-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
И было,
когда Великий Инквизитор сказал малым сим, жавшимся к нему, словно осиротевшие
дети:
- Ваш Бог далек и он не слышит вас. Но у вас
есть я, стоящий между Богом и вами, наделенный не только земной властью, но и
властью говорить с богами. Что говорил
ваш Бог, когда ходил по земле? Он говорил о свободе. «Познайте Истину, -
говорил Он, - и Истина сделает вас свободными!» Но он говорил к
праведникам, способным жить в Истине, питаясь акридами в пустыне. Но о малых сих он умолчал. Как же узнаете вы
о том, что есть Истина? И разве Свобода, которую принес Иисус существует только
для праведников? Ведь у каждого человека своя Истина, свой опыт, свои убеждения
и своя Свобода!»
Толпа глухо
загудела, задвигалась. Согласно закивали головы. Великий Инквизитор помолчал.
Он стоял перед людьми величественный, будто скала. Застывшие складки его темной
мантии казались мраморными.
- Иисус
принес Истину и Свободу для праведников, а я, - он снова помолчал, словно собираясь
с мыслями, - я принес Свободу вам, «немудрым сим». Разве Свобода не принадлежит
всем и каждому в этом мире?»
Толпа снова
зашевелилась. Послышались крики: «Слава Великому Инквизитору!»
- У
праведников своя Свобода, - продолжал Великий Инквизитор, - а у обычного народа
– своя. Свобода, которую принес вам Иисус не позволит вам освободиться от ваших кандалов и жить так, как должны жить
зрелые люди. Я вам – не учитель, а вы – не школяры, чтобы сидеть за партой до
гробовой доски. Я не учитель вам, а отец, который любит и понимает всех своих
чад, а паче всего тех неразумных, которые много грешат. И блудный сын мне ближе
и понятнее, чем примерный».
Он вскинул
руку и воскликнул громовым голосом: «Так грешите! Я вам позволяю! Я даю вам
Свободу на грех, ибо вы не обладаете достаточной мудростью, чтобы жить праведно
и постичь Истину в Боге. И это – не ваша вина, а моя. И потому – грешите, а ваш
грех я возьму на себя и понесу его на своих плечах! И это не такая уж высокая
плата за познание Истины. Будте свободными, - говорю я вам, - и
свобода поможет вам познать Истину!
Глаза его
горели темным огнем и пламя его очей передалось толпе - она заволновалась, словно
море, полетели вверх шапки и чепчики. «Слава, слава Великому Инквизитору –
нашему спасителю!» - так кричали люди и радовались, и приплясывали в своем
нетерпении побыстрее согрешить с соизволения Великого Инквизитора.
И вдруг
посреди всеобщего веселья нашелся один смельчак, который, выглянув из толпы,
крикнул Великому Инквизитору: «А перед кем ты понесешь ответственность? Бог
далеко, не услышит».
- Меня –
услышит», - тихо и угрожающе проговорил Великий инквизитор.
- Услышать-то
услышит, - засмеялся смельчак, - только вот кто он - твой Бог? Не тот ли это,
кто не только прощает, но и приветствует всякий грех? Не рогатому ли ты
поклоняешься, о, Великий Инквизитор?
Поднял
величественный старик свои старческие веки и полыхнули его глаза холодным и
острым, как клинок пламенем. Выкинул он вперед руку, уперев палец в том
направлении, где стоял смельчак, и тотчас же кинулись туда стражи, расталкивая
людей. Но не нашли кричавшего, ибо люди в толпе были для них все на одно лицо.
Вернувшись
к себе в темные покои, Великий Инквизитор сел и задумался. Мрачны были очи его,
а на челе лежала печать глубокой внутренней работы.
И вдруг он
встрепенулся и лицо его оживилось, бледные щеки порозовели. Он услышал крики,
донесшиеся через открытые стрельчатые окна его замка. Он понял, что люди начали
грешить. Он сидел тихо и безучастно слушал звуки лязганья оружия, истошные
вопли и женский визг. До него донеслись и проклятья стариков, и плач детей, и
звук рухнувшего дерева.
«Пусть, -
думал старик, - пусть позабавятся! Дураки – они думают, что так просто можно
переложить свою вину и глупость на чужие плечи! Они думают, что я и впрямь
понесу на своих плечах их бремя. Сами понесут и еще втрое взвалю на них. Но для
начала пусть думают, что я понесу и
отстрадаю за них, и отмолю перед Всевышним грехи каждого.
А я потом скажу, что не приняли боги жертву
мою и теперь каждый понесет ответственность за свой грех сполна, и ответит не
только за свое безумие и растление, но и за то, что позволил себя растлить и
растлил другого. И за свою Свободу, которую принял за Своеволие.
Он подошел
к окну и стал смотреть на улицу из-за тяжелой красной портьеры. А там царил
хаос. Мужчины повынимали ножи, колья, вилы, цепи и пошли к своим недругам
сводить счеты, требовать долги.
Группы
подростков залезли в сады и огороды и пошло разграбление. К вечеру перепившаяся
толпа носилась по улицам с факелами, ловила и насиловала женщин, избивала
стариков. Грабили лавки, поджигали дома. Быстро образовались банды сильных парней,
которые пошли грабить богатые дома и убивать хозяев, защищавших свое имущество.
А Великий
Инквизитор все сидел в своем кресле и нельзя было понять – спит он или о чем-то
думает.
Он не спал.
«Свобода, - думал он, - это такая опасная вещь. Но невежественная толпа этого
не знает. Свобода – это не анархия и не хаос, когда все можно. Свобода – не
есть дозволение каких угодно действий, ответственность за которые понесет
кто-то сторонний, вроде меня, Великого Инквизитора».
Он
засмеялся старческим скрипучим смехом. «Они, - брезгливо подумал он о толпе, -
с радостью взвалят на меня все свои грехи. Уже сейчас они грешат. Ох, как
грешат… Я даже отсюда, из своих покоев слышу как они, наслаждаясь своей
свободой, убивают и насилуют друг друга. Пусть. Когда-нибудь они устанут и вот
тут-то, когда они натащут в несколько домов своих все награбленное добро, я и возьму их тепленькими. Разбойников брошу в
темницу, добро конфискую, а толпа получит шиш!»
Великий
Инквизитор громко фыркнул и добавил добродушно: «А нечего было грешить. Нечего
было растлеваться. Теперь, - скажу я им, - вы будете отвечать за ваш грех и за
все ваши преступления!»
Великий
инквизитор погрозил пальцем и внятно сказал: «А на преступления я вам
разрешения не да-вал!»
Походив по
покоям на затекших ногах, старик снова сел в кресло перед камином и мысли
приятно потекли перед его неподвижным внутреннив взором. «Я, - думал он, -
владею тайной власти. Сейчас я вложил в их руки ножи, кинув им идею Свободы. И
они ринулись в эту свободу, как библейские свиньи в пропасть.
Нет, Свобода и Абсурд – это не дозволение
всего. И даже, когда говорят, что дозволено все, что не запрещено – это
лукавство. Свобода и абсурд означают
только одно – что человек, преступая черту, соглашается с неотвратимыми
последствиями, которые закономерно наступят в результате его действий.
Соглашаясь на преступление, человек соглашается и на то, что он понесет
наказание за это преступление. А то, что наказание он рано или поздно
понесет – это совершенно ясно. Не он сам понесет – так его дети понесут, внуки
понесут. Кто-то обязательно понесет этот грех».
«А я, -
подумал Великий Инквизитор, - тоже понесу свой грех за свое преступление. Но, в
отличие от них, я понесу его осмысленно и отвечу сполна! Но, в конце концов,
кто я такой? Просто старик, сидящий на троне в своем замке. Такой же смертный,
как и они там, внизу».
Тихо вошел
слуга и зажег свечи.
- Ну, -
спросил его Великий Инквизитор, - Как они там… со своей великой свободой?
- Ночь
длинных ножей продолжается, - ответил слуга, - Они не успокоятся, пока не
упьются кровью друг друга!
- Это так,
- усмехнулся старик, - зато потом, когда я пересажаю их в темницы, они станут
тихими, покорными и бледными. И тогда, в
этот час расплаты они сполна поймут, ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА!
Когда тучи сгустятся над их головами, они
забудут обо мне, обошедшегося с ними так плохо, и вспомнят своего Бога и
возопиют к нему: «Почто ты оставил нас?!!» И, посмотрим, как он обойдется с
ними.
И после того,
как они ничего не получат в обмен на свои молитвы, они станут укорять меня и
говорить: «Ведь это ты, лживый Змей, соблазнил нас своей проклятой свободой, ты
говорил с нами именем Бога и мы тебе поверили. А теперь ты бросаешь нас! И
тогда я засмеюсь им в лицо и скажу: «Так ведь я говорил от лица СВОЕГО БОГА, А
НЕ ВАШЕГО!»
Слуга
бросил быстрый, испуганный взгляд на своего хозяина и поспешно вышел, крестясь.
А Великий Инквизитор, склонясь над своей магической книгой, прочел, водя по
строчкам белым старческим пальцем: «Ища
свободу, дух человека рабство должен прежде той поры создать, и лишь на дне
стеснений и цепей заря простора перед ним возжечься может».
Он
откинулся в кресле и, слушая крики и стоны, несшиеся со всех сторон, как самую
приятную музыку, пробормотал: «Из всех
небылиц, которыми пичкали невежественную толпу – самым большим обманом был миф
о свободе.
Но, если свобода для них оказалась мифом, то
ИСТИНА, принесенная им мной будет для них самой что ни на есть подлинной.
Истина же заключается в том уроке, который преподносит человеку судьба, когда
он нарушает равновесие установленное в мироздании, и потому не мое освобождение
от греха освободит этих грешников, а законная кара, которую они понесут.
Вот это и есть моя ИСТИНА, КОТОРУЮ Я ПРИНЕС
ТОЛПЕ. Она, как правило, приходит к дуракам
после получения ими свободы и называется КАРМА. У Христа же все наоборот
– СНАЧАЛА ИСТИНА И ТОЛЬКО ПОТОМ СВОБОДА».
Комментариев нет:
Отправить комментарий