-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ
К.Васильев |
Русский архетип таков, что на первом месте должна
быть справедливость. Причем,
справедливость не для частного лица, а справедливость вообще.
Сначала
кажется, что это наивность, а на поверку выходит, что русский человек
по природе своей глубок и мудр, потому что полагает в сердце своем и в совести,
что, если целое (то есть, система) будет хороша и справедлива, то и человек в
ней будет чувствовать себя хорошо. Справедливая система обеспечит жизнь частного
человека. Уверенность эта, подтвержденная опытом в социальном государстве,
бытует и сейчас в русском народе.
Индивидуализация, обработке которой насильно
подвергали русский народ в последние 20 лет, была воспринята большинством как
насильственная вивисекция. Те, кто оказались слабее в своей совести - поддались, но подавляющая
часть народа осталась при своем старом убеждении: «Справедливость
для одного человека – пустяк. Справедливость вообще, распространенная на всю
жизнь – главное!»
То, что
жизнь в СССР ничего не поменяла в существе русского человека, который так и
остался искателем правды вообще, говорит о том, что суть социалистического государства,
где вся система была рассчитана на общую социальную справедливость, была для него
хороша. Она не противоречила не только архетипическим основам русского народа, но и истине Христа, близкой
сердцу каждого русского.
Основным достоинством и красотой русского народа как
раз и является то, что постоянно вменяют ему в вину - глубинное понимание (на
уровне архетипа) той истины, которую принес людям Христос.
А истина Христа, выраженная в евангельских
заповедях, не расходилась с истиной, заложенной в основание социалистического
государства, в котором не могло быть очень богатых людей именно потому, что все
блага распределялись по справедливости, а
тому, кто приносил обществу больше пользы, полагался и больший почет. Но, вообще, деньги
для русского человека всегда были не очень важны. Главное для него было в том,
чтобы вся система была справедливой, гармоничной
и устойчивой.
И истина
Христа пришлась по душе русскому
человеку именно потому, что Христос
утверждал первенство общего над личным. Личность для Христа была неважна и даже мешала. Он говорил: «Отвергнись
себя и иди за мной!» То есть, забудь о
личном - думай о целом.
А
в «целом» Христа,
где люди снимают с себя последнюю рубашку и подставляют друг другу щеку, вместо
ответного удара; где всякому просящему дают даже свое последнее; где поступают
с людьми так же, как поступили бы с
собой; где любят просто так – во имя какой-то высшей справедливости, а не ради
себя и своего микроскопичествого личного хозяйства; где делают добро даже злым
и не ждут за это благодарности; где не судят за внешние поступки, но видят в
человеке чистую внутреннюю суть, и помогают именно ей проявиться и не дать
обидчивой личности взять над всем человеком власть, - и заложена глубочайшая божественная мудрость,
носителем которой сегодня является русский народ.
Как только
не поносят его: и глупый-то он, и слишком доверчивый, и судиться не умеет, и
прав своих не знает. Да, русский человек никогда сутяжником не был и никогда
собственная личность не ценилась у него высоко (на это были веские причины).
Поэтому лучшими людьми русский человек признавал только тех, которые отстаивали
интересы общего, а не частного. А критерием честности высшего человека всегда
была его бескорыстность.
Вот почему русский
народ никогда не признает сверхбогатого индивидуала своим героем. И сколько бы
ни навязывали ему в лидеры олигарха – он с этим никогда не согласится, потому
что олигарх в русском сознании – великой грешник. Он оскорбил целое, лишив
общество благополучия и природной уравновешенности.
Целое же
для русского народа важно не само по себе и вовсе не потому что русский человек
несамостоятелен и безлик (как раз среди простого народа можно обнаружить изумительные самородки) - целое важно
потому, что по природе своей русский человек - индивидуалист и община для него
является тем необходимым противовесом, который сдерживает его от ухода в свои
глубокие и страшные недра.
Русский
народ всегда ставил общественное устройство превыше личного благополучия еще и
потому, что он, по своей природе, не
обладал такими началами самоорганизации,
какими обладают, к примеру, западные люди, гораздо более склонные к
коллективизму, чем к индивидуализму.
Именно потому индивидуализм для
западных людей и органичен, что он является естественным противовесом их
приверженности к коллективизму.
