пятница, 12 июня 2015 г.

"ВЕСЁЛОЕ ЧУДОВИЩЕ"

-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                           Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность



Елена Де-Бовэ





Человек являет собой ничтожную часть сознания и огромный конгломерат того, что М.Фуко называет «безумием», З.Фрейд – «бессознательным», К.Г.Юнг – информационным полем, состоящим из архетипов, К.Кастанеда – «нагуалем». Это – резервуар энергий, из которого человек может черпать силы как для того, чтобы жить, так  и для того, чтобы умереть.
 
Человек всю свою жизнь стоит перед таинственной дверью, желая узнать, что же находится за ней. Он горит желанием приоткрыть ее, но, в то же время, смертельно боится того, что может увидеть. Человек уязвим и физически слаб перед лицом нечеловеческих сил, о которых первобытный дикарь знал гораздо больше современного интеллектуала,




Кастанеда делил «мир» на «тональ» и «нагуаль».  «Нагуаль» - это океан, в котором бушуют энергии или поле, по которому «ходит сила». В этом энергетическом океане есть один единственный «остров», пригодный для человеческого житья, названный им «тоналем». «Тональ» - это единственный клочок «обетованной земли», приютивший человечество.

Здесь  человечество устроило свой «дом» и установило свои законы. «Тональ» - это то место, где  сознание людей многие века и тысячелетия училось производить свою психологическую настройку. Человек, прописавшийся на «острове», может чувствовать себя сравнительно защищенным от агрессивных энергий нечеловеческой Вселенной. До поры до времени на таинственной «двери», ведущей в «нагуаль», висел «замок».

 Легенды говорят о том, что «остров тональ» был создан в  океане «нагуаля» мощным сознательным усилием тех, кого люди называли «богами» или  «элохимами».  Изначально человеческое бытие было создано «словом», в основе которого лежало осознанное намерение.  Мы живём на  земле, в искусно созданной «реальности», которая является единственным нашим пристанищем.  Если кто-то его уничтожит – не останется ничего, кроме бушующих энергий, которым человечество противостоять не сможет.

Сегодня слой сознания истончён как никогда, потому что всё направление современной жизни противодействует концентрации внимания. Многие люди уже не понимают, что значит «думать», сосредоточиваться, останавливать внимание на чем-либо.  Если и дальше события будут развиваться в том же духе, то «огонь гнева» будет всё чаще прорывать ткань описания мира и  материализовываться на острове «тональ» в виде реального пламени, огненных смерчей и взрывов.

Я не случайно посвятила ряд последних статей деструктивизму (постструктурализм), потому что именно он проявил наибольшую настойчивость к познанию того, что находится за запертой «дверью». Великие «деструкторы», вроде Дерриды, Делёза и Гваттари, ведомые каким-то злым роком, решили создать инструменты для демонтажа механизмов, веками защищавших человечество от злых сил, и поставить его перед лицом бездны – темного провала, который древние мистики именовали «хаосом».

Они-то знали, насколько опасны игры с бездной, поэтому, прежде чем спуститься в неё, долго учились, приноравливаясь к её законам, и смиряли себя. Прежде всего, они очищали себя от личных желаний, потому что в «нагуале» они могли быть смертельно опасными. Особенно это касалось эгоистических желаний, которых «нагуаль» не переносит, поскольку он безличен. Для того, чтобы «общаться» с «нагуалем» (слово «нагуаль» в переводе с языка американских индейцев означает «дьявол»), мистики добивались с помощью различных психотехник «остановки сознания»,  отказа от желаний и от собственной личности.

Современные же «мудрецы» то ли по неопытности, то ли сознательно пытаются угробить человечество, превратив индивидов в «желающие машины», запущенные в «тело без органов» (то есть, в «реальность»). Что же в этой «реальности» останется от человека? Ничего. Первое, что он потеряет – это сознание.

Сегодня планомерно совершается наступление на механизмы, которые обеспечивают формирование сознания.  Раскачиваются и обрушиваются основы, подменяются и делаются скользкими смыслы. Двусмысленность же являет собой расслоение реальности, а это говорит об одном – о том, что  «расколовшееся царство не устоит».

Безумие подошло совсем близко. Оно уже просачивается через «дверь», заботливо приоткрытую рукой предателя.  Гей-парады, узаконенное сексуальное растление детей всего мира, шизофренизация литературы и кинематографа, болезненное любопытство к уродству, помешательству, извращениям и другой патологии. Сострадание к маньякам и преступникам, оправдание каннибализма, мягкое отношение к наркомании, экстремизму и проституции. Третирование разума и красоты в пользу крови и расчленёнки. Игнорирование интересов  здорового большинства в пользу маргинальных меньшинств. Крушение государств с помощью этих «обиженных» меньшинств, наделенных чудовищными правами.

Постепенно нивелируются социальные институты. Обрушился институт брака и семьи, добитый законом об однополом сожительстве двух маргиналов, берущих на «воспитание» детей. Обрушились институт здравоохранения, образования и социальной защиты. Любовь к уродам и конченным людям исключили любовь к жизни. Сострадание к болезни и умиранию  было доведено до парадоксальных размеров и выразилось в отказе от санитарных мероприятий по локализации заразы. В наши дни, когда бушуют страшные эпидамии, государственные границы не закрываются и авиалайнеры по-прежнему перевозят уйму народа из зараженных районов по всему земному шару. Любая локализация, любые границы в наши дни считаются преступлением.

Ф.Ницше, писавший  о разгуле «дионисизма», утверждал, что причиной патологической любви к слабости, уродству и безумию в Европе явилось христианство, защищавшее маргиналов. Но Ницше ошибался, потому что церковь, совместно со светской властью, как  оказалось, на протяжении  двух веков вела борьбу с маргиналами, почитая их за носителей безумия и распада.  Патологическое пестование болезни и уродства начало особенно бурно развиваться только в наши дни, на исходе христианства, когда его влияние было утеряно.

БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ШУТЫ
Отцы христианской церкви, а также обычные люди прекрасно понимали опасность безумия, вырвавшегося на свободу и потому во все времена  относились к нему с большой осторожностью.  Безумие допускалось в социум лишь в очень ограниченных дозах. Оно прорывалось в парадоксальных речах шутов или убогих, путешествующих вместе с паломниками, но не более того.

БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. БРИГИТТА

В 15 веке безумных собирали на кораблях, отдавая затем на попечение матросов и купцов, и отправляли в дальнее плавание – с глаз долой из сердца вон. «Корабли дураков» бороздили реки и моря, периодически заходя в порты за провизией, но не приставая к берегу. Так люди инстинктивно держали безумие подальше от нормальной жизни.

БОСХ. КОРАБЛЬ ДУРАКОВ
В 17 веке безумных начали помещать в специальные госпитали (коррекционные и работные дома), которые больше напоминали тюрьмы, чем лечебные учреждения.  Туда же сплавляли весь маргинальный сброд: голытьбу, преступников, безработных, должников. Это была полуюридическая структура, которая могла сама, не прибегая к помощи суда, выносить приговоры и приводить их в исполнение.

И.БОСХ. ЧЕРНЬ
В декрете об основании «Общего госпиталя» в Париже (1656г.) было сказано: «Для целей сих будут в распоряжении управляющих столбы, железные ошейники, камеры и подземные темницы в сказанном общем госпитале.., дабы они использовали их по своему усмотрению».1

 Так в Классическую эпоху власть защищала остров «тональ» от затопления его безумием, к сфере которого относилась всякого рода маргинальность: нищие, преступники и, собственно, сумасшедшие. Показательны в этом отношении слова архиепископа Турского, который называл преступников и бедноту «отребьем» и «отбросами государства», распространяющими безумие не потому, что они действительно, безумны, а «по причине их убожества духовного, каковое внушает ужас».2

БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ
Все эти меры предосторожности были предприняты с целью утвердить разумное начало в Европе и обуздать неконтролируемое проявление безумных эмоций черни.  Этому способствовало и усиление позиций разума, который в лице Декарта провозгласил, что мысль безумной быть не может.


Большую роль в этом утверждении сыграл и протестантизм, снявший защитную божественную санкцию с безумия и нищеты. Лютер и, особенно, Кальви, утверждали, что нищета является проклятием бога, наложенным на конкретного человека, который не заслужил богатства.  И потому предопределение такого человека заключается в том, чтобы он, славя Бога, нес свое проклятие по жизни и не роптал.

Эту позицию подхватила и католическая церковь, запретившая попрошайничество и раздачу милостыни. В 17-18 веках маргиналов вылавливали, арестовывали и отправляли в «землю проклятых» -  в специализированные госпитали, часто располагавшиеся в бывших лепрозориях.

БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ
Таким образом, в Классическую эпоху, именуемую «Просвещением, была создана твердыня разума, исторгнувшая из себя всё неясное, нерациональное и неопределенное.  Перед разумом была поставлена цель: развитие, прогресс и счастье человека.  Но, как оказалось, ничто не вечно в этом мире.

 «Время, в которое мы заброшены, - писал Ф.Ницше в работе «Воля к власти», - время большого внутреннего упадка и распадения, которое всеми своими слабостями… противоборствует духу молодости. Распадение, следовательно, неопределенность свойственны этому времени – нет ничего, что бы стояло на ногах крепко, с суровой верой в себя – живут для завтрашнего дня, ибо послезавтра сомнительно.  Всё на нашем пути скользко и опасно, и, при этом,  лед, который нас еще держит, стал таким тонким; мы все чувствуем теплое и грозящее дыхание оттепели – там, где мы ещё ступаем, скоро нельзя будет проходить никому»3.

Далее Ницше перечисляет признаки этого времени – симптомы «современного омрачения» и «увядания», которые он назвал «нигилистической катастрофой». Это:
1. Государственные кочевники (чиновники и т.д.): нет родины.
2. Падение семьи.
3. «Хороший человек» как симптом изнеможения (слабости – Е.Д.)
4. Справедливость как воля к власти (или «кто силён – тот и прав» - Е.Д.)
5. Половая похотливость и невроз.
6. Чёрная музыка – куда девалась настоящая музыка?
7. Анархизм.
8. Презрение к людям, отвращение.

Посмотрите, как сегодня чиновники всего мира  бессильно разводят руками, утверждая, что «плотина прорвана», что с сумасшествием и массовым помрачением ничего нельзя сделать, что мир «заболел» и потому одного решения нет и быть не может. Да! Решений много, вариантов – бездна. Но именно в этом «супервыборе» и коренится безумие, вызывающее паралич решений и детское поведение взрослых людей.

ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ ДЕВУШКИ
В СОСТОЯНИИ НАРКОТИЧЕСКОГО ОТРАВЛЕНИЯ
Что случилось с миром? Ничего особенного. Просто безумие, сломав запоры, вырвалось на свободу и тут же бросилось поджигать свой дом. Торжество маргинальности – это и есть современная гуманитарная катастрофа. Самым достоверным признаком маргинальности является всеобщее разочарование и недоверие к разуму. Разуму не доверяют именно те, кто его лишен. Мировую власть захватили маргиналы, которые, естественно, к разуму, порядку, закону и ответственности относятся с глубоким предубеждением. Они, не задумываясь, создают на земле маргинальный рай без традиций, морали, законов и воспитания - рай для идиотов и мартиролог для людей мыслящих.


Всё поменялось местами. Сегодня правит безумие, скинувшее с себя железный ошейник, а разум находится в изоляции.  Уже планируется  создание гетто, где будут коротать свою жизнь «гении», отказавшиеся играть в безумные игры сумасшедших. Всё случилось ровно так, как говорил Б.Паскаль, предрекая гибель хрирстианской веры. «Без христианской веры, - говорил он, - вы… будете чудовище и хаос». Эти слова великого ученого привел в своей книге «Воля к власти» Ф.Ницше, добавив: «Это пророчество исполнилось на нас после того, как… 18 столетие прикрасило и рационализировало человека»4.

На смену строителям пришли разрушители. На смену рационализму – безумие, провозгласившее: «Весёлое чудовище стоит большего, чем сентиментальный зануда»5. Говорить «весёлому чудовищу» о Законе, Необходимости, Ответственности, приводя разумные доводы – дело бесперспективное.  Чудовище не ведает разума – оно желает только игр и веселья.

 Чтобы понять психологию «чудовища», достаточно изучить некоторые комментарии, которые оставляют сумасшедшие «тролли», одержимые разрушением. Всем своим существованием они подтверждают простую истину, которая гласит, что, наряду с обычными и психически здоровыми людьми, попадаются индивиды абсолютно анархичные, не обласканные культурой и потому агрессивные. Это «охотники», азартные «игроки» и «физкультурники», природа которых не предрасположена ни к концентрации ума, ни к  системной работе. Говорить с такими людьми – дело тяжкое и бесперспективное. Всё равно,  что свинью стричь – визгу много, а шерсти мало.

Страсть к разрушению чего бы то ни было, – мыслительных или физических структур, -  это всегда род патологии или недостатка воспитания. В любом случае, это омрачение, связанное с ослабленной умственной деятельностью.

К сожалению, в наши дни эта беда распространяется со страшной скоростью и уже приняла размеры эпидемии. Что с этим можно сделать? Ничего.  Если взбесившийся эгоистический комплекс вырвался на свободу, то остановить его сможет, вероятно, только мировая ядерная катастрофа, которая на какое-то время обуздает адские амбиции лиц, смыслом жизни которых является не размышление, а бессмысленное и безостановочное движение.

http://www.proza.ru/avtor/debove


___________________________
1 – М.Фуко. История безумия в Классическую эпоху. СПб., 1997. – С.66.
2 – Там же. – С.76.
3 – Ф.Ницше. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. 1881-1888. М., 1995. – С.61.
4 – Там же. – С.69.
5 – Слова Вольтера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий