать программу развития мира, рассчитанную до
2030 года. США предполагают начать формировать новую международную систему,
которая могла бы обеспечить их интересы в грядущем мире.
В декабре
2012 года Национальный совет по разведке США официально представил
общественности доклад под названием «Global Trends 2030: Alternative Worlds» («Глобальные темы
2030 года: Альтернативные Миры»). В этом
документе американское разведсообщество намечает планы дальнейшего развития
мира до 2030 года, а также анализирует вероятные угрозы для США.
Предыдущий
доклад «Global Trends 2025»
был выпущен в 2008 году накануне
мирового финансового кризиса. Тогда отмечался подъем новых держав, и полным
ходом шла глобализация экономики, осуществлялось перетекание богатства и экономического
могущества на Восток и росло влияние негосударственных субъектов. Но в последнем
докладе речь идет о только еще
формирующемся и стремительно меняющемся мире. В этом документе говорится уже о многополярном мире, как свершившемся факте.
«Global Trends 2030…» – это уже пятая попытка осмыслить форму
будущего мира. Аналитики выделили в нем основные «надвигающиеся» проблемы,
которые, может быть, появятся в будущем…
·
Главная
роль в будущем мире отводится США.
Ее влияние в мире может снижаться, но может и «переутверждаться». Авторы не
исключают оба варианта.
·
Были
выделены четкие звенья в системе международных отношений. Подчеркнута роль негосударственных образований,
оказывающих значительное (если не преобладающее) влияние на международную
политику. Кроме того речь шла также и возрастающем влиянии негосударственных субъектов.
Планируется, что США, углубляясь в динамику управления, будет получать бонусы
от контроля всех акторов.
·
В
документе значительное место уделено теме ускорения мира. В нем указано, что
Китай укрепляется, а Россия слабеет. Но могущество Китая растет гораздо
быстрее, чем это ожидалось. В целом, аналитики заявили, что мир развивается гораздо
быстрее, чем они предполагали.
·
В
докладе был проведен анализ кризисов и разрывов. Слово «тенденция»
признано устаревшим и, не отражающим сути явлений. Аналитики предполагают, что термины «кризисы» и «разрывы» более точно характеризуют
будущую ситуацию, которая предполагает «вероятность значительных потрясений и
скачков».
·
Аналитики сочли, что роль идеологии должна
быть повышена. Сегодня, - говорят они, -
«идеология является удручающе размытой концепцией, которую трудно определить и
столь же трудно измерить». Они предполагают, что в этом направлении должны
произойти политико-философские сдвиги, которые приведут в движение соответственное «поведение» и потому должны
находиться в центре внимания.
Американские специалисты ничего не говорят о появлении фашизма и либертализма, хотя последний
является (по заключению многих международных экспертов) более тоталитарным и
деструктивным, чем национал-социализм Третьего Рейха. Ничего не говорят они и о «нелиберальном интернационализме», которого смертельно боятся.
·
В
документе изложено понимание надвигающегося мирового дисбаланса и определены
подходы к его разрешению и предупреждению. Этих подходов два. Первый подход
предполагает расширение стратегического
моделирования. Второй – создание «имитационных игр» для того, чтобы
понять, в каком направлении движется мир.
Таковы
общие очертания геополитической стратегии властей США на политической арене. Каковы же прогнозы на будущее?
1
часть посвящена мегатрендам. Чего следует ожидать?
1) Роста
индивидуальных возможностей.
Американские специалисты выводят этот рост из «сокращения бедности» и роста
мирового среднего класса, расширения системы образования, использования новых
коммуникационных технологий, а также прогресса в области медицины. К росту
индивидуальных возможностей также отнесены риски распространения оружия и утрата
монополий государств по контролю над их производством и распространением. Сюда включаются новые виды точных вооружений,
кибертехнологии и биологическое оружие.
2) Распыления
власти.
Аналитики полагают, что больше не будет никаких держав-гегемонов. Власть
перейдет к сетям и коалициям многополярного мира. Это
очень важное утверждение, так как прежде американский истеблишмент никогда не
говорил о многополярности. Сегодня она рассматривается в позитивном контексте.
В марте
2012 года Институт исследований в области безопасности ЕС издал доклад, который
носил название «Граждане во взаимозависимом и полицентричном мире». В нем было
записано: «… от того, как ЕС справится с кризисом и воспользуется своей мощью
для эффективных действий в полицентричном мире, будет зависеть будущее. Если
получится ответить на вызов заслуживающим доверия образом, то на смену
нынешнему кризису может прийти “европейское возрождение”».
3) Демографических
изменений.
