-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ
РУДОЛЬФ
АДЛЕР - австрийский
психолог и психиатр, предшественник
неофрейдизма и создатель системы индивидуальной психологии, - в одном из своих
докладов сказал очень простую вещь о человеке, вписанном в природу так, как
может быть вписан только человек. Главное для человека,
- сказал он, - это отношение к другому человеку. Межличностная связь. Выработка способности воспринимать
себя частью всего человечества.
«Всякое
живое существо, - говорил Адлер, - не наделенное от природы достаточной силой,
вынуждено искать защиты, соединяясь с себе подобными в группы и стада. Лев,
горилла могут жить в одиночку; но более слабые живые существа собираются в
стадо, ибо в объединении они обретают защиту от угрожающих им природных сил и
даже способны переходить в наступление».1
Это –
биология. Но человек – не только биологическое существо. Природа не дала ему
когтей и копыт, но наделила его разумом. Разумные существа, спасаясь от
хищников в человеческом обличье, стали объединяться в вольные города-государства, возводя около него
стены. В этом действии выявилось главное противостояние: РАЗУМ ВОСПРОТИВИЛСЯ
ЖИВОТНОМУ ИНСТИНКТУ.
Люди не
просто сбились в стаю для противостояния хищникам – они создали свою уникальную
культуру. Основой ее была их главная ценность
– единение, сохраняющее им жизнь.
Объединение
людей было добровольным актом свободных тружеников, создавших общество, в
котором общее ставилось выше личного. Для того, чтобы люди понимали друг друга –
возник язык. Появилось общее дело – строительство храма, который стоял в центре
города-государства, на холме – так, чтобы его было видно со всех сторон. Этот храм
– символизировал будущее, ибо он принадлежал инстанции, еще не воплощенной на
земле. Появилось искусство. Бог завершил
объединение людей, сделав их братьями и
сестрами – детьми одного отца.
Древние
серьезно относились к своим богам. Они прекрасно понимали, что, если их бог
умрет – вместе с ним погибнет народ. Иначе быть не может. Бог был для них –
высшей планкой, их будущим, их опорой и надеждой во всех делах.
«Каждый
народ, - писал Л.Миримов в примечаниях к роману
Л.Фейхтвангера «Иеффай и его дочь», -
каждое его поколение имеет своего бога, - выстраданного им бога, в котором те,
кто его сотворил, видят ИДЕЮ СОВЕРШЕНСТВА».
Объединенные
таким сильным богом, народы ощущали свое единство и целостность. Тот, кто
присоединялся к такому народу, - писал Л.Фейхтвангер, - «был под
надежной защитой. Все, принадлежащие к племени – были единой семьей; обида,
нанесенная одному из этого племени, была обидой для всего племени, сообща
мстили они за нее – удар за удар, рана за рану, и мысль об этом отпугивала
нападающего».2
Бог
объединил людей, сделав их родными. Эти люди, живущие в одном государстве,
выбирая из своей среды достойных вождей, всегда черпали силы именно из своего
ЕДИНСТВА. То, что дает силу – и есть источник силы. Из этого источника всегда
черпали силу древние.
Люди,
объединенные общим делом, и единым мировоззрением были цивилизаторами,
развивавшими мир, выводившими его из дикости. Именно эти люди противопоставили миру
хищников мир культурный и цивилизованный. Они противопоставили разум –
инстинкту. Высокую культуру – культуре низкой, находящейся в рабстве у
инстинкта. Они черпали силу из товарищества, опирались на преданность,
сострадание и творчество.
Все это были ценности, упрочивающие единство
народа. Поэтому так боялись они
чужестранцев, привозивших с собой иные нравы, которые могли быть вредны для
народа, воспитанного на собственных ценностях. «Кто знает, - думали люди, - что на уме у этих
чужаков? Может быть, своими словами они хотят
поколебать наше единство? Разбить нас и обречь на мытарства по одиночке?»
Чужаков
боялись. Истово поклонялись богу,
которого почитали общим Отцом. «Почитай отца и матерь свою, но превыше всего
почитай Бога – отца нашего!» - так говорили.
Все
ценности цивилизованных народов поддерживали в людях ощущение единства и
братства. Появился патриотизм, как стремление оберечь свой народ и свой мир от
врагов-хищников. Всё, что поддерживало нормальную и счастливую жизнь общества,
ценилось превыше всего. Так, появилась социальность, выразившаяся в законах и
установлениях, которая поддерживала самых слабых и нетрудоспособных членов
общества. Появились даже социалистические государства, где забота о людях и принципы
единения и ЦЕЛОГО стали основным Законом.
Главными ценностями
единого, социального государства до сих пор считаются ценности, охраняющие ЦЕЛОЕ: сострадание, взаимопомощь, равноправие,
справедливость, всеобщее благо.
Самым
страшным преступлением почитается деяние, направленное на подрыв единства,
раскол общества – проповедь индивидуализма, религиозной розни. Самым же
чудовищным преступлением является предательство интересов народа,
ростовщическая деятельность и казнокрадство. Не говоря уж об убийстве
единоверца.
И много
тысячелетий цивилизованные люди таким образом защищались от хищников. Но вдруг,
как по команде все государства раскрыли
свое мягкое нутро, забыв о боге, о единении, о целом, о сострадании, о взаимопомощи.
И в это мягкое нутро был нанесен
смертельный удар.
![]() |
Э.Мунк. Крик |
Как говорит Зигмунд Бауман, - Хищники теперь живут везде, а одинокие цивилизованные люди скитаются по миру. У них нет ни опоры друг в друге, ни настоящего дома. Хищники уничтожили практически всё: государства, социальность и устроили мир таким образом, что он стал непригоден для жизни.
Они посеяли
между людьми ненависть и сбивают их в стада только для того, чтобы потом
столкнуть лбами ради своих личных хищнических интересов. И сегодня стада
подопытных маршируют под их руководством, воюют друг с другом и отдают свои
жизни черт знает за что. А именно, за то, чтобы один хищник оторвал у другого
хищника здоровый кусок собственности.
Об этих, воюющих, Экзюпери сказал: «Да, они прямые, благородные, чистые, верные, но при этом
до ужаса нищие. Им так нужен хоть какой-то бог»3. И добавил: «в пустыне человек
стоит ровно столько, сколько стоят его божества».
______________________________________________
1 – А.Адлер.
Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека.
2 – Л.Фейхтвангер.
Иеффай и его дочь. Л., 1991
3 –
Антуан де Сент-Экзюпери. Письмо заложнику. М.,1999
Комментариев нет:
Отправить комментарий