понедельник, 9 марта 2015 г.

РУССКИЙ ДУХ

-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                         Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность


ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ

К.Васильев

Русский архетип таков, что на первом месте должна
быть справедливость. Причем, справедливость не для частного лица, а справедливость вообще.

Сначала кажется, что это наивность, а на поверку выходит, что русский человек по природе своей глубок и мудр, потому что полагает в сердце своем и в совести, что, если целое (то есть, система) будет хороша и справедлива, то и человек в ней будет чувствовать себя хорошо. Справедливая система обеспечит жизнь частного человека. Уверенность эта, подтвержденная опытом в социальном государстве, бытует и сейчас в русском народе.

Индивидуализация, обработке которой насильно подвергали русский народ в последние 20 лет, была воспринята большинством как насильственная вивисекция. Те, кто оказались слабее  в своей совести - поддались, но подавляющая часть народа осталась при своем старом убеждении: «Справедливость для одного человека – пустяк. Справедливость вообще, распространенная на всю жизнь – главное!»

То, что жизнь в СССР ничего не поменяла в существе русского человека, который так и остался искателем правды вообще, говорит о том, что суть социалистического государства, где вся система была рассчитана на общую социальную справедливость, была для него хороша. Она не противоречила не только архетипическим основам  русского народа, но и истине Христа, близкой сердцу каждого русского.

Основным  достоинством и красотой русского народа как раз и является  то, что постоянно  вменяют ему в вину - глубинное понимание (на уровне архетипа) той истины, которую принес людям Христос. 


 А истина Христа, выраженная в евангельских заповедях, не расходилась с истиной, заложенной в основание социалистического государства, в котором не могло быть очень богатых людей именно потому, что все блага  распределялись по справедливости, а тому, кто приносил обществу больше пользы,  полагался и больший почет. Но, вообще, деньги для русского человека всегда были не очень важны. Главное для него было в том, чтобы вся система  была справедливой, гармоничной и устойчивой.

И истина Христа  пришлась по душе русскому человеку именно потому, что  Христос утверждал первенство общего над личным. Личность для Христа была  неважна и даже мешала. Он говорил: «Отвергнись себя и иди за мной!» То есть,  забудь о личном - думай о целом.

А  в «целом» Христа, где люди снимают с себя последнюю рубашку и подставляют друг другу щеку, вместо ответного удара; где всякому просящему дают даже свое последнее; где поступают с людьми так же,  как поступили бы с собой; где любят просто так – во имя какой-то высшей справедливости, а не ради себя и своего микроскопичествого личного хозяйства; где делают добро даже злым и не ждут за это благодарности; где не судят за внешние поступки, но видят в человеке чистую внутреннюю суть, и помогают именно ей проявиться и не дать обидчивой личности взять над всем человеком власть,  -  и заложена глубочайшая божественная мудрость, носителем которой сегодня является русский народ.

Как только не поносят его: и глупый-то он, и слишком доверчивый, и судиться не умеет, и прав своих не знает. Да, русский человек никогда сутяжником не был и никогда собственная личность не ценилась у него высоко (на это были веские причины). Поэтому лучшими людьми русский человек признавал только тех, которые отстаивали интересы общего, а не частного. А критерием честности высшего человека всегда была  его бескорыстность.

Вот почему русский народ никогда не признает сверхбогатого индивидуала своим героем. И сколько бы ни навязывали ему в лидеры олигарха – он с этим никогда не согласится, потому что олигарх в русском сознании – великой грешник. Он оскорбил целое, лишив общество благополучия и природной уравновешенности.

Целое же для русского народа важно не само по себе и вовсе не потому что русский человек несамостоятелен и безлик (как раз среди простого народа можно обнаружить  изумительные самородки) - целое  важно потому, что по природе своей русский человек - индивидуалист и община для него является тем необходимым противовесом, который сдерживает его от ухода в свои глубокие и страшные недра.

Русский народ всегда ставил общественное устройство превыше личного благополучия еще и потому, что  он, по своей природе, не обладал  такими началами самоорганизации, какими обладают, к примеру, западные люди, гораздо более склонные к коллективизму, чем к индивидуализму.  Именно потому  индивидуализм для западных людей и органичен, что он является естественным противовесом их приверженности к коллективизму.

