-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
жидкий человек... |
Чтобы сохранить равновесие – надо знать простое правило…
Глядя в бесконечность, человек должен помнить о конечном (о
своем доме, о «Я»).
Находясь же в обычном мире, он должен думать о
бесконечности - то есть, о Боге, поскольку Бог является для верующего
воплощением непознаваемой бесконечности.
УСЛОВНОСТИ – ЭТО ГРАНИЦЫ, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО УСЛОВИЛОСЬ
СОБЛЮДАТЬ. В действительности, этих границ нет, но люди ведут себя так, словно
они реальны. Однажды люди собрались вместе и договорились: «А давайте…» - и после этого установили правила, законы и
границы.
ГРАНИЦЫ, безусловно, нужны, но иногда их становится так
много, что они замораживают жизнь и тогда нарушается ее функционирование. Когда
условностей слишком много – стены словно сдвигаются, оставляя для жизни
небольшой пятачок. Когда же границы исчезают вовсе – исчезает всё.
Вот так и бьётся человек между СВОБОДОЙ И НЕОБХОДИМОСТЬЮ.
Эта тема постоянно присутствовала в философских спорах. Умнейшие люди решали,
до каких степеней можно расширять «свободу» и насколько следует ее ограничивать
«необходимостью».
Артур Шопенгауэр утверждал, что мир является представлением
человека о нем. Но поскольку человек конечен, он и представлять может только
конечную структуру, но не бесконечность.
Конечно, иногда он может бросить на нее взгляд, но потом он снова должен
вернуться к конечной структуре. Таков уж он – человек.
Безграничность настолько же опасна для человека, насколько
вредно бесконтрольное увеличение
ненужных границ.
ЧРЕЗМЕРНАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ пространства мешает нормальному течению жизни,
сгущая, и, сужая ее до неподвижной точки.
ЧРЕЗМЕРНАЯ ЖЕ СВОБОДА способствует бесконтрольному
растеканию, истончению энергии и её
уничтожению.
Любая чрезмерность опасна для жизни человека. И это – единственная
угроза, которая для него существует
постоянно. Что бы он ни делал, о чём бы ни думал – чрезмерность подстерегает
его точно так же, как ягуар подстерегал Кастанеду в кустах.
Обычно люди хорошо понимают, что представляет собой нарушение
порядка в социуме, которое зовется «тоталитаризмом». Тоталитаризм являет
собой полицейское государство, которое осуществляет абсолютный контроль за
поведением и мыслями своих граждан. Оно подавляет жизнь чрезмерными налоговыми
поборами и опирается на драконовское законодательство, становящееся таковым
из-за обилия «приложений» и «правил».
В таком государстве, даже, если оно называет себя «социальным»
и «демократическим», и провозглашает всех «свободными», - человек чувствует
себя стиснутым невидимыми границами.
Но есть и другая крайность – это дурная свобода, неотвратимо
ведущая общество к деградации.
Всё вышесказанное относилось к обществу. Что же можно сказать о
конкретном человеке, который постоянно бьется в тисках «свободы и необходимости»?
В принципе, смотреть на бесконечность никому не
возбраняется - главное, чтобы это
созерцание не переросло в патологию. Предприятие это небезопасно и смело «бросать
взгляд в бездну» может лишь «мастер», который имеет четкое понятие о своей
энергетической конфигурации.
Обычный человек концентрируется на своем «Я» и тогда всё,
что его окружает, становится
расплывающимся фоном - то есть, бесконечностью. Если же человек переводит взгляд на
бесконечность (на фон) – то она
становится для него «фигурой», а жизнь «Я» - фоном. При этом, важно в сознании уметь сохранять баланс
между этими двумя «гештальтами», помня о том, что они представляют собой некие
«весы», которые нуждаются в постоянной коррективровке.
Чтобы сохранить равновесие – надо знать простое правило…
Глядя в бесконечность, человек должен помнить о конечном (о
своем доме, о «Я»).
