понедельник, 12 января 2015 г.

ФУЕТА ФУЕТ И ВСЯЧЕСКАЯ ФУЕТА...

-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                                  Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность






ВО ЧТО ВЕРИТЬ? ЭТО, ПОЖАЛУЙ, САМАЯ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ, КОГДА ВЕРА В БОГА УХОДИТ, А НИЧЕГО ДРУГОГО У ЧЕЛОВЕКА НЕТ.
БОГ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ЯВЛЯЛ СОБОЙ ЦЕНТР МИРА ДЛЯ МНОГИХ ТЕПЕРЬ НЕ СУЩЕСТВУЕТ И ПОТОМУ ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА БЛУЖДАЕТ, ПОРОЖДАЯ СУМАСШЕСТВИЯ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. НАЙТИ ТОЧКУ ОТСЧЕТА ПОМОЖЕТ ВАМ ЭТА СТАТЬЯ. 

Когда танцор крутит фуэте – он приступает к делу с умом. В деле кручения главное – не потерять голову. Это значит, что голова должна существовать несколько отдельно от вращающегося тела, иначе головокружение и потеря ориентации неизбежны.

Обычно танцор выбирает в зале неподвижную точку, затем очень быстро сделав оборот телом, снова уцепляется взглядом за точку и смотрит на нее до тех пор, пока это возможно и снова, сделав оборот телом, хватается за нее. Так создается устойчивость человека.

В любом деле необходима такая точка отсчета. Особенно она необходима сегодня, когда жизнь меняется так быстро, что человек не успевает приспособиться к «смене декораций». Это та самая точка, о которой Лютер сказал: «На том стою и не могу иначе!» и на которую Гёте призывал гения «стать» («Умри, но стань!»)

Один мой друг предложил мне в стрессовой ситуации, когда я не могла справиться с собой от внезапного потрясения, смотреть на свои руки и изучать их со скрупулезностью придурка так,  будто это самая интересная вещь в мире. «Это поможет тебе остановить мир, который сейчас обрушивается у тебя внутри!» - сказал он. После непродолжительного созерцания рук наступает сонливость, оцепенение и может приключиться сон, который необходим изнервничавшемуся и встревоженному человеку. В состоянии ярости можно сделать непоправимое и потому лучше всего спать.

Позднее я узнала, что подобное созерцание рук, перенесенное из яви в сон, может навести порядок в сновидениях и даже привести к управляемому сновидению. Те, кто читали К.Кастанеду,  знают о первой заповеди путешественника по снам: «созерцай руки во сне, чтобы упорядочить мир, фантасмагорически крутящийся вокруг тебя».

Неподвижная точка в зыбком и движущемся мире – это тот пятачок земли, на котором только и может сегодня стоять человек. Он всегда должен твердо знать об этой точке, которая является его главным щитом. Эта точка называется фиксатор – она помогает осознавать и понимать мир, в котором человек существует. Она защищает от опасного состояния замешательства, дезориентированности и растерянности – тех состояний, которые расстраивают человеческий «биокомпьютер» и приводят к нарушению психического равновесия.

В нашем социальном мире правит неопределенность и, если отдаться в ее власть – можно потерять себя (это тем более становится опасным, если личность слабо сформирована), что и происходит сегодня с миллионами людей, страдающих психической нестабильностью, и, нуждающихся в постоянных консультациях психиатров и психологов.

Я часто слышу, как молодые люди, затерявшиеся в дебрях информационного мира и своих собственных психологических «чащобах», говорят, что они не могут собственными силами разобраться в своих эмоциональных состояниях и разрешить тяжелые личные проблемы. Но вот они сходили к психоаналитику и он все расставил на свои места.

Что на это можно сказать…  Если человек не способен разобраться в своих личных и семейных делах самостоятельно, значит, он находится в замешательстве. Это значит, что у него нет стабильной точки, на которой он стоит. Потому он и тонет в зыбучих песках.

Как психолог, я могу сказать, что человек, живущий в постоянно меняющемся мире и, не успевающий к нему приспособиться, нуждается в «стабильных зонах» в его жизни.

Стабильная зона №1 – это семья, надежный тыл, где мужчина и женщина не только проживают вместе и сожительствуют (это неопределенность, которая многих преследует и дома), не только партнерствуют (дом – это не контора), а являются мужем и женой, а также родными (а не гражданскими) родителями своим детям.

Стабильная зона №2 – это неизменные привычки, которые, переводя человека в автоматический режим, хорошо уплотняют и фиксируют реальность, давая, заодно, отдохнуть голове.

Стабильная зона №3 – это любимые книги, стихи, друзья, теплые воспоминания о самом дорогом и заветном: о детстве, родителях, первой любви. Если таких воспоминаний нет – их нужно срочно создать, потому что в иных случаях они спасают жизнь человека в тяжелых стрессовых ситуациях.

Стабильная зона №4 – это, конечно, земля, по которой надо ходить, любить ее, ласкать – потому что она является нашим единственным домом в огромном и холодном мире. Если с Землёй наладить контакт – она может поделиться своей энергией. Не общаясь с ней, мы лишаем себя очень многого.

Неподвижная точка, фиксируя мир, и, останавливая его текучесть и истошный визг, помогает нас оставаться целостными и не растворяться в информационной «кислоте», которой пропитана сегодня человеческая социальность.

Течение жизни невозможно остановить, но надо научиться иногда отходить в сторону от бешеного грязного потока, мчащегося сверху - вниз из властных кабинетов в массы (все жидкости текут сверху-вниз – по линии наименьшего сопротивления).

«Проблема, таким образом, - замечает американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Футурошок», - заключается не в подавлении изменения (что не может быть сделано), но в управлении им. Если мы выбираем быстрые изменения в каких-либо конкретных областях жизни, то мы должны сознательно пытаться построить стабильные зоны в других местах…».1

Фантазировать в выборе зон стабильности можно бесконечно. Можно выучиться рисовать и делать это систематически. Можно пристраститься к ношению одного пиджака (как это делал великий Эйнштейн, не любивший переодеваться и обожавший игру на скрипке). Можно отказаться от бессмысленных путешествий, которые могут перегреть слабую голову психически раздраженного и гиперактивного человека, напряжение которого и в спокойной обстановке зашкаливает.2 Также необходимо отказаться от потребления любой информации, которая пожирает массу психической энергии человека.

Есть еще один способ зафиксировать реальность – это как следует выматериться (лучше наедине с собой) или совершить какое-либо фантастическое действие, вроде модернистского хэппенинга – то есть, ответить на абсурд абсурдом. Например, выехать на природу, намазать автомобиль джемом и лизать его. Фантазировать можно как угодно, лишь бы это не нарушало спокойствия людей, живущих рядом.

Такие фантастические и абсурдные действия часто становятся единственным ответом на абсурд, в котором нас топят СМИ. «Подобное, - говорил Парацельс, - лечится подобным». Как оказалось, говорил он об информационных заболеваниях.

Возможно, таким ответом на абсурд жизни явилась модернистская живопись, которая собой ровно ничего не представляет, кроме психического феномена.  Но коммерческие силы даже и это «искусство» умудрились обратить против масс.



Самое совершенное действие, направленное против абсурда, изобрели афро-американские подростки из гетто для цветных, принявшиеся рисовать на стенах домов в городах уродливые, пустые и бессмысленные граффити, в борьбе с которыми правительство потерпело сокрушительное поражение.



Граффити – это пассивный бунт, инстинктивная защита людей, направленная против системы, уродующей психику человека, взгляд которого должен хоть на чем-нибудь временно останавливаться.

Это – настоятельная необходимость, потому что сегодняшний человек, видя вращающийся около него с бешеной скоростью мир, созерцает тот же крутящийся мир в виде отражения в самом себе, в своих снах, в своих путающихся представлениях.

Но самая совершенная защита – это вера в Бога. Бог – это постоянная и неподвижная точка, которая будет всегда, сколько бы ни существовал мир. «Если бога нет, - сказал какой-то мудрец, - то его стоило бы  выдумать». Но для этого в него надо верить.



Американские индейцы верили в неизменную Силу и она помогала им выживать. Корпоратократия сегодня верует… Вы думаете, что она верует в деньги? Как бы не так. Она, как и древние индейцы верует в Силу, приносящую власть. Когда-нибудь я расскажу о боге корпоратократии, но сегодня разговор о другом.

Многие святые мужчины и женщины веруют в Любовь и это делает  их мир неизменно прекрасным. Благодаря этим людям, появляются  такие книги, как «Цитадель» и «Маленький принц» Экзюпери, повести Тургенева о любви, а еще чудесная музыка Грига, Беллини и Альбинони.

Великие люди неизменно веруют в Силу Красоты, которой наполнен мир – это живописцы, принесшие нам прекрасные образы, дающие силу жить, ваятели, архитекторы, мастера кинематографии, танцоры, добившиеся потрясающей выразительности  своих движений.

Феномен развития и расцвета прекрасной культуры древней Греции обязан только  культу Красоты, которой греки поклонялись всем сердцем.  На прекрасном возросла Греция – не на уродстве, которым сегодня питаемся мы.

Все то, что я только что перечислила –  Бог, Красота, Любовь, Сила, - всё это универсальные понятия, несущие единство. Они никогда не смогут быть уничтожены никакой идеологией уродства, потому что универсалии не зависят от мнения людей. «Красота, - говорил Сократ, - будет таковой всегда. Даже, если не будет людей, которые способны ее созерцать, красота останется». Человек же должен выбрать в сердце своем,  носителем и проводником чего он будет: либо он станет распространять заразу, либо любовь и красоту.

Какой же вывод можно сделать из сказанного? А вот какой: в современном мире гонка за «счастьем» является откровенной ложью. Это не что иное, как гонка за собственным «хвостом». Поэтому «гонку за счастьем» следует прекратить и успокоиться. Сегодня счастье заключается не в движении, а в способности понимания необходимости остановки и фиксации в потоке изменений. Этого, собственного говоря, требует и обычная техника безопасности.

Как-то североамериканский индеец дон Хуан, учитель Карлоса Кастанеды, экспериментировавший со своим учеником, довел его психическое состояние до «текучести» (что очень свойственно нашим современникам). В этом состоянии Карлос плохо соображал и все видел смутно. Облив ученика холодной водой, дон Хуан сказал Кастанеде: «Бойся воды. Она может унести твою душу».

Сегодняшний мир искусственно доведен до состояния текучести. Существуя в этом мире, человек не может не изменяться – он начинает плавиться, как свеча, которую пожирает пламя или, как любили выражаться индийский учителя, - он походит на соляную куклу, входящую в море и, растворяющуюся в нем.



Сегодня все течет. Обратите внимание на термины, бытующие в обиходе: «денежные потоки», «потоки информации», «волна кризиса» и т.д. Все, что связано с водой – несет опасность. Сам символ «вода» означает опасность. Надо помнить еще и о том, что мы вступаем в эпоху Водолея, а это немаловажно. В этой водной среде нужен хотя бы плот, если уж нет под ногами земли. Все-таки это лучше, чем ничего. Это – временная остановка.

Конечно остановка не должна быть длительной. Застой – это другая крайность, которой надо избегать, помня о последних словах гётевского Фауста: «Остановись мгновенье…», после которого наступили окаменение и смерть. Я говорю о временной передышке и умении фиксировать свое движение по жизни.

Жизнь – это не только самодвижение. Это напряжение и расслабление – таков ритм жизни, который существует в природе. Поэтому нельзя позволять себе постоянно находиться в напряжении. Движение должно носить дискретный характер – сдвиг, остановка, новый сдвиг, снова остановка.

Останавливаясь, человек осмысливает и систематизирует мир. Фиксация помогает человеку чувствовать себя в «центре» собственного мира, что очень важно, потому что это  - его естественное положение. Каждый, кто пользовался биноклем или старым фотоаппаратом, знает, что для того, чтобы что-то увидеть четко – надо остановиться, чтобы образы не скакали и произвести настройку линз. Не сделав настройки, не остановив внимания, не заглушив чувств, человек все будет видеть смутно, будто в тумане или бреду.

А потому – вперед, но не оголтело, а с сознательными остановками и перенастройками. Человек – дело тонкое. С ним надо обращаться осторожно… Да, и не забудьте установить на свою «биосистему» мощный «анти-вирус».
­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________
1 – Э.Тоффлер. футурошок.
2 – Эффект внезапной смерти, когда неожиданно и необъяснимо погибает молодой и здоровый человек, как раз и объясняется таким «перегревом» нервной системы. «Короткое замыкание» тогда становится закономерным ответом на психический «перегрев».


Комментариев нет:

Отправить комментарий