Русский же индивидуализм, проявляющийся в  приверженности к одиночеству и безмерности в проявлениях чувств, мог быть обуздан только общественным мнением сильного коллектива.  Деликатный русский человек и деликатен именно потому, что он культурен, а его дикость – результат индивидуализации и отсутствия общественного контроля.2

Это вполне подтверждается поведением современных индивидуалов-предпринимателей, демонстрирующих  часто такую безудержность в проявлениях эмоций, такое отсутствие культуры, что становится ясно, что в индивидуальных русских глубинах скрывается самый настоящий зверь. И, если этот зверь, подобный волку Фенриру из исландских саг, или быкоголовому греческому Лабиру, оказывается на свободе, - остановить его очень трудно.

Вот почему наши «индивидуалы», вырвавшись за границу, пугают весь честнОй забугорный народ своими дикими выходками. Ничем не контролируемый индивидуализм превращает их в животных. Это происходит из-за того, что в их жизни отсутствует общественный ограничитель. Вот почему для русского человека необходимо присутствие некоей высшей контролирующей инстанции, которая могла бы поддерживать его жизнь в «правильном» и уравновешенном состоянии.

Это отсутствие контролирующей общественной инстанции как раз и объясняет наличие злоупотреблений в российском государственном аппарате. Русские люди без контроля проявляют просто фантастическую необузданность во всем – в том числе и в коррупции. Вот почему наивный вопрос – когда же они там наверху, наконец, насытятся? – совершенно бессмыслен в нашей реальности. Ответом будет: никогда!

А обычные русские люди, всегда оглядывавшиеся на коллектив, уже 20 лет недоумевает, глядя на кульбиты шаловливых чиновников и олигархов, которые никак не упрыгаются, - как можно довести себя до такого непотребного состояния?

«…Мы мягки, кротки, терпеливы и готовы на страдания не по природе своей, а по культуре, – пишет специалист по русскому этносу К.Касьянова. – Эта культура ведет нас путем воздержания и самоограничения до самопожертвования. Природа же наша… не такова. Она склонна к бурным и неконтролируемым эмоциональным взрывам».1

Можно, конечно, говорить, что русский народ глупый, наивный, доверчивый и слабый (подверженный пьянству), но это на сегодняшний день – единственный народ, который еще способен носить в себе истину Христа о целом, где все, как ангелы, «служат друг другу». Это и есть тот самый «русский дух», непереносимый для западных приверженцев развития индивидуализма, привыкших ставить вечно неудовлетворенную, завистливую и голодную личность над обществом.

Но что такое, собственно, личность? Это набор привычек, состояний, настроений, конгломерат комплексов, доставшихся ей в наследство от неудачного детства; комок обид, саднящая память о поражениях и унижениях, которые всю жизнь поджаривают человека на нестерпимом огне досады; и еще непомерная гордость, питаемая личными достижениями.

Что такое личность? Это конспект скудной и часто бездарной человеческой жизни, написанной корявой рукой бессознательного. И горе тому, кто продолжает руководствоваться бессознательными импульсами вечно ущербной, оскорбленной, не умеющей прощать, личности. И лишь та жизнь имеет смысл, которая знает, что, кроме личности есть сущность (или душа), понимание которой нам пока недоступно. Есть внутреннее знание того, что сущность – это иной, более высокий уровень бытия. Мне кажется,  русский человек всегда это  знал. Если не знал, то чувствовал.

А ум… Он, конечно, очень важен. Но ум – это наемный работник, который может служить, кому  и чему угодно. Он может обслуживать свою личность или личность другого человека (даже, если тот подонок), но может стать и проводником сущности. И здесь выбор у каждого свой.

Каждый выбирает по себе
Женщину, оружие, дорогу!
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает по себе!

Русский человек в большинстве своем выбирает сущность и лишь те, кто обслуживают свою личность и самое худшее, что в ней есть – эгоистический комплекс, в основе которого лежит страх, - блуждают в темноте.

Народники видели свет в русском человеке, но их роковая ошибка заключалась в том, что они подходили к народу с точки зрения индивидуальности. В этом была причина их неудачи. А впрочем, это уже совсем другая история…

___________________________________
1 – К.Касьянова. О русском национальном характере. М., 2003. С.141.
2 – Я не говорю здесь об интеллигенции, поскольку, само собой  разумеется, что эта очень небольшая часть русского народа превосходно умеет обуздывать свои первичные инстинкты и обладает не только архетипической культурой. Речь идет о народе в целом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий