суббота, 31 января 2015 г.

ВЗРЫВ

-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                                     Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность



                                               Взрывы – не случайный в мире гость.
                                               Всюду то замедленно, то быстро
                                               Воздух накопляет нашу злость,
                                               А она -  разыскивает искру
                                                                            (И.Губерман)





Однажды царь Навуходоносор увидел страшный сон, который поверг его в уныние. Он позвал пророка Даниила, чтобы тот растолковал видение. Пророк сказал, что сон предсказывает царю достижение высшей власти и величия. Но лучше бы царю не стремится к такому положению, потому что, оказавшись на вершине, он тут же превратится в животное и будет «есть траву».

«Сон твой, - сказал Даниил владыке, - это предупреждение. Если ты не убавишь своих притязаний и будешь по-прежнему стремиться в одном направлении – к богатству и власти, - ты поплатишься за это и навлечешь на себя гнев богов. Они покарают тебя за гордыню».

Навуходоносор проигнорировал слова пророка. Он достиг высшей власти, но как раз на вершине своей он и споткнулся.
Ницше сказал об этом так: «Но ты сел на коня? Ты быстро несешься теперь вверх к своей цели? Ну, что ж, мой друг! Но твоя хромая нога также сидит на лошади вместе с тобою! Когда ты будешь у цели своей, когда ты спрыгнешь с коня своего, - именно на высоте своей, о, высший человек, - ты и споткнёшься!»1

Сумасшествие настигло царя на вершине его величия. Это произошло внезапно и, видя своего владыку, поверженного в прах, и, уподобившегося «волу», жующему в траву, слуги молились и плакали.

Кара, настигающая человека, стоящего на своей вершине, не обязательно может обернуться сумасшествием. Но в любом случае - это наказание за чрезмерную самоуверенность и дерзость. Эту кару заслуженно получили многие, очень многие люди, которые достигли славы или находились в двух шагах от нее. Что-то вдруг происходило, путь разлаживался и Фортуна поворачивалась к искателю спиной. Именно это произошло с Наполеоном, сидевшим в завоеванном московском Кремле, с Гитлером, подошедшим к Москве, с Александром Македонским, добравшимся до Индии, с Антонием, стоявшем в двух шагах от власти, с Гаем Юлием Цезарем, с Суллой, Гальбой, Отоном, Нероном, Вителлием и многими, многими другими дерзкими завоевателями.

Но не только тех, кто ищет власти настигает кара. Ф.Ницше – великий мыслитель, рассказывая о «вершине», с которой шагает в пустоту победитель, предсказал собственную катастрофу. А сколько несчастий такого же рода, о которых никто не знает, каждый день происходит с обычными людьми…

В давние времена, когда народы, в основном, были невежественными, их психическая жизнь регулировалась инстинктами. Фигуры царей, возвышавшихся  над толпами, были величественны и недосягаемы, ибо они направлялись не только богатством, но и разумом.  Они были водителями.  И именно они подвергались необъяснимым ударам судьбы, которую древние греки назвали «роком».

Судьба царя Эдипа стала особенно показательной. Человек, не совершивший ничего плохого, вдруг волей судьбы был втянут в убийство отца, в кровосмесительную связь с матерью, оказался причастным к гибели своих сыновей. Чтобы унять рок, Эдип выколол себе глаза, но несчастья не оставили его.

Сегодня «царская болезнь» стала настигать обычных людей. Если прежде от нее страдали великие, то теперь обычные люди, не достигнув не то что вершины – маленького холмика, вдруг теряют силы, впадают в депрессию, а иные хватают оружие и идут убивать своих обидчиков.

Что это за спонтанные взрывы, которые толкают людей на необъяснимые преступления? Ведь не секрет, что в США депрессии и немотивированные преступления психически здоровых людей давно стали нормой.

Как правило, подобные явления вызываются «взрывом» бессознательного, вырвавшегося из глубин человека. Бессознательное в жизни индивидуума  - это регулирующий механизм, уравновешивающий фактор или предохранительный клапан. Если бессознательное не подавлять излишней цензурой, то оно будет исправно выполнять свои функции противовеса, уравновешивая психику человека.

Если какая-то черта в человеке начинает чрезмерно развиваться, получая статус установки, то бессознательное, в ответ, формирует антиустановку, которая начинает вмешиваться в сознательную жизнь. Это вмешательство несколько приторомаживает прыть индивидуума, слишком легкомысленно устремившегося в одном направлении, и, пренебрегшего другими сторонами жизни. Именно это непрошенное  вмешательство и не нравится людям, которые начинают волевым усилием заглушать «голос» бессознательного.

Если человек становится одержимым своей установкой и она делается чрезмерной – бессознательное отказывается от регулирования и погружается «на дно». Отключение саморегуляции равносильно самоубийству, но именно это и происходит сегодня, когда жизнь разума, вовлеченного в сверхнапряженный процесс постоянной адаптации, подавляет бессознательное.


 Я даже сказала бы, что дело тут не столько в разуме, сколько в необходимости каждодневной адаптации к постоянно обновляющемуся миру. Сегодня приспособление к миру отнимает так много сил и внимания, что на свободные ассоциации и фантазирование у человека совершенно не остается времени.  Бессознательное оказалось загнанным в глубокие внутренние пещеры, из которых сознание не дает ему возможности  показать даже кончик носа. Обилие информации, которая сыплется тоннами на головы людей, держит их в напряжении почти все время, а часто даже и во сне. Современному человеку постоянно приходится читать массу инструкций по любому поводу.

В результате бессознательное, не реализуемое в жизни, но реально существующее, сидит в своей берлоге, как медведь, и копит силы для того, чтобы в момент ослабления разума (в момент стресса или болезни) вырваться на свободу и взорваться каким-нибудь невероятным и необъяснимым с точки зрения логики преступлением, либо полностью овладеть человеком, утопив его сознание в безумии.



Любая чрезмерность всегда уравновешивается оргией. Оргия – это всегда показатель чрезмерности. Но и чрезмерно затянувшаяся оргия всегда уравновешивается мистическим аскетизмом или кастрацией тех органов, которые способствуют чрезмерности.

Так, затянувшаяся древнеримская «свобода» сменилась христианским аскетизмом, а христианский аскетизм сменился новым «либертизмом» нашего времени, сопровождающимся крушением христианских ценностей и «дискурса Христа».

Те, кто читали библию внимательно, помнят о том, как Христос говорил: «Отвергнись себя и иди за мной!» Это его слова означали следующее: «Избавься от своей основной установки и тогда обретешь психическое равновесие». Отказ от соблазнов и благ мира, отказ от желаний и преследовали цель создания людей гармоничных и свободных от одержания.

Тертуллиан, один из отцов церкви, сформировавший основную догматику, обладал блестящим интеллектом и был великолепным ученым. В ходе своего послушания он отказался от того, что считал своим высшим достижением и гордостью – от интеллекта и стал проповедовать чувственное познание бога.

Ориген – еще один христианский отец церкви, - отказался от чувственного постижения мира и стал известным ученым. Символическим отречением от своей главной установки было его самооскопление.

Гностики рассказывают о том, что Иисус посоветовал Иуде отказаться от торговли – от того лучшего, что он умел делать. Тогда оскорбленный Иуда  посоветовал Христу отказаться от жизни, что Христос и сделал. Именно поэтому учитель  не стал прятаться от стражи и не позволил ученикам его защищать. Наверное, он надеялся, что Иуда последует его совету, но этого не случилось.

Тот, кто одержим упорным восхождением куда-либо, игнорируя любые плоскости, неизменно сорвется в пропасть.
Здесь можно вспомнить Джека Лондона, покончившего жизнь самоубийством после того, как он написал собственное самоубийство в романе о Мартине Идене, сорвавшемся со своей «вершины».
Известный психиатр и философ К.Г.Юнг  поведал похожую историю: «Один мой знакомый, - написал он в своей работе, - однажды рассказал мне сновидение, в котором он шагнул прямо в пустоту с вершины горы. Я рассказал ему кое-что о воздействии бессознательного и посоветовал воздержаться от опасных путешествий в горы… Но он меня высмеял. Несколько месяцев спустя, во время восхождения на гору, он, действительно, шагнул в пустоту и погиб».2

Человек, игнорируя проявления бессознательного, тем самым отключает систему безопасности и включает ручное управление, а это чревато катастрофой. В старые времена существовали толкователи снов, которые, по существу, занимались расшифровкой смыслов бессознательных содержаний. Сегодня очень многие психологи утверждают, что сны – это просто фантасмагории.

Я не призываю копаться в снах, но фиксировать общее настроение, которое присутствует во сне, необходимо.  И, если это тревога, то значит, бессознательное предупреждает о какой-то чрезмерности.

Если человек обладает способностью к безмятежному расслаблению и, одновременно, сосредоточению на своем настроении, он может вызвать в своем сознании видение символического объекта, на который следует обратить внимание, принять его к сведению и осознать.

Вообще же сегодня с психо-физическим регулированием дело обстоит очень плохо, потому что люди, занятые в своей массе однотипным трудом в торговых организациях или обслуживании, совершенно не могут выразить себя так, как они могли бы и хотели.  В этом заключается сегодняшний тоталитаризм и закрепощение людей, которые, словно каторжники на рудниках, вынуждены выполнять ненавистную работу и проживать чужую жизнь.

Невозможность к проявлению, насильственная и чрезмерная необходимость постоянной адаптации в стремительно меняющемся мире, отсутствие свободного времени для занятий творчеством – всё это является причиной либо саморазрушения (депрессия) либо совершения немотивированного преступления.

Однажды известный психиатр Вильгельм Райх сказал: «Я способен излечивать многие психические недуги. Я могу делать людей святыми. Но проблема заключается в том, что современная жизнь отвергнет таких людей и, спасаясь от нее, они вынуждены будут снова спрятаться в свое сумасшествие».

Получается парадоксальная ситуация, когда чрезмерная «умственная» жизнь, не производя ничего стоющего, плодит сумасшедших и преступников.

Современное общество, в котором то и дело падают самолеты, гибнут на дорогах люди, тонут корабли, взрываются дома, где техногенные катастрофы все больше становятся нормой, - достигло стадии чрезмерности, когда величие грозит обернуться полным ничтожеством. И, если так пойдет дальше, то получится «бубущее по Губерману»:

Когда усилия науки
Прольют везде елей и мёд,
По любопытству и от скуки
Всё это кто-нибудь взорвёт.



____________________________________________________
1 – Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. М.,1996
2 – К.Г.Юнг. Трансцендентальная функция. Синхрония. М.,2009. С.25.

Комментариев нет:

Отправить комментарий