вторник, 10 ноября 2015 г.

ПСИХОАНАЛИЗ И "ГОЛОВА ГОРГОНЫ"

-- Ведь есть же какие-то пределы?
 -- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                       Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность

ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ
ПСИХОАНАЛИЗ И «ГОЛОВА ГОРГОНЫ»


Царь Полидект – пациент древнего «психоаналитика» Персея, попросил вылечить его от фобии. Поскольку Полидект намеревался жениться на его матери - Данае, молодой герой согласился помочь своему незадачливому отчиму и направился прямиком в глубины его бессознательного, где обретались чудовищные монстры… По дороге он напевал: «Эх, хвост-чешуя, пара-психо-логия!»


Персей не был обычным сказочным героем – он был великим видящим, который всю жизнь сражался со страшными существами из преисподней. Видение было необходимым качеством, которым должны были овладеть герои древних мифов, потому что для того, чтобы действовать –необходимо знать.
«Главное не смотреть, но видеть!» - говорил дон Хуан своему ученику Карлосу Кастанеде. И он был прав. ВИДЕТЬ – самое трудное дело из всех возможных. Видеть – значит обладать искусством управления собственным  сознанием.

Сознание – это луч света, который выхватывает из «темноты» то одну, то другую «вещь». То, что не попадает в круг света, остаётся невидимым. Это может произойти даже в том случае, если «вещь» стоит совершенно открыто. Сознание обычно не видит того, чего оно не может или не хочет видеть.

Предмет может оставаться невидимым и в том случае, если для него нет имени и он не «открыт» учеными. Тогда человек будет смотреть на явление, видеть его, но, отвернувшись, тотчас же забудет о виденном. Самый яркий пример, иллюстрирующий это утверждение – случай с Ньютоном, на которого «упало» яблоко. Тысячи людей видели, как яблоки падают на землю, но только один, заранее подготовленный ум, спросил – «а почему, собственно?»

 Для того, чтобы увидеть – необходимо зафиксировать взгляд. Для того, чтобы его зафиксировать, следует быть заинтересованным в том, чтобы увидеть. Для того, чтобы быть заинтересованным, нужно, чтобы жизнь подтолкнула к этому человека и в нем возникло чувство «нехватки» именно этой «вещи» или этого явления для того, чтобы продолжать жизнь.

Фредерик Пёрлз, создавший гештальт-терапию, говорит об этом, примерно, так: когда взволнованный человек, идет на вечеринку, у него есть цель – увидеть там возлюбленную.  Входя в гостиную, он сразу отыскивает глазами объект своего внимания и сосредотачивает на нем взгляд. Он видит только одну женщину, вокруг которой – размытый фон. Чем более человек влюблён – тем ярче становится для него фигура возлюбленной, тем более размытым и неопределенным делается фон.
 
ФРЕДЕРИК ПЁРЛЗ
«Если внимание и волнение работают вместе, - говорит Ф.Пёрлз, - объект внимания становится всё более цельной, яркой и определённой фигурой на всё более и более пустом, незамечаемом, неинтересном фоне. Такое формирование цельной фигуры на пустом фоне называется “хорошим гештальтом”.[1]

Если приложить эту «историю» ко всем явлениям жизни – получим закон. На основании этого закона происходят все без исключения открытия. Весь секрет заключается  в сосредоточенном и заинтересованном взгляде. Именно сосредоточенный взгляд ученого, созерцающий объект своих раздумий, становится причиной  его гениальности, а также рассеянности и некоторой странности в бытовой жизни. Разве можно винить за это гения?

Ни в чём нельзя винить и человека, который, читая научную статью, не видит в ней ничего, кроме «многобуков». Но было бы неплохо,  если бы этот человек знал, что он не всегда понимает сложный текст не только потому, что текст плох или он сам глуп, а потому, что в данный момент его внимание сосредоточено на чём-то другом и, следовательно, «многобуков» является для него размытым фоном.

 В этом случае принято говорить о том, что человек  не «вмещает» нового. А для того, чтобы он «вместил» новое – необходимо, чтобы он этого захотел. И не просто захотел, но и освободил для нового место. Это значит, что, если человек что-то хочет понять, он должен  смотреть на новые вещи заинтересованно, а не только с позиции силы, критики или желания настоять на своём.

В современной жизни фиксацией сознания занимаются, в основном, СМИ и кинематограф. В прежней жизни были «властители дум», создававшие великую литературу, великие фильмы,  заставлявшие людей думать и, тем самым, фиксировать свой «взгляд».

 Сегодня, увы, многие из тех, кто занимаются коммерческим «новоделом», не создают ничего, кроме размытого фона,  главной фигурой на котором  становятся новости с обилием мелких деталей, к которым и привязывается взгляд. Он блуждает, переходя от одной детали к другой и это обуславливает его поверхностность.

Человек, привыкший к таким блужданиям, во всем серьезном и, требующем размышлений, всегда видит «многобуков». И это вполне естественно, ведь он следует велениям современной «парадигмы», которую Ж.Бодрийяр называет «царством детали».

Современные «властители дум», контролирующие сознание людей,  расставляют нужные им «акценты» в психике людей и определяют их потребности.  В идеале каждый человек должен формировать свои установки самостоятельно, но на практике мышление людей определяют структуры, владеющие тайнами программирования.

Они могут заставить человека видеть то, чего нет в реальности и не видеть того, что очевидно и лежит на поверхности. «Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, - появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями)», - пишет Денис Безлатный в работе «Психология в рекламе: искусство манипуляции в общественном сознании».
 
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
То, чего человек не хочет видеть и помнить, уходит в подсознание и оттуда начинает исподволь влиять на него и портить ему жизнь. В бессознательное, как правило, уходят содержания, которые человек не может «переварить». Огромные «булыжники» болезненных впечатлений, погружаются на «дно» и уже никакая сила не может заставить их подняться на поверхность сознания

Эти тяжелые переживания превращаются в монстров, которые не могут проявляться иначе, как в форме болезней, фобий, истерий, судорожных припадков, навязчивых мыслей и прочих неприятных явлений. Они принуждают человека вновь и вновь  проходить через похожие травмирующие ситуации, которые оживляют, порожденные «монстрами», болезни. Собственно, «болезни» и сигнализируют о присутствии «монстра» в бессознательном.

 З.Фрейд утверждал, что присутствие болезненных бессознательных содержаний может проявляться также в снах, оговорках, описках и в повторяющихся действиях.

У этой причины, порождающей болезни, нет ни формы, ни имени, но есть энергия, которая нуждается в выходе. Поскольку на поверхность сознания бессознательное содержание самостоятельно выйти не может, оно начинает «просверливать дырочки» в сознании человека и выходить через них, надевая маски известного. Например, болезней. Если бы бессознательный «монстр» поднялся на уровень сознания и был осмыслен – болезни бы не случилось. Но именно осмысления не получается, потому что сознание  его не «видит». А не «видит» потому, что не хочет видеть.

«Для того, чтобы зло исчезло, - говорит древняя мудрость, - надо назвать его по имени». Но сначала нужно его «увидеть». А для того, чтобы его «увидеть» необходимо знать, как это сделать. Психоанализ как раз и занимается этой проблемой. Он «вытаскивает монстров» на поверхность сознания и знакомит с ними пациента.

В наши дни на «дне»  бессознательного человека скапливается огромное количество «монстров» всякого рода. Они оседают на там в виде «спама», рассылаемого рекламой, который, минуя сознание, сразу же погружается на «дно», в том числе, с помощью «25 кадра».

Для того, чтобы очиститься (в религиозном и психологическом смысле), необходимо поднять «тонны» подсознательных залежей и осмыслить их. «Работа мелкая – хуже вышивания», - говорил Ланцелот - еще один древний психоаналитик, имевший дело с «драконами», скрывающимися в глубине каждого человеческого существа. А далее…  Далее следует всё делать осмысленно. То есть, овладеть фиксацией собственного взгляда, и направлять его только на необходимые «предметы».

То, о чем я сейчас пишу – это обычная, каждодневная практика врачей-психоаналитиков, использующих методику З.Фрейда. Но сам этот метод открыл вовсе не Фрейд, а доктор Йозеф Брейер, с которым молодой Фрейд встречался в лаборатории Брюкке. Скромный врач-психиатр, задолго до встречи с Фрейдом, лечил своих больных, поднимая на поверхность их сознания вредоносные содержания. Он не захотел научно оформить своё открытие и за него это сделал Фрейд, обогатив своими догадками.
 
ЗИГМУНД ФРЕЙД
Открытие бессознательного как поля для научной работы, считается великим достижением Фрейда.  Психоанализ, – открытие 20 века, - положил водораздел между старой и новой психологиями. Но, как ни странно, о бессознательном знали еще древние греки, зашифровавшие свое знание в мифе о Персее – победителе Медузы Горгоны. В этом мифе изложены основы работы с бессознательным человека. По сути – это готовая концепция, зашифрованная в символе.


Медуза была монстром, который жил в «мрачной стране», охраняемой «старыми грайями», имевших на троих был один глаз, которым они смотрели попеременно. Только они знали, где живут горгоны. Похитив у них глаз (в нашем случае это умение психоаналитика отыскивать вредоносные содержания), Персей проник в «мрачную страну» и увидел трех ужасных горгон. Из трех чудовищ только Медуза была смертной и именно её мог убить Персей (это означает, что не все вредоносные образы могут быть уничтожены). Персей отрубил спящей Медузе голову, глядя на её отражение в своем зеркальном щите (это означает, что с вредоносными содержаниями можно бороться только косвенным образом). Потом он положил чудовищную голову в сумку и возвратился в свой мир, подняв на поверхность вредное содержание.
 
ПЕРСЕЙ С ГОЛОВОЙ МЕДУЗЫ ГОРГОНЫ
Греки были правы – ужасные содержания бессознательного невозможно созерцать. Их можно увидеть только косвенно  - в виде симптомов. Но с ними можно справиться так, как это сделал Персей – глядя на их отражения, которые принимают вид  символов сна, фобий, причудливых движений, оговорок, описок (змеи на голове Горгоны).

Если один миф о Медузе Горгоне таит в себе великое открытие, то сколько же, зашифрованных в символы открытий, хранит в себе вся греческая мифология, которую большинство людей воспринимает только как глупые древние сказки? Мифы – это зеркальный ряд, уводящий в глубину. Надо только научиться видеть.



[1] - Ф.Пёрлз. Практикум по гештальт-терапии

Комментариев нет:

Отправить комментарий