-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ
ВОЛЯ К СЛЕПОТЕ или СКВЕРНЫЙ СОН
ОБЫВАТЕЛЯ
![]() |
СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ |
Неблагодарное
дело – писать правду. Всегда найдутся люди, которые начнут укорять пишущего в
том, что он приоткрыл завесу, за которой корчится страшный карлик с синим
носом. «Зачем вы нам об этом рассказываете?» - восклицают они. «А, может быть
это неправда! А, может быть, вам это приснилось! Зачем сеете панику и мешаете
нам спокойно хлебать наш суп с мясом в тёплой кухне?»
В этих
словах слышится отчаянная надежда и мольба: «Оставьте нас в покое! Мы не хотим
ничего знать! Не нарушайте нашего
безмятежного сна!» Эти люди цепляются за то, что у них есть сейчас и не желают
ничего знать о сомнительном будущем, которое уже стоит на пороге. Но их гнев
обращен не на само будущее, а на вестника, постучавшегося к ним в дверь. Впрочем,
судьба гонцов и вестников всегда была тяжелой. За плохие вести их казнили.
Так
случилось и с ницшевским Заратустрой, который
приволок погибшего акробата к дому старика, закричавшего в ответ на его стук: «Кто
идёт ко мне и нарушает скверный мой сон?»
А ведь сон
обывателя, действительно, самый скверный из всех снов, потому что ему
предаются в бодрствующем состоянии. Сон
обывателя можно назвать «бодрствованием во сне». Главными характеристиками
его являются: повышенная эмоциональная реакция в ответ на любой раздражитель
(вплоть до истерии), фанатизм и низкий самоконтроль. «Это несказанная оргия, это святая проституция
души», - говорит Бодлер
о массовом обывательском сознании в своем сочинении «Массовая баня».
![]() |
СОН ОБЫВАТЕЛЯ. БОДРСТВОВАНИЕ ВО СНЕ |
Обывателю чуждо всё, кроме интересов
собственного желудка. Он привык думать, не думая, и разделять мнения
большинства, даже, если эти мнения абсурдны. Впрочем, если кто-то думает, что
обывателями являются отсталые слои населения, то он очень ошибается. Обывателей
предостаточно и в академических кругах. Они отчаянно цепляются за старое и
гнобят новое.
«Если
твоя точка зрения противоречит взглядам серьёзного авторитета, - пишет М.Веллер в
работе «Человек в системе», – тебя разнесут. Если явно вносишь что-то
новое и серьёзное – к тебе присосутся маститые соавторы и постараются большую
часть заслуги приписать себе. Если твои работы блестят яркой мыслью –
завистники постараются зарыть тебя в навоз».1
![]() |
СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЕЙ |
«Мышление
толп, - утверждает Серж Московичи, - это всегда мышление уже
виденного и уже знаемого».
«В
общем, - продолжает тот же автор, - толпы мыслят мир не таким, каков он есть, а
таким, каким их заставляют его видеть… Они никак не влияют на действительность
и удовлетворяются её видимостью. Не то, чтобы они избегали её, - нет, они
просто не понимают разницы между видимостью и действительностью. Истина
безнадёжно ускользает от них. Они подменяют реальность, которую переносят с
большим трудом, представлением о ней; нетерпимое настоящее – прошлым».2
«Этого не
может быть, потому что я хочу, чтобы этого не было! Потому что мне больно от
того, что говорят всякие ублюдки!» -
кричит обыватель и явно видно, что ему, действительно, становится больно.
Он раздражён от этой своей боли. Ему так больно, что он не может с собой
справиться и потому, теряя остатки разума, начинает сквернословить и плевать в «обидчика».
Он заранее настроен против того нового, что ломится в его жизнь и потому заранее настроен критиковать всё, что
попадется под руку.
![]() |
СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ |
«Я знаю,
как называется болезнь, которая мучает обывателей, - утверждал создатель «психологии
толп» Ле-Бон. – В них говорит
воля к слепоте. Они, как пьяные или дети. Видят и ничего не понимают. Голос
косной материи заглушает в них настоящее любопытство».
«Эй, ты! –
кричат они тем, кто пытается донести до них истину. – Ты думаешь, что твоя
голова умнее всех других голов? А вот мы сейчас трахнем по ней и проверим!»3
Так
погибают праведники, а искатели нового становятся мучениками. История знает
немало трагических судеб тех, кого отвергло «коллективное бессознательное»
обывателей, привычно катящееся по «обмятой» колее.
В 1903 году
братья
Райт подняли в небо свой первый «флайер». Никто этого не заметил. Через 4 года аппарат уже летал высоко над
землёй. Журналисты написали: «Братья Райт представили публике новый цирковой
аттракцион!» Военное же ведомство отмахнулось с досадой: «Изобретение не
представляет ценности!» А братья уже во всю летали. Несколько французских фирм
приступили к производству аэропланов… И тогда до американских военных, наконец,
дошло, что братья изобрели самолёт.
Циолковского горожане считали выжившим из ума
чудаком, чуть ли не сумасшедшим и так шло до тех пор, пока Советское
правительство не объявило во всеуслышанье, что Циолковский – национальный космический
гений.
Роберт Фултон годами маялся со своим «вонючим» пароходом
– никто не хотел признавать его изобретения. Пифагора и Бруно сожгли. Сократа отравили. Цицерона
зарубили. Мани уморили в остроге. Магомета
осмеяли и выгнали. Томаса Мюнцера
четвертовали. Как говорит остроумный М.Веллер:
«Встреча человека с гением – это просто праздник души!»
Но подобное
происходит не только при встрече с обывателя гением, но и при любой
встрече косного человека с новой информацией, которая идет вразрез с его
пониманием и не подкрепляется мнением авторитета. Обыватель верит только
авторитету. Ему вынь да положь информацию с подписью президента и с печатью на которой написано - «уплочено».
![]() |
СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ. МНЕНИЕ АВТОРИТЕТА |
Но иногда и
авторитет не может поколебать тупости обывателя. Так случилось со всемирно
известным австрийским писателем Стефаном Цвейгом, пытавшемся предостеречь
граждан своей страны о грозящей им опасности накануне аншлюса. Отмахнувшись от тревожных сообщений писателя, обыватели
продолжали вести прежнюю жизнь, нисколько не сомневаясь в своей неуязвимости. Они
полагали, что нерушимый буржуазный порядок, складывавшийся веками, устоит перед
натиском любого врага. Добропорядочные буржуа вплоть до прихода Гитлера праздновали
свою сытую жизнь и обменивались
рождественскими веночками. «Завтра, - писал С.Цвейг, - они потеряют свои прекрасные дома и облачатся в
арестантские робы. Но сегодня они не хотят ничего об этом знать и я решил их больше
не беспокоить».4
![]() |
СОН НА РЕЛЬСАХ. СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ |
Обыватель не видит того, что не вмещается в
его сознание и его «обмятую» по его
фигуре обыденность. Слыша об угрозах своему благополучию, он говорит абсурдную
вещь: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!»
Толерантность в этих словах сливается с индифферентностью и это «объятие»
погружает их носителя в беспросветную тупость, граничащую с безумием.
Тупость
заставляет обывателя каждый день совершать одни и те же привычные телодвижения,
пробавляться сплетнями других обывателей и навешивать пошлые ярлыки на всё, что
попадается на их пути.
![]() |
СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ |
Когда же в
жизнь обывателей вторгается новое, непривычное и «необмятое», она ощетинивается
всеми своими иголками. М.Веллер называет такое состояние инертной обывательской
массы «инерцией стабильности». В ответ
на новое толпа становится мрачной и угрюмой, а социальная среда делается вязкой и труднопреодолимой. В
этой ситуации носитель нового превращается в «торчок, о который обывателю хочется
поточить когти».5
«Невозможно сказать людям истину так, чтобы они её поняли,
- утверждал Уильям Блейк. –
Следует говорить так, чтобы они поверили».
А на чём
зиждется вера обывателя? «Конечно, на
авторитете! – утверждает М.Веллер.
- А еще на привычке, общепринятости и многократной, как дробь дятла на ленте
Мёбиуса, повторяемости. Языком
сопромата: потребна остаточная деформация мозгового вещества».6
Состояние
обывателя со времен Ле-Бона сравнивали с сумеречным состоянием фанатика. Его
сознание, утрачивая собственную активность, позволяет ему предаваться
мистическому экстазу или видениям в состоянии помрачения.
![]() |
СКВЕРНЫЙ СОН ОБЫВАТЕЛЯ |
«Всё это
морализирование!» - говорит современный обыватель, даже не подозревая о том,
что под рубрикой «мораль» сегодня кроется всё самое доброе, нужное и полезное
для человека.
«А кто ты
такой, чтобы меня учить?» - возмущается он, не понимая, что в недалёком будущем
за каждую крупицу правды ему придется платить собственной жизнью. Конечно, это произойдёт
лишь в том случае, если его окончательно не одолеет воля к слепоте и глаза его не сомкнутся навеки и не зарастут
мхом, скованные скверным обывательским сном.
__________________________
1 – М.Веллер. Человек
в системе. М., 2010
2 - С.Московичи. Век
толп
3 – М.Веллер. Человек
в системе. М., 2010
4 – С.Цвейг. Взгляд в
зеркало моей жизни. Борьба с демоном.
М.,1992
5 – М.Веллер. Человек
в системе. М., 2010
6 – Там же
Комментариев нет:
Отправить комментарий