-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ
Божественный луч, спускаясь сверху, преодолевает
материальные миры и, по мере погружения в них, загрязняясь, теряет ясность и
превращается, наконец, в собственную
противоположность. Это происходит не где-то вовне, а в самом человеке, который
заключает в себе своё добро и своё зло.
Человек, содержащий в себе путь луча, может
передвигаться по нему вверх и вниз, используя сознание как поисковик. В «Книге перемен» (ИЦЗИН) путь наверх
определяется как «Восход» - по аналогии с солнцем. Это счастливое состояние характеризуется
высокой энергетичностью, беспричинным счастьем и полнотой ощущений. Поскольку высший мир – это мир щедрости,
постольку человек, поднимаясь в эти миры, испытывает потребность делиться своей
силой с окружающими его людьми. Как солнце светит всем, даруя всему живому свои
лучи, так и человек, поднявшийся до уровня высших миров, становится светочем.
«Это солнце, взошедшее над землёй, - пишет комментатор «Ицзин» Ю.К.Щуцкий,
- так полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут
его огорчить. И человек, занимающий
данную позицию, исправляя все ошибки, допущенные им в прошлом, даёт свои силы
окружению».1
Если сознание человека «якорится» в низкой и грубой
материальности, то это означает, что оно тупо. Чем ниже погружается оно – тем становится
грубее и бессмысленнее, постепенно переходя в звероподобие.
![]() |
МИКЕЛАНДЖЕЛО. СТРАШНЫЙ СУД |
Человек, круг интересов которого ограничен только
материальным, обладает минимальной свободой выбора. Он становится проводником
для вещей – каналом для движения неживого. Вещи пользуются этим каналом для имитации
жизни. Так неорганический мир обретает видимость подвижности, используя
человека в качестве «движка». Чтобы не упустить человека, неорганический мир
привязывает его к вещам.
Чем ниже опускается божественный луч в материальные
слои – тем более меркнет его ясность и ослабляется связующая сила. Человек начинает забывать свет. Его манит тьма
и её зыбкие образы. На самом «дне» - полное беспамятство. Там правит
бессознательное. Это «ад». Когда сознание спускается в низшую точку – оно распадается.
Можно ли назвать распад сознания свободой? Вряд ли. Потеряв сознание, человек
утрачивает способность выбирать цели. Это значит, что его свобода сводится к
нулю.
Падение в бездну превращается в постижение всё новых и
новых бездн, которые открываются одна за другой, ибо у этого «низа» нет «дна». Чем
ниже, тем скованнее чувствует себя человек, превращаясь, наконец, в холодную и
сверхтяжёлую точку с жестко заданными координатами.
Этот демонический мир имеет всего две координаты – он «плоский».
В нём, по сути, отсутствует вертикаль – во всяком случае, человек ее не видит. Он
движется из одного пункта в другой, не понимая глубины, делая однообразие
обыденности повседневным явлением. Этот
мир хорошо наблюдать в современных русских сериалах и боевиках, в которых
разные люди проделывают одни и те же действия: они ведут войны за вещи. Их
движение ограничено всего несколькими направлениями: борьба за власть, кара за
своеволие, смерть. Внешне это проявляется в однотипной смене декораций: офис,
суд, тюрьма, морг.
Из этого мира, имеющего вид лимба (воронки) трудно,
почти невозможно выбраться по причине его крайне низкой позиции, граничащей с
бессознательным. Но всё-таки находятся люди, которые, осознав весь ужас своего
падения в прорву, делают попытки выбраться из неё. Они оставляют свои богатства
внизу и, освободившись от тяжелого груза, став лёгкими и свободными, несутся
наверх, испытывая счастье.
