-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ
Зло – это любая
чрезмерность, присущая слабости.
Зло наступает в случае, когда чрезмерность не может быть введена в определенные
границы.
Любой процесс необходимо локализовывать. Это закон жизни. В ней все процессы ограничены формой и
разрушение формы всегда означает гибель.
Человек – это тоже процесс, ограниченный телом
(формой). Почему же современные «творцы» новой жизни решили, что любое
ограничение – это несвобода? Ограничение как раз и защищает процесс, протекающий в форме.
Более того,
ограничение - (конечно не
чрезмерное) является гарантом сохранности процесса.
В нашем
социуме показателем свободы провозглашена порочная вседозволенность. Она не
критикуется (ведь у нас свобода!). И никто не говорит о том, что чрезмерная свобода
одних становится чрезмерным ограничением для других.
Подобное
положение не является нормальным, поскольку оба процесса – и
расторможенный и замораживающий – страдают чрезмерностью. А чрезмерность – это
зло. В том числе и это касается и чрезмерного ускорения жизни (оно
взяло старт в период горбачевского царствования).
«… из проделанного
новейшей физикой анализа явлений турбулентности, хаоса и катастрофы, нам известно,
что любой поток, любой линейный процесс, когда его ускоряют, приобретает
странную кривизну – кривизну катастрофы», - пишет Ж.Бодрийяр.1
Чрезмерность
в наши дни нарастает с невиданной скоростью. Чуть ли не каждое событие
становится одиозным и страдает чрезмерностью. В какую бы сторону ни тек
процесс – к безграничности или к чрезмерной ограниченности, если только он
разгоняется до большой скорости – он становится неуправляемым и потому приближается
к катастрофе. Суть любой чрезмерности заключается в нарушении равновесия, а
равновесие (и только оно) удерживает форму от распада.
Крайние ее проявления –
растекание по горизонтали (проявляется как экспансия, мельчание и заканчивается
полным ослаблением и гибелью)и сжатие до
состояния точки (чрезмерность выражается в полной ограниченности и изоляции). То и
другое – зло.
«Катастрофа,
которая нас подстерегает, - пишет Ж.Бодрийяр, - заключается не в
исчерпании ресурсов энергии… динамика
нарушения равновесия, работа на пределе… энергетической системы; именно это
может… повлечь за собой… разлаживание всего механизма… Потенциально
катастрофична любая неконтролируемая цепная реакция – вирусная или
радиоактивная».2
Сегодня
все живут и работают на пределе. Кто-то
завел эту дьявольскую машину и заставил всех крутиться с бешеной скоростью. Для
какой цели включен этот бешено ревущий механизм, разогревшийся до точки
плавления? Что производят все эти, несущиеся неизвестно куда, люди?
«Известно
что, - усмехнется кто-то. – Они делают деньги, а волка ноги кормят», Значит,
всем нужны деньги, а деньги необходимы для того, чтобы поддерживать эту ужасную
жизнь в бессмысленном мире, несущемся к катастрофе.
Ж.Бодрийяр пишет об этой ненормальной гонке: «Все живые существа вступают в сговор.., охваченные
одной и той же распущенностью, одним и тем же… драматизированным возбуждением,
которое… выходит за рамки жизненной необходимости и, скорее, походит на
навязчивую идею выжить, на холодный интерес к выживанию, охватывающий всех и
подпитываемый своей собственной яростью».3
Значит
– разогнались… Разогнались до степени, когда контроль утерян. Разогнались до
полной невменяемости, до потери себя и собственного тела. Этот процесс мы сами
привели в действие и теперь он протекает без нашего участия «с неумолимостью природной катастрофы».
Теперь главная задача заключается в необходимости постепенного сбавления
скорости, иначе все это плохо кончится.
Раньше,
когда еще существовала история, - люди не так торопились и их жизнь не была
скоротечна. Сегодня миром правит скука. Многие не могут долго сидеть на одном
месте в силу того, что их нервная система перевозбуждена, перегрета и поэтому
им нужно постоянно прыгать, чтобы не сгореть в результате экстренного
торможения.
Потому
сегодня многие задаются странным вопросом: «А что я буду делать, когда
остановлюсь?» Страшный вопрос, который настигает тех, кто не привык думать и не
создал своего собственного внутреннего убежища. Их судьба – бежать в никуда до
полного изнеможения.
