-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
О прерафаэлитах было сказано много,
но до сих пор их картины возбуждают любопытство и провоцируют вопросы. Что в
них есть такого, что оказывает на зрителя столь завораживающее и, одновременно,
раздражающее действие. Почему так таинственны эти картины и в чем заключается
их тайна?
Если детально рассматривать жизнь
художников и их моделей, то ситуация нисколько не прояснится. Ну, жили,
встречались, любили, передвигались по миру, бедствовали, участвовали в
выставках. Всё это – внешняя жизнь, точно такая же, как и у всех других людей. Ею
обычно интересуются профаны, да бездарные
музейные экскурсоводы, любящие сообщать никому не нужные подробности о составе
красок, композиции картин и технике рисунка. В действительности, всё это
неважно. Вся физическая сторона неважна. Важно другое – внутренний мир художников,
мало соотнесённый с жизнью своего века.
Внутренний мир, по сравнению с
внешним, - огромен, а подчас и необъятен. Художник, заворожённый внутренними
перспективами, благоговейно созерцает их, теряя интерес к обыденной жизни. Такова
обычная жизнь гения, кем бы он ни был: музыкантом, ученым, поэтом, мистиком или
скульптором. Все гении носят внутри себя сокровище, которым непременно хотят
поделиться с другими. Художник, созерцая мир как чудо, всегда хочет, чтобы это
чудо видели все. И прерафаэлиты хотели того же.
Эти молодые художники, одержимые
красотой полотен Ренессанса, решили продолжить классические традиции. Они
назвались «прерафаэлитами» только потому, что решили развивать технику и
духовное видение, присущее художникам Возрождения. Однако многочисленные
мадонны средневековья – разные, но неизменно прекрасные в своих материнских
чувствах, отражали только одну сторону
жизни – светлую. Но кроме нее,
существовала и другая сторона, которой художники Ренессанса касались с большой осторожностью.
Прерафаэлиты жили на исходе
викторианской эпохи. Чувствуя ее недолговечность, они выразили свою тревогу в
картинах. Если живописцы Возрождения изображали светлых и цветущих женщин в их
лучшую пору, то прерафаэлиты показали другую женщину – трагическую. Эта женщина
и стала их богиней. В ее образе
соединились черты, присущие радостному и одержимому силой Ренессансу, но скованные
тяжелыми предчувствиями Судьбы, как это
происходило в греческих трагедиях.
ВАТЕРХЬЮЗ. МИРАНДА |
ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ РОСЕТТИ. МАРИАНА |
Мистические учения говорят, что у
женщины два лица. Первое – лицо Матери, дающей жизнь. Второе – мрачное и
безумное лицо той, что эту жизнь забирает. В соборе Парижской Богоматери во
Франции есть две скульптуры Богоматери. Одна сидит на троне на видном месте,
держа в руках младенца Христа. Люди, приходящие в собор, всегда поклонялись ей.
Вторая - Богоматерь, с черным ликом, - находится в подземном зале. Ее никто не
видит. В прежние времена монахи и сюда несли подношения, поклоняясь черноликой
мадонне. Если соотнести эти две фигуры с пантеоном греческих богов, то
светлоликую мадонну можно было бы назвать Афродитой, а черноликую – Персефоной (Прозерпиной).
ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕ. ОФЕЛИЯ |
Женщина, стоящая на границе между
миром живых и мёртвых, вечно совершающая переход туда и обратно – вот главный
мотив творчества этих «тяжелых» романтиков.
ДЖОН УИЛЬЯМС УОТЕРХАУЗ. ОФЕЛИЯ |
Это были люди, жаждавшие боли и
страдания. Из этих чувств черпали они вдохновение для своего творчества. Они
создали мир женщины, находящейся в пограничном состоянии. На всех полотнах
обязательно присутствует какая-то трагедия. Мужчина в этом мире – явление случайное
и мимолетное. Здесь царит только страдающая женщина.
ДЖОН КОЛЬЕР. ЛЕДИ ГОДИВА |
Именно мучение
хотели изобразить прерафаэлиты и воплотить его так ярко, полно и абсолютно,
чтобы вызвать у всех, кто будут видеть эти картины, что-то вроде катарсиса. Поэтому
они с необыкновенной точностью, объемностью и зримостью выписывали каждую
деталь.
ДЖОН УИЛЬЯМ УОТЕРХАУС. ГИЛАС И НИМФЫ |
Обычно художники, за исключением
фламандцев, не придавали большого значения второстепенным деталям, оставляя
многое недописанным и туманным. Не таковы были прерафаэлиты. В их картинах каждая деталь кричит, заявляя о
себе. Всё в их картинах имеет равное значение. Именно у них начала проступать
фрактальность мира.1
ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ РОСЕТТИ. ДЕНЬ |
Несмотря на идеальную и продуманную
композицию в полотнах прерафаэлитов, кажется, что этот сказочный мир ненадежен
и готов развалиться на множество самостоятельных деталей. Приверженность к
чрезмерной детализации делает эти картины несколько вульгарными. Здесь символ
налезает на символ и всё настолько определенно и лишено загадки, что напоминает
лубок.
ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕ. ОФЕЛИЯ |
Чрезмерная детализация обычно свойственна порнографии и рекламе и потому
в картинах прерафаэлитов, несмотря на их сдержанность, чувствуется аморальность. А мрак и постоянно присутствие
смерти делает их не только тяжелыми, но и смердящими.
УОЛТЕР КРЕЙН |
ФРЕНК БЕРНАРД ДИКСИ |
ЭДВАРД БЁРД-ДЖОНС. ЗАЧАРОВАННЫЙ МЕРЛИН |
Сегодня прерафаэлиты очень
популярны, так как тема темной стороны многих волнует. Это говорит только о
том, что жизнь сегодня имеет низкую ценность. Это происходит, частью, из-за
безысходности, частью, из-за усталости. Женщина – мать природа, отвернула свой
светлый лик и взглянула на мир своим темным и страшным ликом. И этот лик – лик неумолимой
Судьбы, лик Рока стал главным знаком нашего времени.
___________________________________________________________
1 –
Эта тенденцию, соотнесенную с социальным миром, позднее стали называть «плюрализмом»
Комментариев нет:
Отправить комментарий