Но есть искатели, достигшие высших степеней зрелости,
которые для того, чтобы познать все свои стороны, намеренно совершают спуск в
свой «ад» - в бессознательное. Они это делают для того, чтобы вытащить на
поверхность сознания то, что необходимо увидеть – свои сны, в которых
скрываются подлинные желания, которые необходимо познать. Эти люди вытаскивают
из бессознательного на поверхность застарелые комплексы, мании, фобии – всё,
что мешает их дальнейшему продвижению. Эту психотехнику отражает миф о
спасении грешников и вызволении
их из ада. Именно на этом принципе
базируется экзорцизм и психоанализ, выросший из древних практик.
«Встреча с тенью» - вот как называет К.Г.Юнг
такую практику. В «Ицзин» эта ситуация названа «поражением света» или «нисхождением
в ад». Она связывается в гексаграмме с заходом солнца и уходом его под землю.
В египетских солярных мифах бог Ра днем путешествует в
своей ладье по небу, а ночью плывёт по тёмной реке, в которой живёт чудовище Апоп, над которым он одерживает победу. В «Ицзин» об этой битве говорится как о «просвещении
варваров», ибо солнечный герой не столько борется с чудовищами, сколько
спасает их от небытия и тем самым способствует очищению и просветлению глубин
бессознательного.
Чтобы ограничить неумеренное восхождение сынов солнца к
«небу» (миф о Фебе), «Китайская книга перемен» предупреждает о необходимости
периодического спуска в собственные глубины, дабы отрезвить сознание и
уравновесить все стороны человека.
«Свет вознесённый над землёй здесь нисходит обратно в землю для
того, чтобы озарить отставших, то есть, уничтожить зло незнания», – пишет Ю.К.Щуцкий.2
И в этой связи хотелось бы сказать о том, как крикливая
и глупая чернь, глумящаяся над великими людьми, оценивает их действия с точки
зрения своей низости. Она насмехаются
над ними, судит их, даёт им свои глупые оценки. Она не понимает, что подлинный лидер, вступая
во власть, спускается в ад, принося себя
в жертву черни, которая топчет его сердце, как это произошло с сердцем
горьковского Данко.
![]() |
БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ДРАКА |
Толпа укоряет лидера в том, что он действует «грязными
руками», что он не достаточно «чист», не понимая, что Духовный лидер, спускаясь со своих
высот до обыденности, не может не изгрязниться, потому что в низком мире грязь –
обычное дело.
«Конечно, - говорит Ю.К.Щуцкий, - при таком восхождении
человек может отойти от своего собственного величия, в известном смысле, утерять
его, но именно об этом он не должен печалиться, ибо такова его миссия –
нисхождение к отставшим».3
Беда
же низших заключается в том, что они не могут подняться до правильного
понимания деятельности великих.
![]() |
АЛХИМИЧЕСКИЙ СИМВОЛ - ЛЕВ, ПОЖИРАЮЩИЙ СОЛНЦЕ |
Подъём на вершины духа, спуск в низкие материальные «миры
возмездия» - всё это необходимые действия, которые обязаны совершать великие
духи во все времена. Все психотехники, касающиеся посвящений, включали
в себя осознание божества (жизни) в виде единого луча, символом которого был
меч (посох), воткнутый в землю.
Если человеку удавалось вытащить и очистить его
от грязи, он становился посвященным. Но, прежде, чем им стать, человек должен был
осознать как своё добро, так и своё зло. Он должен был понять, что в нём уживаются две
стороны – сознание и бессознательное, которые он должен
примирить и заставить сотрудничать. Таким образом он поднимается над Законом
Кармы.
Прощение есть акт примирения двух сторон – светлой (сознания)
и тёмной (бессознательного). Многие думают, что, если мысленно «простить» кого
либо, то событие прошлого отступит и не будет больше мучить. Но это не
так. Прежде, чем простить что-то,
необходимо содержание события поднять на поверхность сознания и пережить его,
быть может, не один раз. Пережить с прежним мучением, плачем, судорогой, болью,
рвотой и прежней агрессией. Так уходит адская энергия из тела прощающего
человека. Этот акт только условно называется «прощением». Но то, что таким
образом «прощено» - уходит само. Уходит без слов. Просто уходит во веки веков.
![]() |
АЛХИМИЧЕСКИЙ СИМВОЛ СОЕДИНЕНИЕ НЕСОЕДИНИМОГО |
У К.Кастанеды такая
психотехника называется «выметанием острова тональ». В христианстве она названа «очищением». Сегодня таинство
«очищения» понимается примитивно – как очищение организма. В действительности, речь идет об очищении «подвалов»
бессознательного, где скрываются под порогом сознания тяжёлые образы и
патологические механизмы, которые делают существование человека тягостным и
болезненным. Речь здесь идет о психическом очищении, которое достигается с
помощью «вспоминания» с погружением в прошлое.
Тайша
Абеляр (ученица Кастанеды) утверждает, что,
поднятая таким образом, на поверхность энергия, разряжается и усиливает человека,
который получает эту утерянную когда-то в прошлом энергию обратно. Если правильно «провспоминать» свою жизнь, то
можно, действительно, очиститься.
Соединив в себе две своих стороны (верх и низ), человек
приобретает качество «смирения», когда он соглашается с
тем, что он не ангел и не демон, а обычный человек. Его аристократизм становится притушённым от
присутствия его безумной части, а безумие приобретает более светлое качество,
которое выражается в бессознательно светлых желаниях.
![]() |
МИКЕЛАНДЖЕЛО. ПРИКОСНОВЕНИЕ |
Сознание и бессознательное
подают друг другу «руку». В таком состоянии человек является подлинным и та
струна, которую он протягивает между своим небом и своей землей, становится
инструментом, на котором он может играть так, как захочет, настраивая и
перенастраивая свой инструмент в зависимости от необходимости.
Это состояние называется «целостностью».
Предпочтение какой-то одной стороны в ущерб другой вызывает к жизни
равнодействующие силы, которые укрощают дерзость человека механическим путём. Односторонний человек открывает свою карму и
тогда каждый его поступок влечёт за собой наказание.
Целостный
человек, находящийся в состоянии уравновешенности,
освобождается от кармы и становится сам для себя законом и исполнителем этого
закона. По сути, он становится богом. В
Китае о таких людях говорят, что они «прошли через глаз дракона» и называют «бессмертными».
Эти люди всегда смотрят в суть вещей и всё видят как единое. Их главное качество – вера в веру, а веруют
они в любовь, являющуюся связующей силой.
Действительно, было бы странно, если бы целостный
человек веровал в неминуемый распад, как это происходит с обычными людьми. Целостный
человек, созданный любовью, может верить только в любовь.
Но в наше время слово «любовь» с чем только не
ассоциируется. В действительности, любовь это энергия, связанная с
творчеством. Она всегда что-то творит. В результате появляется третье – плод совместного
сотрудничества. Триединство лежит в
основе жизни. Таким образом, соединение
двух сторон человека дает ему новое, третье качество – целостность, когда
человек выравнивается и гармонизируется.
Мечта о таком человеке для христиан была воплощена в
образе Иисуса Христа – Сына Человеческого, прошедшего по своему лучу снизу
доверху, и, явившего собой пример высокого достижения. Луч, собственно, и есть подлинный
«путь» человека. Кто-то говорит, что он не имеет направления, но знающие,
преодолевая неопределённость, утверждают, что он ведет к себе. Дон Хуан у Кастанеды называет
его «путём, у которого есть сердце». Ф.Ницше, вторя ему, говорит о
«вечном возвращении» домой, к самому себе, к своей целостности, которую А.
де Сент-Экзюпери назвал «домом, приютившим любовь».
___________________________
1 – Китайская книга перемен (Ицзин), М., 1993. – С.63
2 – Там же. – С.259
3 – Там же. – С.259-260
Комментариев нет:
Отправить комментарий