Предполагается, что нестабильность будет снижаться. В «стареющих» странах
экономический рост, скорее всего, будет замедляться. 60% населения мира будет
жить в урбанизированных районах. Миграция будет расти. Население планеты
увеличится на миллиард (8,3 млрд в 2030 году). Перенаселенность может вызвать
напряженность с питанием, водой и энергией. Количество городов увеличится на 10%. Будут
расти проблемы «пробок» на дорогах, экологии, снабжения, а также проблемы сбоев
в компьютерных сетях, которые будут тесно интегрированы с инфраструктурой.
Потенциальными
зонами конфликтов определены – Африка, Южная Азия и Средний Восток (сюда
входят, помимо Ближнего Востока, некоторые страны Центральной Азии – Иран,
Афганистан, Пакистан. По классификации, принятой в США, этот регион простирается
между Средиземным морем и Индийским океаном).
4) Нехватка еды,
воды, энергии.
Спрос на эти ресурсы будет постоянно расти за счет увеличения глобального населения.
В этом контексте американские аналитики
выразили обеспокоенность по поводу будущей энергетической независимости США.
Все эти
пункты предлагается учитывать на фоне общих климатических изменений.
Вторая
часть документа посвящена GAME-CHANGERS – тем, кто будет изменять «правила игры» (акторы международного
политического процесса).
Потенциальные
акторы разбиты на кластеры, которые связаны с экономикой, управлением,
потенциалом для ведения конфликтов, региональной нестабильностью, новыми
технологиями и ролью США.
Что
касается экономики и управления, то здесь отмечено значение Китая.
Также
предполагается, что западное доминирование в таких организациях, как Совет
Безопасности ООН, Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд будет
несколько поколеблено – туда войдут новые экономические «игроки».
О роли
Вашингтона в этих организациях указано, что доминирование США по принципу «первый
среди равных» предпочтительно. Но при этом отмечается, что «однополярный момент»
закончился, а потому и эпоха американского господства в международной политике
(которая началась в 1945 году и стала известна как Pax Amtrikana), быстро сворачивается.
Какие
«риски» могут ожидать мировую систему до
2030 года?
- распространение
эпидемий;
- ускорение
изменений климата;
- коллапс
ЕС;
- распад
Китая;
- реформы в
Иране;
- ядерная
война или другого оружия массового уничтожения;
- солнечные
геомагнитные бури;
- выход из
игры США (по причине распада или резкого сокращения возможностей);
-
глобальная анархия
В этом
разделе ни слова не сказано о России, словно ее не существует вообще. Видимо, ее списали со счетов в качестве источника серьезного
потенциального риска.
Самая
интересная часть документа – «альтернативные миры» - будущие сценарии
мироустройства.
Существует всего
4 сценария:
1) «Заглушенные
двигатели»;
2) «Синтез»;
3) «Джин, выпущенный
из бутылки»;
4) «Мир без государств»
1. «Заглушённые двигатели». Предполагается, что из-за «большой
игры» в Азии произойдет конфликт. Но, поскольку азиатские страны являются
двигателями мировой экономики, то это серьёзно затормозит мировое развитие. Этот
сценарий считается наихудшим и предполагает очень серьёзные последствия,
которые превысят последствия результатов двух прошлых мировых войн.
2. «Ускорение изменений климата». Этот сценарий – наилучший, своего
рода «хэппи-энд» (в американском понимании). По этому сценарию происходит конвергенция
(сближение) по линии США-Европа-Китай, где постепенно
проходят политические реформы. Страны находят пути для сотрудничества, в
результате чего увеличивается мировой ВВП и возвращается «американская мечта».
3. «Коллапс ЕС». Этот сценарий представляет мир
крайностей, когда внутри государств растут социальные и политические
противоречия. США снимает с себя роль «мирового полицейского». В Китае
увеличивается разрыв в доходах между прибрежной полосой и внутренней зоной. В
целом мир остается достаточно богатым, но не безопасным.
4. «Мир без государств». Этот сценарий (наиболее вероятный)
осуществится в том случае, когда транснациональный бизнес, академические
структуры и богачи вместе с субнациональными субъектами (мегаполисами) начнут
процветать, богатеть и вмешиваться в глобальное управление. Базу для их поддержки
формирует глобальный консенсус между элитами и средним классом в отношении вопросов окружающей среды, борьбы
с коррупцией, верховенства права и решения проблем с бедностью.
Мир при
этом остается неоднородным. Сами государства не исчезнут, но будут
организовывать «гибридные коалиции государственных и негосударственных акторов».
Этот вариант не плох, так как по этому сценарию происходит взаимодействие
разных слоев мировой общественности по определенным вопросам и присутствуют
попытки договориться и услышать друг друга. Такой мир обещает быть более
устойчивым, сплоченным и менее враждебным для отдельного человека.
Во всех
планах о России упоминается только вскользь. Сказано лишь, что экономика России
будет продолжать неуклонное снижение.
