среда, 3 февраля 2016 г.

ЦАРСТВО ДЕТАЛИ

http://www.proza.ru/avtor/debove 

 -- Ведь есть же какие-то пределы?
 -- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно. 
                                 Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
_______________________________________________

Елена Де-Бовэ
ЦАРСТВО ДЕТАЛИ    03.02.2016
 
ЦАРСТВО ДЕТАЛИ
КАЧЕСТВО ВЗГЛЯДА ЧЕЛОВЕКА ОБУСЛОВЛЕНО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РАКУРСОМ – то есть,  положением относительно объекта познания.  Если он сосредоточит внимание на ЦЕЛОМ, то будет видеть только целое со всеми его связями, взаимозависимостями, причинами и следствиями.

Если же он переведет взгляд на частность, то целое уйдёт, а на его место установится  ДЕТАЛЬ, которая, под многократно увеличивающим взглядом микроскописта, станет огромной, самодовлеющей и закроет целое.


ДЕТАЛЬ не просто закрывает ЦЕЛОЕ, но делает его неприемлемым и неуместным. Из сознания человека уходит при этом вместе с целым и понимание того, что ДЕТАЛЬ – ЭТО ТОЛЬКО ЧАСТЬ ЦЕЛОГО.

Когда взгляд исследователя переходит на частное, то вместе с этим приходит убеждение, что мир полон множеством разрозненных вещей, которые никак не связаны между собой.  И в этих обстоятельствах утверждение мистиков, о том, что «ВСЁ ЕСТЬ БОГ» становится неактуальным и даже возмутительным.

ЦАРСТВО ДЕТАЛИ

И тогда  «умники», - специалисты по «дырочкам», «щёлочкам» и отверстиям для маленьких жучков», -  начинают утверждать, что мир – это хаос, состоящий преимущественно из разрозненных явлений, а Бог… «А кто его видел этого бога? – спрашивают они. – Никто его не видел!» И из-за того, что специалисты по «дырочкам» никогда не видели Бога, они делают далеко идущие выводы…

Сначала они говорят, что мир расколот надвое и что «верхний бог» (который далёк и недоступен) враждует с «нижним» (который здесь, рядом, понятен и доступен как на ощупь, так и на вкус).

Затем, углубляясь всё больше в детали, «дырочки» и «щёлочки», они начинают сомневаться в бытии «верхнего бога» и соображать, что, если «нижний бог» ближе, то, значит, и служить ему сподручнее.



ЦАРСТВО ДЕТАЛИ

И наконец, окончательно погрязнув в одной из своих «дырочек», они начинают истерически кричать: «Нет никакого Бога! Его вообще… убили!»

Очистив таким образом свою совесть, они целиком переходят на службу «ДЕТАЛИ» и именно «деталь» делают своим новым богом. И чем больше они молятся этому своему богу, тем дальше  уходят от истинного Бога, который представляет собой ЦЕЛОЕ, ВСЕОБЩЕЕ, ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ, а не свалку деталей.

ЦАРСТВО ДЕТАЛИ


Бог, который укрывает своим «плащом»  мир, делается непостижимым для ущербного сознания  человека, отождествляющего свою жизнь только лишь с ДЕТАЛЬЮ. В результате он и сам превращается в ДЕТАЛЬ. Но, если бы человек перевел  взгляд на ЦЕЛОЕ, то мир множества вещей волшебным образом исчез бы и появилось ЦЕЛОЕ.

ЦАРСТВО ДЕТАЛИ


Когда кому-то вдруг открывается ЦЕЛОЕ, то оно возникает как глубокая панорама жизни с её головокружительными перспективами и во всей ее гармоничной взаимосвязанности. В такой момент  человек понимает, что он «узрел Бога». Это такое состояние, когда кажется, что Бог приблизил к нему свое лицо, заглянул в глаза и улыбнулся.

Бог не говорит словами. Ему не нужно слов. Бог «говорит» делами – своим творением. И ему достаточно приоткрыть свой лик для того, чтобы человек понял, что Бог велик и прекрасен, что он жив, головокружителен и никакой специалист по «дырочкам» ничего с этим поделать не сможет.

ЦАРСТВО ДЕТАЛИ

Отсутствие Бога – это личная жизненная трагедия человека, который погряз в деталях. Вот почему ОБЫВАТЕЛЬ – грешник. Он грешен не перед Богом, а только перед собой.  Он грешен за свою добровольную слепоту, за своё глупое доверие, которое он оказывает специалистам по «дырочкам» и пропагандистам.

Когда обыватель внезапно видит Бога – он буквально слепнет от его красоты и величия. Это происходит потому, что его слабые глаза, привыкшие к темноте, грязи и убожеству, не выносят яркого света. Такое происшествие случилось с апостолом Павлом, который, находясь в пути, вдруг неожиданно для самого себя узрел лик Христа и временно ослеп.

КАРАВАДЖО.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ СВ.ПАВЛА

Когда происходит открытие глаз, человек окончательно убеждается, что половину своей жизни он провел с закрытыми глазами, убаюкиваемый такими же слепыми, как он, «специалистами», которые никогда не видели света. Каждый день с утра и до вечера пели они ему свою унылую, монотонную песню:

«Смирись, обыватель!
Мир тёмен и грязен!
Мир хаотичен и раздроблен!
Все встречи случайны,
А удача – капризная госпожа.
Она посещает только избранных.
Смирись же с тем,
Что, если ты неудачник,
то тем самым  ты
предопределен к проклятью!
Смирись с тем,
Что ты проклят.
Смирись с тем,
Что ты живешь в мире возмездия!
Смирись! Смирись!»

И человек смиряется. Уходит глубоко в себя, теряя связь с миром – уползает в свою «дырочку».  Или же устремляется вовне – в мир множественных и, не связанных между собой, деталей и, не умея связать мир в одно целое, постичь главный закон жизни – он постепенно начинает сходить с ума.

ЦАРСТВО ДЕТАЛИ

Не умея распутать болезненный узел противоречий, он либо кончает жизнь самоубийством, либо идет расстреливать точно таких же несчастных и потерянных людей, как и он сам – людей, забывших о том, что Бог – это ЦЕЛОЕ.

Но те, что стоят на пути открытия, предчувствуя свою будущую гениальность, описывают свои чувства так, как ощущал себя Данте в свою  самую «темную» пору:

«Земную жизнь пройдя до половины,
 я оказался в сумрачном лесу…»

Уже потом, встретившись в своих инфернальных приключениях на семи кругах ада  со Зверем, он понимает, что всё дело – в ракурсе. А ракурс зависит от центра тяжести, расположенного у каждого человека по-разному. Вот и получается, что кто-то стоит на четвереньках, как животное,  и его взгляд устремляется только вниз, на землю, а кто-то  поднимается, встает на две ноги только для того, чтобы, выпрямившись, увидеть солнце.


_______________________________

ТЕАТР ТЕНЕЙ

PROZA.RU
    



Комментариев нет:

Отправить комментарий