-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
ЕЛЕНА
ДЕ-БОВЭ ОДИНОЧЕСТВО
Перед
лицом анонимной наказывающей силы, вина обывателя вечна и неизбывна. Гражданин,
опирающийся на общество, и, использующий его рычаги, все претензии обращает к
этому обществу. Он имеет возможность на него воздействовать и его
усовершенствовать. Обыватель совершенно
одинок в своих страданиях и потому может обвинять только самого себя. Он
чувствует, что вокруг никого нет и обвинять, собственно, некого. В
действительности, все это означает только попрание общечеловеческих законов и
справедливости.
В мире отдельных людей есть только другие люди»,
- так сказал известный немецкий философ и социолог
З.Бауман.1
Глобальная
приватизация и отмирание государственного сектора привели к разрушению
общества, к утрате общего дела, которое объединяло людей во все времена и к
тотальному одиночеству. То, что прежде выполнялось коллективными усилиями под
присмотром государства и профсоюзных органов, оказалось расколото на фрагменты
(индивидуализировано) и оставлено на волю частника.
Понятие «справедливое
общество» утратило силу и акцент был перенесен на фрейм «прав человека». Это означает,
что отныне все СИСТЕМНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, которые будет вырабатывать отмирающее
общество, лягут на плечи одинокого человека. Отныне он до конца жизни будет
биться за свои права, доказывая слепым, глухим и анонимным глобальным силам,
что он «не тварь и право имеет», но никто не услышит его слабого голоса.
«То, как
живёт человек, - говорит Бек, - становится биографическим решением
системных противоречий».2
Фактически,
это означает бессилие человека и его полную зависимость от воли и капризов
глобальных сил.
Постепенно
и незаметно из обращения исчезло понятие «гражданства». Это произошло
потому, что «индивидуум – худший враг гражданина».3 Гражданин – это человек, за которым
стоит общество, на которое он может опереться. Индивидуум же равнодушен к «общей причине», «общему
благу» и «справедливому обществу» - поэтому он может опираться только на
собственные скудные ресурсы.
Неконтролируемая
индивидуализация привела к мельчанию человека. В своем крайнем проявлении он
являет тип обывателя, для которого «общественный интерес» сводится до
любопытства к частной жизни общественных деятелей.
Р.Синнет полагает, что раскрытие интимной
жизни сегодня является остаточным способом сохранения, разваливающегося и
покрытого плесенью общества, с помощью гнилой веревочки.4 Роль «гнилой
веревочки» играют многочисленные ток-шоу, пытающиеся создать видимость наличия
общественного мнения. Р.Синнет их называет «сообществами вешалки». Они
представляют собой собрание известных своей известностью лиц
вокруг некоего «гвоздя», на который многие одинокие сердца вешают свои
индивидуальные страхи. 5
Отчаявшиеся люди,
брошенные на произвол судьбы, плутающие во мгле своего «Я», жаждущие тепла и
любви, испуганные и агрессивные, они идут на этот «суд» не от хорошей жизни. Их
подталкивает к этому ощущение изоляции,
которая является для всех массовым наказанием.
Перед лицом анонимной
наказывающей силы, вина обывателя вечна и неизбывна. Гражданин, опирающийся на общество,
и, использующий его рычаги, все претензии обращает к этому обществу. Он имеет
возможность на него воздействовать и его усовершенствовать. #Обыватель совершенно одинок в своих
страданиях и потому может обвинять только самого себя. Он чувствует, что вокруг
никого нет и обвинять, собственно, некого. В действительности, все это означает только
попрание общечеловеческих законов и справедливости.
«Если ты
страдаешь, - «говорят» ему глобальные силы, - значит, ты неудачник, а это уж
твоя личная проблема. Посмотри на ЭТОГО человека – он успешен, он всего добился
САМ. А, если ты ничего не добился – в этом виновен только ты».
Психологи,
играя на руку глобальным силам, кричат: «Избегайте неудачников. На них –
клеймо!» И ничего не значит, что в числе этих «неудачников» числится, практически, всё
человечество земли.
«Быть
индивидуумом де-юре означает – не обвинять никого в собственных страданиях,
искать причины собственных поражений только лишь в чрезмерной лени.., и не
искать больше никаких средств, кроме бОльшего усердия», - говорит З.Бауман и
дополняет сказанное важным уточнением, которое гласит, что «НЕ СУЩЕСТВУЕТ
ЭФФЕКТИВНЫХ БИОГРАФИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ СИСТЕМНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ».7
После уничтожения гражданского
общества вместе с его институтами, - возникла новая проблема. Сегодня речь уже идет о том, каким образом можно защитить быстро пустеющее общественное
пространство.
Ни для кого
не секрет, что общество является для человечества неким зеркалом, в которое оно
«смотрит» каждый день и «ищет» там свое отражение. Сегодня, заглядывая в это «общественное
зеркало», человечество видит в нем не себя, а каких-то прыгающих уродцев,
заполнивших пустое общественное пространство. И это – вызов, который бросила человечеству
глобальная сила.
Игнорирование
общества и бросание ему вызова прежде вело к изоляции кого бы то ни было и
переносилось крайне тяжело. Но вызов, который бросает обществу аноним, делает
ситуацию неразрешимой. Весь ужас нынешней ситуации заключается в том, что
против разума воюют даже и не определенные лица, а некая архаическая бессознательная
и злая сила, которая имеет надежное убежище.
Исчезновение
защиты общества тяжело сказалось на психике человечества в целом, предопределив
его энергетическое истощение, сделав его слабым и уязвимым. Теперь у него нет
ничего: ни Бога, ни друзей. Только враги, соперники, конкуренты, партнеры,
начальники и, распростершая над всем миром крылья, - глобальная анонимная сила.
Она встала на место Бога и этот «бог» оказался богом ярости и раздора.
Сегодня многие
люди, воспитанные в духе конкуренции и соперничества, полагают, что одиночество
– это норма. Только поколение стариков помнит еще старых друзей, всегда готовых
подставить крепкое плечо, односельчан, ставивших дома одиноким солдаткам,
потерявшем мужей, ночные прогулки по Москве с любимым человеком, теплую
студенческую стройотрядовскую компанию.
Ничего
этого сегодня нет. Каждый заперт в себе самом и, если и высовывает нос наружу,
то соблюдает меры предельной осторожности. Он хорошо знает – одно неверное
телодвижение и ты останешься без крова, семьи и работы. Искать справедливости –
бесполезно. Анонимная сила - неуловима.
Что
касается власти… Она тоже уплывает с улиц, площадей, из парламентов и
общенациональных правительств в недосягаемое для контроля виртуальное пространство.
Когда ей надо – она становится невидимой, оставляя человека наедине с его
неразрешимыми проблемами. Так чем же состоит главная проблема?
А ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО
ИНДИВИДУУМ ДЕ-ЮРЕ НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ИНДИВИДУУМОМ ДЕ-ФАКТО, НЕ СТАВ СНАЧАЛА
ГРАЖДАНИНОМ, ИБО НЕТ НЕЗАВИСИМЫХ ЛЮДЕЙ БЕЗ НЕЗАВИСИМОГО ОБЩЕСТВА.
А независимое общество требует сознательного
самоопределения. Только воссоединение реальности индивидуума де-юре и
перспектив индивидуума де-факто сможет защитить индивидуальную свободу человека
от вторжения в общественную сферу частного.
Место власти,
по сути, сегодня остается ПУСТЫМ, потому что формальная власть – это пустышка. Это
пустая форма, в которую анонимные силы вкладывают то
содержание, которое им выгодно.
Современная
ситуация, - говорит З.Бауман, - сходна с ситуацией в летящем самолете, когда «пассажиры самолета “лёгкого капитализма”..., к своему
ужасу обнаруживают, что кабина пилота пуста и что нет никакой возможности
добиться от черного ящика с надписью “автопилот” информации о том, куда самолет
летит…».7
А ведь это и есть «корабль дураков», только
модернизированный в духе нашего времени. Цели и направления у современной
цивилизации нет. В прежние времена правительства, которые не ставили перед
обществами своих стран целей, назвали бы некомпетентными, слабыми и
невежественными. Сегодня незнание целей прикрывают непроницаемым покровом «НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ».
Что такое «неопределенность»?
Это недостаточная информированность о
ситуации. Что же это – невежество? А
почему бы и нет… Мы каждый день видим проявления невежества и глупости по
телевидению. Но это делает ситуацию еще страшней.
Ученые всех
стран мира согласились признать метафору летящего без управления самолета верной. Мы летим в
неизвестном направлении. Мы ничем не защищены. С нами может случиться все, что
угодно, потому что самолетом управляют какие-то частные интересы. Его могут
неаккуратно сбить ракетой, которую случайно запустят силы, заигравшиеся частной
«войнушкой», или посадить на дно океана.
Человечество
оказалось вброшенным в чуждое пространство, оторванное от земли, на котором «частные
силы» разыгрывают «потешные бои», в которых гибнут живые люди. Им плевать на
то, что происходит с миром. Самое страшное, что они действуют вслепую,
руководствуясь только бессознательными инстинктами. А люди… Люди сидят в
трясущемся и воющем самолете и молят Бога, чтобы с ними ничего не случилось. Если
очередной самолет разбивается – снаряжают новый самолет, а старых игроков
щелчком сбрасывают в мусорную корзину.
__________________________________________________________
1 – З.Бауман. Текучая современность. СПб., 2008. С.37
2 – Цит. по кн. З.Бауман, Текучая современность. СПб., 2008.
С.42
3 – Де Токвиль. Цит. по З.Бауман.Текучая современность. СПб.,
2008.С.44
4 – Там же. С.45
5 – Там же.
6 – Там же. С.46.
7 – Там же. С.66-67
Комментариев нет:
Отправить комментарий