пятница, 16 октября 2015 г.

ПРЕДЕЛ ИЛИ ИСКУССТВО ПЕРЕХОДА

-- Ведь есть же какие-то пределы?
 -- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                             Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность

ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ
ПРЕДЕЛ ИЛИ ИСКУССТВО ПЕРЕХОДА

ЛЕНТА МЁБИУСА


Есть ли предел низости? Достоевский утверждал, что низость это «сила, которая всё пересилит». Но так ли это? В действительности, у низости есть предел, за которым наступает нечто, что невозможно вообразить даже в самых смелых предположениях.  Всё имеет предел и низость не беспредельна.


Современные психологи утверждают, что продолжительное созерцание сцен насилия серьёзно искажает психику, а  физики опытным путем доказали, что у насильников и убийц в момент совершения преступления навсегда повреждается генетический аппарат, связанный с репродуктивными функциями. Если у такого человека дети  или внуки не родятся уродами или идиотами, то их судьба будет по трагичности сопоставима с судьбой царя Эдипа. И это не сказки.

«… во время убийства, - утверждают современные исследователи, - … происходит энергоинформационный взрыв: от человека отделяется фантом его генетического аппарата. Он повреждает генетический аппарат убийцы (мстит), вызывая тяжелые психосоматические расстройства. Если его не одолеют болезни тела, то ему будет грозить безумие или самоубийство. Ф.М.Достоевский утверждал, что убийца обрекает на вырождение свой род. Его поврежденный генетический аппарат производит себе подобных. Потомки убийц будут болеть, спиваться, сходить с ума, кончать самоубийством по причинам “неизвестным” науке».1



Мифы, дошедшие до нас из глубины веков,  свидетельствуют о том, что древние знали о «законе предела», когда  ситуации, достигшие  своего крайнего развития, переходят на «другую сторону». В частности, низость, дойдя до края, переходит в собственную противоположность – в предельную высоту, которой только может достичь недоразвитый человек в своем скотском состоянии вырождения. Если кто-то решит, что предел сделает его самым высоким «богом», то он ошибётся. Почему? Да потому, что предельная низость, переходящая в предельную высоту для этого типа людей часто выражается в слабоумии. Равновесные силы, задействованные в этом процессе выравнивания, чаще всего решают, что сумасшествие для злодея – это самая высокая точка его существования, ибо в этой точке он уже не способен к сознательному злу.

РАВНОДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ ГРЕКИ ОЛИЦЕТВОРЯЛИ
С БОГИНЯМИ МЩЕНИЯ ЭРИНИЯМИ

Такова была судьба легендарного вавилонского царя Навуходоносора.  Дойдя до предела, его низость перешла в предельное «добро», которое заключалось для Навуходоносора в переходе от великой и воинственной суеты, блеска и роскоши к животному существованию. Те, кто видел это превращение, говорили, что великий царь превратился в «вола, жующего траву». Великий ум стал великим безумием и это безумие оказалось для Навуходоносора благом.

ЦАРЬ ВАВИЛОНА
НАВУХОДОНОСОР

УИЛЬЯМ БЛЕ1ЙК.
БЕЗУМНЫЙ НАВУХОДОНОСОР


То же самое происходило и с царём Валтасаром, который был так богат, что все покои его дворца были покрыты золотом. Его предельной низостью стал кощунственный поступок, явившийся последней каплей переполнившей чашу его злодеяний.  Он велел принести чаши из алтаря, предназначенные для жертвоприношений и стал пить из них вино…  В резулшьтате он потерял царство и жизнь. В этом заключалось его предельное добро.

ЦАРЬ ВАЛТАСАР ЧИТАЕТ ОГНЕННЫЕ БУКВЫ
СВОЕГО ПРОКЛЯТЬЯ


Но бывают обстоятельства, когда преступления совершают люди, которых можно назвать «высокими духами». Таков был Миларайпа, один из известных  святых Тибета. В этом случае предел также выражается в достижении человеком высокого положения, которое характеризуется полной нищетой во всех смыслах.
 Миларайпа жил в горах, вел жизнь нищенствующего отшельника, не носившего даже одежды, и никогда не выходил из состояния медитации. Он находился на высшей точке человеческого существования, когда низость находится в прямом соприкосновении с высшим.

МИЛАРАЙПА (МИЛАРЕПА)

В молодости Миларайпа пережил страшную трагедию. После смерти его отца родственники разорили семью, выбросив молодую вдову с двумя детьми на улицу. Повзрослев, Миларайпа поклялся расправиться со всем кланом. Чтобы исполнить задуманное, он стал учеником чёрного мага. Немало злых деяний  совершил он в процессе обучения. Достигнув высокого мастерства, Миларайпа  начал готовить настоящее преступление.
Когда все его родственники собрались на свадьбу во дворце, он с помощью заклинаний сделал так, чтобы волы, привязанные к колоннам здания, взбесились. То, что произошло потом, поразило всех, кто видел это странное происшествие.  Вялые, сонные волы вдруг встали на дыбы и бросились в разные стороны, ломая опоры. Дворец рухнул, а его массивная крыша погребла под собой всех собравшихся гостей.

МЕДИТАЦИЯ

Но для Миларайпы это злодеяние даром не прошло.  Его раскаяние и тоска были столь мучительны, что он покинул чёрного мага и отправился на поиски  светлого учителя. Великое и страшное зло перешло у Миларайпы в великое и страшное подвижничество, сделавшее его бессмертным.

Судьба великого Ницше была еще более загадочной. Выбрав своеобразный путь – в никуда, к Дионису и бесформенности, Ницше в своей предельной низости и инфляции обрёл предельное добро и высоту в безумии, отождествившись с богом Дионисом.  Его судьба схожа с судьбой Эдипа, который за свои преступления получил в наказание святость и нищету.

КАРАВАДЖО. БОЛЬНОЙ ДИОНИС

Так действуют равновесные силы, которые древние называли Эриниями – богинями мщения.  Но правильнее было бы назвать их богинями равновесия и справедливости, потому что их главной функцией является  поддержание равновесия.  Только благодаря этим силам мир еще существует и зло не переходит свои границы.  Если бы их не было – не было бы ничего, так как эти силы осуществляют автоматическую регулировку системы.
Современные высокопоставленные оккультисты прекрасно осведомлены об этом законе. Они понимают, что черная дыра, на которую они уповают, явится для них переходом на другую сторону, где их поджидает (словно убийца за углом!) их предельное добро. Но никто из них не имеет представления о том, что представляет собой это предельное «добро». Во всяком случае, для людей, которые всю свою сознательную жизнь творили зло, добро примет весьма своеобразную форму, ибо оно формируется в бессознательном.

Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» подробно проанализировал процесс перехода предельной низости преступника к высшему состоянию, которое ему доступно. Для Раскольникова таким высшим состоянием стало покаяние.  Произведение Достоевского  обладает большой ценностью, ибо  в нем запечатлен глубоко скрытый внутри человека психический процесс перехода одного сущностного состояния в другое. Автор на примере Раскольникова сумел показать, каким образом великое преступление переходит в великое прозрение. Так было и в случае Ставрогина из «Бесов», но  для него великим добром стало не только прозрение, но и самоубийство.



На Востоке равновесные силы называют «кармой». Многие понимают карму как расплату за грехи, но это вовсе не так. Карма – это не расплата, не месть за нарушение законов.  Карма – это слепой механизм – маятник, процесс перехода одного предельного состояния в другое.

КАРМА

Но, если низость переходит на пределе в высоту, то высота на своем пределе  переходит в низость.  Такое «переразвитие» великого становится либо ханжеством, либо гордостью по поводу своей великости.  Для великого человека такое положение вещей становится трагедией его жизни и полным поражением во всех смыслах. Такова судьба Великого Инквизитора из романа «Братья Карамазовы» Достоевского.

У  каждой улитки своя Фудзияма – говорит японская мудрость. У  каждого человека существует свой предел низости и высоты.  Но странно здесь то, что великая низость поразительно похожа на великую высоту, а великая высота – на великую низость. Переход же от одного состояния к другому являет собой момент истины. Иногда в этот момент люди испытывают просветление, что свидетельствует о переходе на другую сторону. Другие, наоборот, теряют разум.
В случае Раскольникова был совершен переход от преступления, продиктованного безумием своеволия,  к высшему осознанию, которое всегда проявляется в страдании.

Будда говорил, что страдание – главный герой человеческой драмы. Страдание, - говорил он, - порождается невежеством и влечет за собой прозрение. Страдающий человек (претерпевающий) считается до конца очищенным, как это случилось с Иовом.
Великое богатство и счастье библейского Иова, дошедшее до предела,  перешло в великую нищету и несчастье. Он до тех пор стенал и плакал, пока не понял случившегося и не уяснил парадоксальный закон жизни, заключавшийся в том, что когда человек переходит определенную грань, тут же выскакивает черт и начинает его трясти.

ИОВ

В «Книге Иова», - одной из самых загадочных книг древности, - в прологе бог Яхве встречается с Сатаной и говорит ему о судьбе Иова, дошедшего до предела своего счастья, следующие слова: «Вот он в руке твоей, только жизнь его сохрани». После этого «отошел Сатана от лица Яхве и поразил Иова лютою проказою от подошвы ноги по самое темя его».3

Чёрт в древней литературе, как ни странно, находится с Богом в приятельских отношениях. У Гёте в «Фаусте»  Бог называет черта «братом» и посылает его встряхнуть человечество для того, чтобы оно не закисло в своей неподвижности.  В «Книге Иова» Сатана способствует сведению воедино всех концов. Чёрт сходится с Богом и в этот момент человек переживает непередаваемое страдание, когда его добро и его зло актуализируются в нем одновременно.



Мистики утверждают, что этот переход следует сохранить навсегда, потому что именно это состояние  являет собой то, что принято называть «святостью».
Получается, что святой – это не приличный, правильный, благостный и моральный человек. Настоящий святой – имморален. Он стоит над человеческими законами.
 Когда сходятся его тень и свет – он становится сверхчеловеком, сохраняющим в себе обе стороны – темную и светлую. Тогда он может сказать о себе так, как говорили Иисус и Гермес Трисмегист: «Я есть альфа и омега, первый и последний».

ДЖИДДУ КРИШНАМУРТИ -
ЧЕЛОВЕК, СУМЕВШИЙ ПРИ ЖИЗНИ
СОЕДИНИТЬ НЕСОЕДИНИМОЕ


---------------------------------------------
1 – В. И Т. Тихоплав. Физика веры. М., 2005. – С.174
2 – Более подробно об этом феномене рассказывается в моей работе «Тень»
3 – Книга Иова


Комментариев нет:

Отправить комментарий