Зло вторично. Зло –
это тень добра. Это – искажение формы. Оно не способно к творчеству. Оно может
только разрушать кем-то уже созданное. Но зло может и служить добру. Это происходит
в том случае, когда зло ограничивает чрезмерность.
Когда
Наполеон вторгся в пределы России – это была чрезмерность. Фельдмаршал Кутузов
послужил ограничителем этой чрезмерности. Лекарство также ограничивает
чрезмерность болезни. Но если лекарство (антибиотик) убивает все бактерии в
организме (в том числе и полезные), то некому уже будет ограничить «позитивный»
онкологический процесс, который также является злом.
Человек должен очень
хорошо понимать категории меры (чрезмерности) и равновесия (неравновесности).
Чрезмерность всегда
ведет к неравновесности, а неравновесность – это слабое звено в системе. Когда наступает неравновесность – система
либо перестраивается, либо умирает. Этот момент называется еще
точкой бифуркации или «переходом».
Достигнув этой точки,
уже нельзя вернуться обратно. Можно
двигаться только вперед, причем, человек в этом случае не в состоянии что-то
выбирать. Его тащит непреодолимая сила, которую можно назвать «энергией
проклятой стороны вещей».4
Она проявляется в «нерегулируемом
потоке вещей, в распространении вирусов, в ускоренной работе в режимах
перегрузок, в выходе за пределы причинности, в эксцессах.., в полнейшей
необычности, в странных аттракторах, в невнятных сцеплениях».5
Принцип
зла аморален. Но это не значит, что зло не подлежит контролю. И именно мораль и рассудок способны ограничить
неконтролируемо текущий общественный процесс. Ибо принцип зла – «принцип неравновесия и помутнения рассудка».6
В
современной жизни всё чрезмерно. Поэтому
так много катастроф совершается: падают самолеты, гибнут люди на дорогах,
растет всеобщая ненависть и нетерпимость. От чрезмерности люди сходят с ума,
заканчивают жизнь самоубийством и попадают в реанимацию. Посмотрите, какие требования предъявляют
сегодня работодатели к работникам. Это список взаимоисключающих запросов. Человек
должен быть аккуратным, исполнительным, креативным и амбициозным.
Аккуратность
здесь противоречит креативности, креативность враждует с исполнительностью и
амбициозностью, а амбициозность конфликтует с креативностью. Если бы человек соединил в себе все эти требуемые
качества – он бы не долго прожил, потому что процессы, движущиеся в
противоположные стороны, разорвали бы его в клочья. И так у нас во всем.
Мы ушли от
советского «тоталитаризма»
(выражавшегося в ограничительности, необходимой для сохранения целого) и пришли к
тоталитаризму западного типа (выражающегося в полном безразличии
к деградирующему человечеству, провозгласившему свободу на бесконечное
мельчание и вырождение, разбившего целое ради «игр» финансовых воротил).
Хрущевская
«оттепель» растопила ограничительный социальный лед и превратила социум в нечто
бесформенное, похожее на воду, мчащуюся грязными потоками в половодье. Обоим процессам
свойственны крайности. Оба процесса ведут к катастрофе, если эти процессы разумно
не ограничить.
Ж.Бодрийяр смотрит
пессимистично на любой регулирующий механизм, полагая, что человек не в
состоянии придерживаться нормы: «Любая попытка
искупления проклятой стороны нашей сути, искупления принципа зла, - пишет он, -
может лишь учредить новый искусственный рай – искусственный рай
согласованности, который и есть истинный принцип смерти».7
А
по мне, что чрезмерная согласованность, что чрезмерная рассогласованность –
один «хрен». И то и другое ведет к гибели и смерти. Но почему бы не встать
посредине между этими крайностями? Зачем обязательно доходить до пределов и шарахаться из стороны в
сторону?
Человечество
в целом напоминает мне упившегося до потычки мужичонку, который идет по улице,
шатаясь, и, надолго приникая ко всем встречающимся на его пути фонарным столбам
справа и слева. Идти прямо он не в состоянии. Сколько времени существует
человечество и все никак не может разобраться в вопросах добра и зла. А ведь
еще Парацельс сказал, что
«все есть яд
и все есть лекарство - важна лишь мера».
___________________________________
1 – Ж,Бодрийяр. Прозрачность зла.
2 – Ж.Бодрийяр. Прозрачность зла. С. 149-150
3 – Там же. С. 152-153
4 – Там же.
5 – Там же. С. 158
6 – Там же.
7 – Там же. С. 158
Комментариев нет:
Отправить комментарий