Русский же
индивидуализм, проявляющийся в
приверженности к одиночеству и безмерности в проявлениях чувств, мог
быть обуздан только общественным мнением сильного коллектива. Деликатный
русский человек и деликатен именно потому, что он культурен, а его дикость –
результат индивидуализации и отсутствия общественного контроля.2
Это вполне
подтверждается поведением современных индивидуалов-предпринимателей,
демонстрирующих часто такую
безудержность в проявлениях эмоций, такое отсутствие культуры, что становится
ясно, что в индивидуальных русских глубинах скрывается самый настоящий зверь.
И, если этот зверь, подобный волку Фенриру из исландских саг, или быкоголовому
греческому Лабиру, оказывается на свободе, - остановить его очень трудно.
Вот почему
наши «индивидуалы», вырвавшись за границу, пугают весь честнОй забугорный народ
своими дикими выходками. Ничем не
контролируемый индивидуализм превращает их в животных. Это происходит из-за
того, что в их жизни отсутствует общественный ограничитель. Вот почему для
русского человека необходимо присутствие некоей высшей контролирующей
инстанции, которая могла бы поддерживать его жизнь в «правильном» и уравновешенном
состоянии.
Это
отсутствие контролирующей общественной инстанции как раз и объясняет наличие
злоупотреблений в российском государственном аппарате. Русские
люди без контроля проявляют просто фантастическую необузданность во всем – в
том числе и в коррупции. Вот почему наивный вопрос – когда же
они там наверху, наконец, насытятся? – совершенно бессмыслен в нашей
реальности. Ответом будет: никогда!
А обычные
русские люди, всегда оглядывавшиеся на коллектив, уже 20 лет недоумевает, глядя
на кульбиты шаловливых чиновников и олигархов, которые никак не упрыгаются, - как
можно довести себя до такого непотребного состояния?
«…Мы
мягки, кротки, терпеливы и готовы на страдания не по природе своей, а по
культуре, – пишет специалист по русскому этносу К.Касьянова. – Эта культура
ведет нас путем воздержания и самоограничения до самопожертвования. Природа же
наша… не такова. Она склонна к бурным и неконтролируемым эмоциональным
взрывам».1
Можно,
конечно, говорить, что русский народ глупый, наивный, доверчивый и слабый
(подверженный пьянству), но это на сегодняшний день – единственный народ,
который еще способен носить в себе истину Христа о целом, где все, как ангелы,
«служат друг другу». Это и есть тот самый «русский дух», непереносимый для
западных приверженцев развития индивидуализма, привыкших ставить вечно
неудовлетворенную, завистливую и голодную личность
над обществом.
Но что
такое, собственно, личность? Это набор
привычек, состояний, настроений, конгломерат комплексов, доставшихся ей в
наследство от неудачного детства; комок обид, саднящая память о поражениях и
унижениях, которые всю жизнь поджаривают человека на нестерпимом огне досады; и
еще непомерная гордость, питаемая личными достижениями.
Что
такое личность? Это конспект скудной и часто бездарной человеческой жизни,
написанной корявой рукой бессознательного. И горе тому, кто продолжает руководствоваться
бессознательными импульсами вечно ущербной, оскорбленной, не умеющей прощать,
личности. И лишь та жизнь имеет смысл, которая знает,
что, кроме личности есть сущность (или душа), понимание которой нам пока
недоступно. Есть внутреннее знание того, что сущность – это иной, более высокий
уровень бытия. Мне кажется, русский человек всегда это знал. Если не знал, то чувствовал.
А ум… Он,
конечно, очень важен. Но ум – это
наемный работник, который может служить, кому и чему угодно. Он может обслуживать
свою личность или личность другого человека (даже, если тот подонок), но может
стать и проводником сущности. И здесь выбор у каждого свой.
Каждый выбирает по себе
Женщину, оружие, дорогу!
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает по себе!
Русский
человек в большинстве своем выбирает сущность и лишь те, кто обслуживают свою
личность и самое худшее, что в ней есть – эгоистический комплекс, в основе
которого лежит страх, - блуждают в темноте.
Народники
видели свет в русском человеке, но их роковая ошибка заключалась в том, что они
подходили к народу с точки зрения индивидуальности. В этом была причина их
неудачи. А впрочем, это уже совсем другая история…
1 –
К.Касьянова. О русском национальном характере. М., 2003. С.141.
2 – Я не
говорю здесь об интеллигенции, поскольку, само собой разумеется, что
эта очень небольшая часть русского народа превосходно умеет обуздывать свои первичные
инстинкты и обладает не только архетипической
культурой. Речь идет о народе в целом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий