-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
Это,
конечно, шутка. Обычные русские люди плачут и смеются, правда совсем не так,
как это делают люди в других странах. Мы
плачем и смеемся по-русски.
Наши дни –
это дни великого страдания и непонимания. Русский человек любит страдать и
делает это самозабвенно. Слово «любит» - взято мной условно. Да, русский
действительно долго и тяжело страдает, но не потому что он это любит. Причина
его длительного страдания заключается в том, что он с трудом выходит из любого своего состояния. Оттого и
происходит его кажущееся «терпенье», переходящее в ступор.
Большая часть
болезней русских людей происходит из-за вязкости сознания, приводящего к
исступленному саможалению и тогда человек ощущает себя абсолютно несчастным. В
таком состоянии можно бередить свои раны всю жизнь, доводя это занятие до
привычки и испытывая при этом даже нечто вроде сладострастия.
Достоевский говорил, что русский человек любит
«пострадать». Думаю, что он имел в виду «инертность» русской нации, которая
мешает русскому человеку быстро переключаться с одного рода деятельности на
другой. Это вовсе не плохое качество. Но ему свойственны крайности. Если
русского человека подтолкнуть, дав ему в руки хорошую идею – он доведет ее до
вершин духа, до святости. Но, если его подтолкнуть в сторону греха, то он
упадет в такие бездны, какие любому другому народу и не снились.
У каждой
нации свой тип нервной системы. У русского человека этот тип официально назван эпилептоидным, то есть, склонным к
инертности и вязкости.
К.Касьянова – автор книги «О русском национальном характере» пишет, что «если… [русских] “очистить”
от культурных эталонов, то в … [них] отчетливо проявится тот тип личности,
который психиатры называют “эпилептоидным”»1.
Это не
значит, что русский тип болеет эпилепсией. Это значит, что по своим проявлениям
он напоминает человека, склонного к эпилепсии. Вот поэтому русскому особенно нужно знать меру, потому что, если он
начнет плакать, то может дойти до полного истощения, которое приведет к
инсульту.
Русские все
делают исступленно. Американцы, долго и дотошно изучавшие русский национальный
тип, поняли, что для того, чтобы достичь своих правильных «американских» целей,
русского «Ивана» надо только правильно подтолкнуть, а дальше можно спокойно
смотреть, как этот самый Иван своими собственными руками будет делать то, к
чему его толкнули.
Американцы
произнесли сакраментальное: «Покайтесь, русские, ибо вы – виновны во всем,
потому что вы создали империю зла». И русские, не то, чтобы даже и поверили в
эту чушь, но постепенно, даже неохотно, но всё же начали разрушать и растаскивать собственную страну.
Потом дело
пошло бойко: отрывались целые куски и проваливались в разверзшуюся прорву.
Критика устоев пошла такая, что «мама не горюй». Всем «столпам» досталось на
орехи. Всех осрамили, уничтожили, камня на камне не оставили. Сейчас Россия –
это чистое поле, в котором «крыса, занятая
своим самоосуществлением, делает мистический автокефальный уроборос на газовой
трубе» (В.Пелевин).
Мы и до сих
пор не можем угомониться. Нам надо ругаться с утра до вечера только потому, что
мы к этому привыкли. Потому что мы самостоятельно не можем выйти из этого
состояния. Потому что надо, чтобы пришел кто-то, кто толканул бы русского
человека в другом, правильном направлении.
«Россия,
- говорил Верховенский в романе Достоевского «Бесы», - есть теперь… то место в
целом мире, где всё, что угодно может произойти безо всякого отпору».
«У нас в
России и рушиться нечему, - замечал Достоевский, - Упадут у нас не камни, а всё
расплывется в грязь».
И то
правда: уж как начнем грязь разводить – не остановишь. Так же мы делаем и все
остальное: не только пьем без меры, но и совершаем беспримерные подвиги.
Отправляясь в поход за деньгами, мы сразу же продаем душу дьяволу. Если уж
деградируем, то до полного самоуничтожения. Если идем дорогой веры – то до
абсолютной святости. Нет у нас меры ни в
любви, ни в предательстве и эту нашу
безмерность, названную в просторечии «беспределом», наглядно продемонстрировала
новейшая история последних лет.
Сейчас мы
заняты разрушением. Мы так увлеклись этим, что не заметили, что вместе с
разрушением страны начала рушиться наша психика. Если процесс не остановить, то
русский человек превратится в чистого эпилептоида, очищенного от культуры. Если
учесть, что культура смягчает все черты человека, то сегодня в среде новых
русских мы уже встречаем очень жесткие и чистые эпилептоидные типы, которые
вошли в состояние гонки за богатствами. Остановить их так же сложно, как
остановить бегущий поезд, подставив ему ножку.
Каждый
народ обладает своим типом нервной системы. У итальянцев преобладает истероидный национальный тип. Для поляков характерны 2 типа – истероиды и
психастеники.2 Бетсон и Мид описывают балтийское общество в терминах
шизофрении.3 Евреи
– чрезвычайно умная нация, склонная к творчеству, основанному на противоречиях
(например, к созданию новых систем,
способных перестроить общество, как то: религиозных, социальных, философских,
научных) всегда была склонна к помешательству.
«…
Именно среди евреев встречается вчетверо и даже впятеро больше помешанных, чем
среди их сограждан, принадлежащих к другим национальностям».4
Американцы, по-видимому, как все чрезвычайные
позитивисты, склонны к паранойе с манией величия, переходящей в манию преследования.
Все это
есть «акцентированные национальные типы» и наш национальный тип таков, что
требует необходимой меры абсолютно во всех занятиях. Мудрецы советуют в таких
случаях развивать противоположную сторону личности. Поэтому, если
национальный тип страдает безмерностью – следует культивировать в повседневной
жизни внутреннее ощущение меры. Всегда лучше остановить себя самому, чем ждать,
когда это сделают другие.
Мне
вспомнился один разговор, который я случайно услышала на лестничной площадке.
На третьем этаже праздновали возвращение «ворА» из «зоны». Он стоял около окна
и поучал своего младшего брата: «Сначала ты сделаешь то, что тебе хочется, а
потом 10 лет будешь делать то, что
хочется другим».
Мудрости
этой, однако, хватило ненадолго и однажды этот измученный абсолютной свободой
вор, исколотый и одурманенный алкоголем, ввалился ко мне в квартиру, повалился
в ноги и простонал: «Ради Бога, позвони в полицию. Скажи, что я тебя обокрал.
Посади меня – иначе я сойду с ума!»
Вот она –
безудержность. Об этом часто говорит М.Задорнов,
который совершенно правильно определил русский национальный тип.
Исходя из
сказанного, надо помнить о том, что то, что позволено прибалтитйскому немцу, то
не позволено русскому. Если американцу плакать полезно и даже желательно, то русскому… противопоказано. Русский
человек, словно больной гемофилией, может истощить себя, если будет безудержен
в своих проявлениях. Но он же может и убить себя неподвижностью, как это сделал
Обломов.
В целом,
национальный характер русского народа сродни русским горкам: несясь в пропасть,
он набирает ускорение, чтобы взмыть на небывалую высоту, поразив всех своей
дерзостью. Набрав высоту, он снова
падает вниз, в самую глубокую пропасть, опять же поразив всех своим внезапным
падением.
Но и в
пропасть русский человек падает только затем, чтобы вновь, набрав там
ускорение, снова выпрыгнуть на поверхность и устремиться в заоблачные высоты. Народы мира, печально провожая
глазами это неугомонное «тело», не
знающее отдыха, думают: «загадочный
русский характер…».
Однажды я
услышала от М.Веллера такой анекдот:
Директор
ЦРУ спросил американского военного стратега:
- Вы СССР
обрушили?
- Да, -
отвечает стратег, - обрушили.
- Что же на
том месте осталось?
- Ничего, -
пожимает плечами стратег, - пропасть.
- А что же
делают русские в этой пропасти? – снова спросил директор ЦРУ.
- Роют яму!
– ответил стратег.
- Зачем?
Обмер директор ЦРУ.
- Чтобы еще
глубже было…
Этот
пессимистический конец мне бы хотелось переделать на свой лад в духе русской национальной логики, добавив,
что русские в пропасти не роют яму, а собирают цветы для того, чтобы, в
очередной раз взмыв в небо, в самую предельную точку, явить миру на миг свой
ослепительный лик и усыпать цветами мир, потерявший свои пути.
_______________________________________________
1-
К.Касьянова. О русском национальном характере. М., 2003. С.142
2 –А.
Кемпиньский. Психопатии.
3 –
С.М.Королёв. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М. 1970.
С.64.
4 –
Ц.Ломброзо. Гениальность и помешательство. СПб., 1892. С.49.
Комментариев нет:
Отправить комментарий