Находясь же в обычном мире, он должен думать о бесконечности - то есть,
о Боге, поскольку Бог является для верующего воплощением непознаваемой бесконечности.
Получается, что для того, чтобы сохранить равновесие,
человек просто обязан быть религиозным. При этом, лучшей является религиозность,
которая пропитывает обычную жизнь и является естественной, как это было у
китайцев и японцев. Вот почему необходимо, занимаясь обычными делами, помнить о
вечном и о Боге. Но находясь в бесконечности,
следует помнить о доме. Такова система координат, которая спасает человека и не
дает ему сгинуть. Как только она нарушается, он становится беззащитным.
Дон Хуан в книгах К.Кастанеды
часто говорил своим ученикам, занимающимся практикой осознанных сновидений:
«Чтобы собрать себя во сне (в бесконечности), надо постоянно возвращаться к
созерцанию своих рук, то есть, к себе».
Ошибкой многих людей, желающих уйти в транс, является
стремление бесконтрольно отдаться бесконечности. Это почти всегда приводит к
драматическим последствиям. Индийские
мастера, рассказывая о таких горе-путешественниках, сравнивают их с соляной
куклой, пожелавшей искупаться в море и, растаявшей в его водах. Так и
человеческое тело готово растаять в бесконечности, если ничем не сдерживается и
не привязывается к обычной физической жизни.
Средневековые алхимики для путешествий в бесконечность
пользовались специальными «метками», которыми являлись для них химические
формулы. Обычно они обозначали не химическую реакцию, а стадию трансформации
человеческого преображения - его
«размягчения» или «отвердения».
«Размягчение» и «отвердение» - это два крайних состояния человека. В
идеале человек должен постоянно двигаться от одного состояния к другому, не
доходя до крайности, но обычно происходит
«зависание» в одном из них.
Если человек жестко фиксирует себя в «твердом» состоянии, то на выходе получается
бесчувственный субъект, покрытый «панцирем». Примером такого человека может
служить герой романа Достоевского «Бесы», – Ставрогин. В предельном состоянии
этот типаж вообще перестает двигаться и впадает в кататонический ступор.
Человек, находящийся в «размягченном» («жидком») состоянии –
это эмоционально неуравновешенный человек (в том числе, наркоман), погруженный в сумеречное состояние. Крайняя степень этого
состояния – идиотия.
В наше время люди страдают «разжиженностью». Это происходит не
потому, что они больны – просто им в жизни не за что зацепиться. У них нет «корней»
(«маркеров»), которые привязывали бы их к жизни и потому, в большинстве своем, они являются слугами
Танатоса – бога смерти. Вся сегодняшняя жизнь направляет человека к погибели и абсолютно не создаёт привязок к жизни,
которые можно назвать «маркерами».
«Маркер» - это не
только «корень», но и «щит». «Маркером» может быть всё, что угодно – любое
любимое дело: чтение классики (именно старой классики, а не новой), знакомство
с классический музыкой (не джазом, не техно и не тяжелым роком), с хорошей
живописью. «Маркером» становится и привычная практика осознания происходящего,
а также чувство ответственности.
Если у людей отсутствуют «корни», то их личность не
формируется. Это слабые, эмоционально нестабильные индивидуумы, склонные к
неоправданным рискам. Обычная амплитуда колебаний «жидкого» человека – от
чрезмерно бурной деятельности до жесточайшей депрессии. То и другое – плохо.
Когда человек перестаёт себя контролировать, обычно говорят,
что он «вышел из себя». Вышел куда?
Конечно, в агрессивную и неконтролируемую бесконечность, в зону «своеволия»
- то есть, вышел из собственных границ.
Но, если от бесконечности не защищаться, то она растащит человека на атомы. В «жидком» состоянии человек делается мягким
и текучим. Это очень опасно, так как энергия может «утечь» в «бездну».
Чтобы вывести
человека из «жидкого» состояния, достаточно окатить его водой или ударить.
