-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
Вообще-то я
– зверь и прекрасно осознаю это. Во мне уживается масса отвратительных желаний.
Иногда мне хочется насиловать женщин и мужчин. Иногда появляется жуткое желание
удавить кота, чтобы посмотреть в его мертвые тусклые глаза и упиться мгновением
власти.
Сегодня
меня настигло желание прихлопнуть старушку, о которую я споткнулся в
магазине. Мерзкая старуха посмотрела на
меня такими испуганными и жалкими глазами, что во мне трут же поднялась ярость
и я чуть не убил ее. От моего взгляда она шарахнулась в сторону и налетела на
женщину с огромной магазинной корзиной для продуктов. «Куда прешь!» - закричала
женщина на старуху. Я улыбнулся презрительно и пошел вперед, глядя поверх их
голов.
По большому
счету, я ненавижу всех этих ублюдков, что ходят вокруг меня и лезут под колеса
моего автомобиля. Я ненавижу сопливых детей и даже своего зачуханного ребенка,
с его всегда взъерошенной головой и онемевшим от ужаса и тоски взглядом.
Я хочу,
чтобы все двигались по моей команде
быстро и бесшумно, как герои компьютерных игр. Я хочу, чтобы все зависели от движения моего пальца, нажимающего
на кнопку, и повиновались мгновенно, не раздражая меня своими жалкими
физиономиями.
Да, я
раздражителен и бываю страшен. Я люблю вкус битвы и запах крови. Она пробуждает
во мне дикого охотника. Я ненавижу всю это мелкую тварь, кружащую, бегающую и
ползающую по лесам. Я готов всех их передавить, перестрелять и уничтожить. Я
даже готов сразиться один на один и с крупным зверем. Ведь я – тоже зверь и
борьба – моя стихия.
Я – зверь,
но иногда мне приходится надевать маску человека, потому что я хочу, чтобы меня
считали человеком. Но в последнее время я все чаще чувствую, что эта маска
плохо держится на моем лице и мне приходится постоянно поправлять ее.
Однажды,
когда прилаживание маски надоело мне, я снял ее и подошел к зеркалу. Я сразу
увидел, ЧТО произошло. Нос и челюсти выдвинулись вперед, как у волка – из меня
пёр зверь.
Я снова
попытался приладить маску, но она оказалась слишком плоской для моего лица. И
тогда я, смеясь, проткнул ее своим носом. Получилось нечто невразумительное,
странное, но терпимое.
От моего
холодного, острого и мрачного взгляда мяукали коты, ощетинивая загривки, и
скулили уличные собаки. Старики прижимали руки к груди, а женщины вели себя
по-разному. Иные отскакивали в сторону, а другие раздували ноздри и совершали
бедрами такие неизъяснимые движения, что у меня изо рта бежала слюна.
Я знал, что
в этом мире все самки – мои. Но грешить с ними мне надоело. Я хотел бы
согрешить так страшно, так безвозвратно, чтобы испугаться и присмиреть в самом
себе. Я хотел бы испугать себя самим собою, изнасиловать себя самым изощренным
способом, чтобы взвыть, как дикий зверь.
Наверное,
во мне живет неугомонный дух Нерона – кровавого римского императора. Он все
время бродит где-то возле меня, посмеиваясь в свою рыжую бороду и то шепчет, то
кричит мне в ухо, показывая на меня пальцем. «Ты! – кричит он, - Ты – великий
артист! У тебя есть настоящий кураж! Ты – беспределен, а, значит, велик! В тебе
бушуют великолепные страсти! Ты любишь кровь и муки! Твоя жизнь – искусство!
Покажи им, на ЧТО ты способен. Накажи их!»
Порой он
мне ужасно надоедает и тогда я говорю ему: «Что ты здесь делаешь? Зачем я тебе
нужен?» Он улыбается, глаза его расширяются и он говорит всегда одно и то же:
«Я люблю кровь, а около тебя пахнет кровью. О! Я чувствую, на что ты способен.
Ты способен на многое! Ты должен наказать всех!» «Почему я должен наказать
всех?» - спрашиваю я его. «Потому, - говорит он, приближая к моему лицу толстые
губы, - потому, что ты – зверь, а они – твоя дичь! И твое главное дело – гонять
эту дичь и не давать ей спокойно жить!» Его хохот гремел на весь мир, отдаваясь
звоном в моей голове. «Ненавижу! - рычал я. – Не-на-вижу!»
Однажды я
сбросил человеческую маску и честно взглянул на свою красивую волчью морду. У
нее были другие глаза – узкие, яростные и холодные. Я понял, что приобщился к чему-то великому - к вселенскому
злу и оно сделало меня сильным, непобедимым и яростным.
Я потрогал
свои заострившиеся хрящеватые уши и у меня возникло непреодолимое желание
взвыть. Я выл день и ночь. Я выл с наслаждением, не уставая. Краем своего
чуткого уха я слышал голоса на лестничной площадке, бесконечные звонки и стук в
дверь. Потом кто-то навалился на меня сверху и я застонал, падая. Моё сознание
мутилось.
Я пришел в
себя в белой комнате. Я лежал на спине и не мог пошевелиться. Надо мной плавали
два белых жидких пятна. Они приблизились и я увидел два страшных белых лика.
- Вот, друг
мой, - сказал один лик другому, - практически здоровый человек, доведший себя
до полного умопомешательства.
- Что с ним
случилось? – поинтересовался другой лик, - стресс?
- Если бы,
- первый лик печально покачался. – Нет, друг мой, - это всё власть –
вседозволенность и бесконтрольность. Безграничность, друг мой – опасная штука.
Как говорили древние, если кувшин разбивается – вино вытекает. Также и с
человеческими границами. Власть лишает человека спасительных границ, которые
удерживают его форму.
Власть – это пропасть. Она разверзается под человеком и
он начинает в нее падать. Это особое состояние безграничности власти, это
свободное падение ставит властного человека в особое положение и отдаляет от
всех других людей.
Бесконтрольная власть делает мир для правителя холодным и
чуждым. У этого, - лик склонился надо мной и я увидел два глаза, глядящие на
меня из-под седых бровей, - у этого развилась паранойя, но с другим знаком. Обычно
параноики утверждают, что ИХ преследуют. А этот сам горит желанием уничтожить
всё, что движется. Ведь он, перед тем, как попасть сюда, загрыз с десяток
прохожих».
- Какой
ужас! – пробормотал второй лик и еще одна пара глаз воззрилась на меня из-под
черных очков.
- Вы
полагаете, профессор, - сказал он, - что этот человек превратился в зверя?
Неужели ликантропия?
Первый лик
кивнул и оба пятна отдалились на прежнее расстояние.
- Так и
есть, - снова заговорил первый лик. – Он снял с себя маску человека. Вернее, ее
с него сняла бесконтрольная власть, которая погрузила его в «невыносимую
легкость бытия». Слышали? Кундера говорит, что это стало центральной трагедией
всей современной жизни. Вы читали Мишеля Крозье?
- Нет,
профессор, - отозвался второй лик.
- Более 30
лет назад, - сказал первый лик, плавая в воздухе и производя вокруг себя
радугу, - Мишель Крозье отождествил власть или любое доминирование с пределом
или чрезмерностью – как вам будет угодно. Ну, а любая чрезмерность всегда
движется к источникам неопределенности…
Сегодня нами управляют люди, действия
которых не связаны ни с обстоятельствами, ни с обязательствами, ни с моральными
нормами, ни даже с боязнью греха и потому их действия, да и вся жизнь
становятся неопределенными и, следовательно, непредсказуемыми.
По сути,
нами правят те, чьи руки развязаны. Но правят они людьми со связанными руками и
потому совершенно беспомощными. Это порождает всяческие деформации не только в
обществе, но и в психике. Свобода первых – является причиной несвободы вторых,
тогда как несвобода вторых является условием абсолютной свободы первых. Вот
такая математика Пупкина.
- Свобода,
- сказал второй лик. – Так много о ней говорят, а ведь это – обоюдоострый меч,
который ранит всех, кто держит его.
- Да, -
сказал первый лик, - меч Зигфрида не всем под силу поднять. А тот, кто все-таки
делает это, как видишь, сильно рискует. Вот
эта свобода, которая ничем не связана и есть причина умственного помешательства.
Ведь свобода в человеческом обществе связывается образом человека. Как,
впрочем, и свобода волка в стае связывается
образом волка. Любой волк, даже самый сильный, должен подчиняться волчьим
законам и блюсти образ волка. У них, у волков, очень строгие законы и, если бы
какая-нибудь особь посмела их преступить
- ее бы тут же загрызли или прогнали.
- А у людей
не так, - пробормотал второй лик.
-
Реальность – вещь саморегулирующаяся, - продолжал первый лик. – Если кто-то
мнит о себе слишком высоко – равновесные силы живо поставят его на свое место. Вот
и для этого волчары они определили место
в отделении для буйнопомешанных. Этот
свободный – уже не человек, но он обрел свою свободу в помешательстве. Мишель
Фуко считает, что это и есть предельная свобода.
- Стало
быть, общество – это несвобода? – поинтересовался второй лик.
- Свобода в
обществе связывается образом человека, - тихо сказал первый лик, - То есть,
пресловутой общественной маской, которую каждый человек обязан надевать на
себя, если он живет в социуме. Он надевает ее на себя для того, чтобы иметь
нечто общее со всеми другими людьми. Он надевает ее потому, что это –
единственный способ общения людей друг с другом.
- А что
происходит с теми, кто не хочет носить эту маску? – спросил второй лик. – Ну,
допустим, если они хотят не предельной свободы, а частичной? Я слышал, что есть
богатые люди, которые не моются, ходят в потных майках и трениках. Есть и
такие, что совокупляются в публичных местах.
- Нет, -
сказал первый лик. – Все это либо жалкая демонстрация своего убожества, либо
психическое заболевание, поражающее многих богатых людей, которое выражается в
обесцвечивании мира. Машинально они хотят впихнуть в себя мир, от которого их
уже воротит. А как жить по-другому они не знают.
Но здесь –
нечто другое. Ведь этот человек, которого ты видишь перед собой, снял маску
окончательно. Он стал зверем. Если бы это был другой человек – он, возможно,
воспроизвел бы мир аутиста, не способного связывать вещи мира друг с другом. Сколько
голов – столько умов и столько видов помешательства. Есть и такие, которые
готовы отменить синтаксис и сочинить новый. Но, если они отменят синтаксис - человеческий
мир рассыплется на молекулы. Человек – это образ мира. Что угодно можно
потерять, но не образ человека.
- Да как же
можно потерять этот образ, профессор? – спросил второй лик.
- Очень
просто, - отозвался первый. – Надо просто отказаться от маски и тотчас
опустишься на четыре лапы. Все начинается с малого. Сначала люди перестают
здороваться с соседями. Потом выгоняют родителей на улицу и забывают о своих
детях.
Когда все становятся чужими – появляются раздражение и желание убрать всех со своей дороги. И
наконец, возникает первое желание зверя – разметить территорию и сделать всех
своими рабами. А, если человек еще и искусственно отделен от других людей
властью, статусом – положение еще больше усугубляется.
Власть, друг мой, - продолжал профессор, - это
серьезное испытание для любой психики. Люди, облеченные властью и деньгами,
двигаются и действуют быстрее и в большей степени приближаются к мгновенности
движения. Именно они управляют сегодня.
Другие люди не могут двигаться так быстро, поэтому власть для них
становится неуловимой.
Но все же
люди, которые находятся внизу, хотя и живут тяжело, но находятся в лучшем
положениии, потому что их психика не подвергается такой сильной деформации при
обработке неопределенностью, как у людей, находящихся во власти.
Подходя к
точке неопределенности, личность начинает плавиться. Она входит в черную дыру
«предела», проходит через самое себя и выворачивается наизнанку. Наша изнанка
это – зверь, выходящий из вод текучей неопределенности, зверь Апокалипсиса, о
котором говорил Иоанн Патмосский.
Кстати, - заметил профессор, - он ведь был
современником Нерона и знавал о его кровавых преступлениях. Он знал и о том,
КАК выходит этот зверь.
Он ступает
тихо, бесшумно и незаметно. Перерождение
начинается с мелочей. И вот он, - лик воздел белые руки, - вот он лежит перед
тобой. Это абсолютный зверь, который уже никогда не станет человеком.
Если бы
это была женщина – ее можно было бы попытаться вылечить и сделать пригодной,
хотя бы и для плохонького, но человеческого существования. Но с мужчинами дело
обстоит гораздо безысходнее. Они, если уж влезают в шкуру зверя, то на веки
вечные. Впрочем, - добавил первый лик, - устал я на него смотреть. Зрелище не
из приятных.
Я зарычал
им вслед, но они даже не оглянулись. Надо мной нависало что-то белое и
слепящее. Я широко зевнул и закрыл глаза.
Перед моим внутренним взором тут же
появились сладостные картины крови и убегающих жертв. «Какая хорошая была у
меня жизнь!» - вдруг мелькнула в моем мозгу отчетливая мысль. Она ярко
вспыхнула и начала постепенно гаснуть. Опустилась тьма и в этой тьме, полной
запахов и звуков, я увидел несущиеся ноги, лапы, услышал хрипящий лай, вой, крик, хруст костей
и всё смешалось в один жуткий и сладостный ком, который куда-то тащил,
возбуждая ярость и дикое веселье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий