-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
_______________________________________________
Елена Де-Бовэ
ЦАРСТВО ДЕТАЛИ 03.02.2016
КАЧЕСТВО ВЗГЛЯДА ЧЕЛОВЕКА ОБУСЛОВЛЕНО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РАКУРСОМ
– то есть, положением относительно
объекта познания. Если он сосредоточит
внимание на ЦЕЛОМ, то будет видеть только целое со всеми его связями,
взаимозависимостями, причинами и следствиями.
Если же он переведет взгляд на частность, то целое уйдёт, а
на его место установится ДЕТАЛЬ, которая,
под многократно увеличивающим взглядом микроскописта, станет огромной,
самодовлеющей и закроет целое.
ДЕТАЛЬ не просто закрывает ЦЕЛОЕ, но делает его неприемлемым
и неуместным. Из сознания человека уходит при этом вместе с целым и понимание
того, что ДЕТАЛЬ – ЭТО ТОЛЬКО ЧАСТЬ ЦЕЛОГО.
Когда взгляд исследователя переходит на частное, то вместе с
этим приходит убеждение, что мир полон множеством разрозненных вещей, которые
никак не связаны между собой. И в этих
обстоятельствах утверждение мистиков, о том, что «ВСЁ ЕСТЬ БОГ» становится
неактуальным и даже возмутительным.
ЦАРСТВО ДЕТАЛИ |
И тогда «умники», -
специалисты по «дырочкам», «щёлочкам» и отверстиям для маленьких жучков», - начинают утверждать, что мир – это хаос,
состоящий преимущественно из разрозненных явлений, а Бог… «А кто его видел
этого бога? – спрашивают они. – Никто его не видел!» И из-за того, что
специалисты по «дырочкам» никогда не видели Бога, они делают далеко идущие
выводы…
Сначала они говорят, что мир расколот надвое и что «верхний
бог» (который далёк и недоступен) враждует с «нижним» (который здесь, рядом,
понятен и доступен как на ощупь, так и на вкус).
Затем, углубляясь всё больше в детали, «дырочки» и
«щёлочки», они начинают сомневаться в бытии «верхнего бога» и соображать, что,
если «нижний бог» ближе, то, значит, и служить ему сподручнее.
ЦАРСТВО ДЕТАЛИ |
И наконец, окончательно погрязнув в одной из своих
«дырочек», они начинают истерически кричать: «Нет никакого Бога! Его вообще…
убили!»
Очистив таким образом свою совесть, они целиком переходят на
службу «ДЕТАЛИ» и именно «деталь» делают своим новым богом. И чем больше они молятся
этому своему богу, тем дальше уходят от
истинного Бога, который представляет собой ЦЕЛОЕ, ВСЕОБЩЕЕ, ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ, а
не свалку деталей.
ЦАРСТВО ДЕТАЛИ |
Бог, который укрывает своим «плащом» мир, делается непостижимым для ущербного
сознания человека, отождествляющего свою
жизнь только лишь с ДЕТАЛЬЮ. В результате он и сам превращается в ДЕТАЛЬ. Но,
если бы человек перевел взгляд на ЦЕЛОЕ,
то мир множества вещей волшебным образом исчез бы и появилось ЦЕЛОЕ.
ЦАРСТВО ДЕТАЛИ |
Когда кому-то вдруг открывается ЦЕЛОЕ, то оно возникает как
глубокая панорама жизни с её головокружительными перспективами и во всей ее
гармоничной взаимосвязанности. В такой момент человек понимает, что он «узрел Бога». Это такое
состояние, когда кажется, что Бог приблизил к нему свое лицо, заглянул в глаза
и улыбнулся.
Бог не говорит словами. Ему не нужно слов. Бог «говорит»
делами – своим творением. И ему достаточно приоткрыть свой лик для того, чтобы
человек понял, что Бог велик и прекрасен, что он жив, головокружителен и
никакой специалист по «дырочкам» ничего с этим поделать не сможет.
ЦАРСТВО ДЕТАЛИ |
Отсутствие Бога – это личная жизненная трагедия человека,
который погряз в деталях. Вот почему ОБЫВАТЕЛЬ – грешник. Он грешен не перед
Богом, а только перед собой. Он грешен
за свою добровольную слепоту, за своё глупое доверие, которое он оказывает
специалистам по «дырочкам» и пропагандистам.
Когда обыватель внезапно видит Бога – он буквально слепнет
от его красоты и величия. Это происходит потому, что его слабые глаза,
привыкшие к темноте, грязи и убожеству, не выносят яркого света. Такое
происшествие случилось с апостолом Павлом, который, находясь в пути, вдруг неожиданно
для самого себя узрел лик Христа и временно ослеп.
КАРАВАДЖО. ПРЕОБРАЖЕНИЕ СВ.ПАВЛА |
Когда происходит открытие глаз, человек окончательно
убеждается, что половину своей жизни он провел с закрытыми глазами,
убаюкиваемый такими же слепыми, как он, «специалистами», которые никогда не
видели света. Каждый день с утра и до вечера пели они ему свою унылую,
монотонную песню:
«Смирись, обыватель!
Мир тёмен и грязен!
Мир хаотичен и раздроблен!
Все встречи случайны,
А удача – капризная госпожа.
Она посещает только избранных.
Смирись же с тем,
Что, если ты неудачник,
то тем самым ты
предопределен к проклятью!
Смирись с тем,
Что ты проклят.
Смирись с тем,
Что ты живешь в мире возмездия!
Смирись! Смирись!»
И человек смиряется. Уходит глубоко в себя, теряя связь с
миром – уползает в свою «дырочку». Или
же устремляется вовне – в мир множественных и, не связанных между собой,
деталей и, не умея связать мир в одно целое, постичь главный закон жизни – он
постепенно начинает сходить с ума.
ЦАРСТВО ДЕТАЛИ |
Не умея распутать болезненный узел противоречий, он либо
кончает жизнь самоубийством, либо идет расстреливать точно таких же несчастных
и потерянных людей, как и он сам – людей, забывших о том, что Бог – это ЦЕЛОЕ.
Но те, что стоят на пути открытия, предчувствуя свою будущую
гениальность, описывают свои чувства так, как ощущал себя Данте в свою самую «темную» пору:
«Земную жизнь пройдя до половины,
я оказался в
сумрачном лесу…»
Уже потом, встретившись в своих инфернальных приключениях на
семи кругах ада со Зверем, он понимает,
что всё дело – в ракурсе. А ракурс зависит от центра тяжести, расположенного у
каждого человека по-разному. Вот и получается, что кто-то стоит на
четвереньках, как животное, и его взгляд
устремляется только вниз, на землю, а кто-то
поднимается, встает на две ноги только для того, чтобы, выпрямившись,
увидеть солнце.
_______________________________
ТЕАТР ТЕНЕЙ
PROZA.RU
Комментариев нет:
Отправить комментарий