Способов привести себя в норму много: можно считать до десяти или глубоко
дышать, вспоминать стихи или думать о доме и родных. Всё это называется
«фиксацией» Если «жидкий» человек не научится фиксировать себя – долго он не протянет.
Состояние опьянения – «жидкое», а потому и опасное
(особенно, если пьянство неумеренное). «Жидкий» человек всегда готов «растечься»
и исчезнуть только потому, что в этот
момент он плохо осознает себя. А потеря памяти чрезвычайно опасна, потому что в
этом состоянии человек утрачивает «метки», привязывающие его к жизни и,
делающими «твердым» и фиксированным.
ИНДИЙСКИЙ БОГ - ТАНЦУЮЩИЙ ШИВВА |
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ ИЗ ДВИЖЕНИЯ И ФИКСАЦИИ. НО ЧРЕЗМЕРНАЯ
«ТЕКУЧЕСТЬ» ТАКЖЕ ОПАСНА, КАК И ЧРЕЗМЕРНАЯ ФИКСИРОВАННОСТЬ. Поэтому человек,
идя по жизни, должен уподобиться танцующему индийскому богу. Если посмотреть на
индийские танцы, то можно увидеть, что они состоят из движения и фиксации
(застывшей позы). Индийский танец – это наглядный образец искусства жизни.
ИНДИЙСКИЙ ТАНЕЦ СОДЕРЖАЩИЙ В СЕБЕ ДВИЖЕНИЕ И ФИКСАЦИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ НАГЛЯДНЫМ ПРИМЕРОМ ИСКУССТВА ЖИЗНИ |
«Жидкое» состояние, если оно сохраняется в пределах нормы,
полезно. Это состояние поэтов и
влюбленных, талантливых композиторов и полководцев. Это то, что называют «вдохновением».
Многие поэты, не находя вдохновения естественным путём, использовали наркотики
и алкоголь. Кому-то оно давалось в избытке, а кто-то должен был добирать его
искусственными методами.
Ницше, Клейст и Гёльдерлин получали вдохновение с избытком.
Они упивались им, отдаваясь его течению с таким безрассудством, что их сознание,
в конце концов, «утекло» в «бездну» бесконечности. Все трое потеряли разум.
Гёте, в отличие от них, являет собой пример абсолютной
уравновешенности. Он тоже бросал взгляд в бесконечность (без этого он не
написал бы второй части своего «Фауста»), но затем возвращался к обычной жизни
и заново утверждал себя в ней.
Сегодня в литературе моден «поток сознания». Модно всё, что
опасно. «Поток сознания», если ему отдаваться бесконтрольно, может незаметно
перерасти в бред. Когда К.Г.Юнг читал «Улисса» Джойса, представляющего собой «поток
сознания», то чувствовал, что его ум растворяется. Он сердился на автора и несколько раз бросал
читать его книгу. В конце концов, Юнг дал о ней нелицеприятный отзыв, назвав ее
«шизофреничной».
Наше сегодняшнее время опасно тем, что в нем слишком выражена тенденция
текучести. Капитализи сегодня «жидкий»,
финансы «текут», в литературе – «поток сознания», информация движется широкой
рекой. В этой «водной» среде отношения людей (часто находящихся в
замешательстве) слабофиксированы. Но именно фиксация создает характер и
тренирует волю, потому что привычки, способствующие движению в автоматическом
режиме, фиксацию снимают.
Пожалуй, самое опасное состояние из всех – это наркотическое
опьянение - абсолютно «жидкое» состояние, когда человек теряет самоуправление. Не
менее опасно «зависание» в результате противоречивых требований, обращенных к
человеку, либо из-за непрекращающегося процесса адаптации к новому. Состояние,
когда на человека выливается море информации или когда он стоит перед «супервыбором»
также приводят человека в замешательство и делают его «жидким».
Исследователи выявили, что в «жидкое» состояние человека
погружает «неопределенность»
, которая оказывает на его организм пагубное действие. Если «неопределенность»
не заканчивается, то человек быстро изнашивается и умирает, либо становится
слабоумным.
Ученые наблюдавшие за поведением солдат в «горячих точках», отмечали, что война – это стрессовая ситуация
с большой долей неопределенности и опасности. Человек, находящийся в военных
условиях, должен постоянно приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам.
Часть солдат не выдерживала такой нагрузки и впадала в детство. Таких случаев
было достаточно много для того, чтобы ученые обратили серьёзное внимание на проблему
адаптации
человека к постоянно меняющимся условиям внешней среды и сделали вывод
о том, что, хотя человеческая психика пластична, но эта пластичность не
безразмерна. Резервы человека не безграничны. Человек не способен долго жить,
находясь в «жидком» состоянии. Именно поэтому в армии начали применять
био-стимуляторы.
Но и, находясь в мирных условиях, многие люди жалуются на
то, что их не отпускает тревога, что они напряжены и словно чего-то ждут. Такое
состояние сегодня искусственно нагнетается с помощью СМИ.
Еще в 30-х годах американский психиатр Курт Левин, изучавший эти
состояния, пришел к выводу, что человеком, находящимся в «жидком» состоянии
легко управлять. Испуганное общество, снедаемое страхом и тревожными ожиданиями, становится легкой
добычей для всякого рода манипуляторов.
Находясь в состоянии «неопределенности»,
человек теряет много жизненных сил, начинает много есть, чтобы их восполнить,
плохо спать, чувствует себя ослабленным, уставшим и угнетённым. Это как раз и
есть то размягченное состояние пассивности, которое необходимо для принятия
всякого рода «реформ». Пассивное общество – это пластичное «тесто», из которого
можно лепить всё, что угодно.
Однажды дядя доктора К.Г. Юнга сказал, что «настоящий ад –
это вынужденное ожидание». Отталкиваясь от этого высказывания, можно сказать,
что у современного человека ад везде, потому что он сам – ад. И этот ад называется «бесконечное ожидание». В этом состоянии человек не живет, а ждет
худшего. Но так и должно быть, потому что современная система управления,
занятая продуцированием «неопределенности», именно так и задумана. Она являет собой
источник непрерывных изменений, не прекращающихся ни на миг. Это постоянное реформирование,
которое сопровождается перманентным повышением цен, ростом инфляции и военными угрозами.
Нескончаемая «модернизация» является «плеткой» для народов, которая гонит человечество
к краю пропасти. Если общество не перестанет беспокоиться по этому поводу и не
поймет, что РЕФОРМЫ НЕ ЗАКОНЧАТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В ТОМ ВИДЕ, КАКИМ
ЕГО ЗАДУМАЛ УПРАВЛЯЮЩИЙ КЛАСС - оно просто вымрет от длительного стресса.
В свете вышесказанного мне остаётся только пожелать всем
спокойствия и мудрости. А мудрость в
наши дни заключается в волевом усилии, которое надо приложить, чтобы ОТВЕСТИ
ВЗГЛЯД ОТ МОНИТОРА И СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА КАКОМ-НИБУДЬ ТВОРЧЕСКОМ ДЕЛЕ,
предполагающем самовыражение.
Сегодня многих в напряжении держит война. Но, смею вас
уверить, войны не закончатся никогда, ибо современность предполагает ведение
нескончаемых перманентных локальных войн. Посвящать им свою жизнь –
недальновидно. Лучше отпустить события
(если они не поддаются контролю) и пустить всё на самотек. Пусть мир «течет», а
для человека сегодня жизненно важно не «течь» вместе с миром, смываемом в
унитаз, но зафиксироваться над его «добром» и «злом».
Наверное, следует прислушаться к мнению одного мудрого
японца, который, смеясь над безумством людей, сказал как-то: «Когда всё вокруг будет
рушиться – мы сядем в нашем прекрасном саду
за стол и будем пить чай».
ВРЕМЯ ПИТЬ ЧАЙ... |
Комментариев нет:
Отправить комментарий