Также
говорится, что Россия (наряду с Китаем и Индией), возможно, будет источником
международного конфликта. В документе упоминается Сибирь, за ресурсы которой
придется побороться с Китаем другим странам.
Говорится и
о желательности дальнейшей демократизации России: «Модернизация России, -
написано в документе, - может интегрировать ее в более широкое международное
сообщество, и, в то же время, Россия, которая не может построить более диверсифицированную
экономику (ахиллесовой пятой российской экономики названы энергоресурсы) и
более легальную внутреннюю политику, может представлять собой региональную и
глобальную угрозу».
Кроме того,
указывается на возможный конфликт с одной из бывших советских республик, на
чьей стороне против России выступят НАТО и США.
США также
беспокоит наличие в России ядерного оружия.
По сфере
значимости и важности России в мировом процессе, ее сравнивают с Пакистаном,
Ираном и Северной Кореей.
Говорится
также о необходимости уменьшения населения Российской Федерации
(демографическое «окно» возможностей для России захлопывается в 2015 году).
Затрагивается
тема взаимодействия России с ЕС и США. Западные специалисты полагают, что
России необходимы западные инвестиции и возможности для экспорта своих товаров.
Аналитики предлагают посмотреть, в какую
сторону двинется Россия – к Китаю или на Запад.
Что
касается внутренней российской политики, то предполагается, что жизненные
условия для населения будут ухудшаться и это может повлечь рост
националистических настроений.
В
целом для России прописаны 3 сценария…
1. Россия
может расширить сотрудничество с другими странами, выбрав «брак» по расчету, а
не по ценности. Россия амбивалентна и ее направление непредсказуемо. Россия еще
не выбрала собственного направления.
2. Россия
может выбрать путь двойственных отношений с разными странами, но в течение 20
будущих лет этот путь будет хлопотным для международного сотрудничества в том
случае, если Россия восстановит свою военную мощь и будет сдерживать более
сильный Китай.
3. Россия
может начать создавать проблемы, запугивая своих соседей, в целях своего
господства над ними. Такой исход будет возможен, если лидер России столкнется с
ростом общественного недовольства из-за ухудшающихся условий жизни и туманных
экономических перспективы и захочет сплотить националистические настроения.
Если
подобные проекты воплотятся в жизнь, то к 2030 году мир изменится. Конечно,
многие факторы в этом документе не учтены, но линии развития намечены.
Планы на
будущее составляют и многие другие организации международных экспертов.
Совет
по международным отношениям
(Council
on Foreign Relations – CFR) предполагает, что закат Запада
неминуем и значение его будет снижаться. Зато в глобальной экономике восстановится роль
Азии.
Издание
Digital Journal отметило,
что произойдет развитие нейромедицины будут производиться искусственные органы.
Это поможет создать новую расу людей, которая будет обладать качественно иными
характеристиками, скоростью и силой.
Атлантический
Совет (Atlantic Counsil)
создал свою работу, в которой отражено видение будущего мира – «Envisioning 2030: US StrategY for a Post-Western World».
Этот «мозговой» центр предлагает совершенно определенную стратегию будущего
конкретно для Белого Дома, в которой акцент сделан на всемерное укрепление США как
государства и его роли в мировом процессе как мирового арбитра. Стратегия включает 6 основных пунктов.
1)
Предлагается продолжить строительство «у себя дома» своего собственного
государства и считать это направление приоритетным. При этом не рекомендуется
забывать и о глобальном контексте.
2)
Предлагается сохранить роль США как «полицейского» мира для того, чтобы формировать динамические, неопределенные
глобальные тенденции в мире и других странах. В противном случае они будут
формироваться в неблагоприятную сторону.
3)
Рекомендуется глубоко вникать во все глубинные политические процессы и
взаимодействовать с большим количеством политических акторов, путем заключения
альянсов. Это укрепит стратегическую базу.
4) Большее
внимание уделять трансатлантическим отношениям.
5)
Укреплять сотрудничество с Китаем, поскольку эта страна будет определять
международную систему к 2030 году. Большее внимание следует уделять Ближнему
Востоку (от Северное Америки до Пакистана), так как этот регион представляет
для угрозу для США и мирового порядка.
Северная
Америка не собирается делиться властью сдавать своих позиций. Фредерик
Кемпе (исполнительный директор Атлантического Совета) заявил, что «у Соединенных Штатов есть нечто
редкое среди исторических великих держав – второй шанс на формирование
международной системы для обеспечения своих долгосрочных интересов… И ни одна
другая нация не имеет столько возможностей влиять на глобальное будущее».
Конспект
статьи Леонида Савина «Альтернативные миры наступают». Институт
высокого коммунитаризма - Информационный портал http://communitarian.ru/publikacii/
Комментариев нет:
Отправить комментарий