-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ
Где бы я ни
работала, я повсюду встречала недалеких начальников. Похоже, в России, это
норма. На их фоне я выглядела вызывающе. Месяца через три, глядя на меня, они
начинали тосковать, у них портилось настроение и приключалась депрессия.
Месяцев через шесть в их ущербном мозгу оформлялась отчетливая мысль: «От ЭТОЙ
пора избавляться».
Тогда я еще
не знала, что профессионализм – это укор начальнику-дилетанту. По неопытности я
недоумевала – почему начинались все эти нелепые наезды на меня, пока не прочла
у Роберта Грина: «…
Когда речь идет о власти, затмить старшего по положению, возможно, самая грубая
ошибка из всех».1
Я не думала
никого затмевать. Я просто выполняла свою работу. Роберт
Грин говорит по этому поводу: «Стоящего
выше можно затмить неумышленно, просто оставаясь собой».2
Я всегда
оставалась собой, наивно думая, что, чем лучше я работаю, тем лучше ко мне
будут относиться. «Грубейшее, но обычное заблуждение, - пишет
Роберт Грин, - считать, что, демонстрируя и проявляя свои таланты и способности,
вы заслуживаете одобрение начальника. Он может поблагодарить, но при первой
возможности заменит вас кем-то не таким умным, не таким ярким, не таким
привлекательным».3
Я постоянно
вижу, как увольняют людей знающих, опытных и профессиональных, а набирают либо
невежественных зелёных юнцов, либо «тёлочек», либо тех, кто поднаторел в
лицемерии.
Такое
происходит не только в России, но и во всем мире. Но в России всё это выглядит
более грубо, более беспощадно и, как все у русских, - более смачно. Да и дураки
в России покруче будут.
И все это
происходит в мире, где постоянно звучат слова о «креативности», о необходимости
развития творческих тенденций, о поисках специалистов, способных быстро
справляться с творческими заданиями. Написано немало учебников по вовлечению в
творческий процесс обычных людей. Психологами составлены даже специальные
тесты.
К
сожалению, всей этой никчемной деятельностью занимаются люди, которые понятия
не имеют о творчестве, потому что, если бы они поняли, в чем суть творчества,
они бы этим не занимались.
Для
творчества, прежде всего, нужна СВОБОДА. Это первое условие
творческой деятельности. Без свободы не будет никакого творчества.
Второе
условие – это СМЫСЛ. Бессмысленного творчества быть не может по определению.
У моих
современников выбор невелик. Конечно, может быть и существуют где-то
«лавочники» от Бога, то есть, талантливые торговцы, но сам смысл торговли, – нажива, – противоестественен для творчества.
Творческий процесс мгновенно затухает от прикосновения холодной коммерческой лапы. Вот почему коммерческое искусство – унылое,
нудное и однообразное – гроша ломаного не стоит. Оно может выживать только на аффектах
– то есть, играя на пороках человека, его страхе, отвращении или грязном
любопытстве. В любом случае, это просто карикатура на то, что прежде называли
искусством.
Иисус
не жаловал
торгашей, особенно, когда они вторгались в святая святых – туда, где люди
обычно находили убежище от мирской гадости. «Храм,
- говорил он, - это место для общения человека с Богом, а не для пересчитывания
денег». Сейчас произошло самое неприятное. Коммерция вторглась в
Храм, который во все века был единственной отдушиной для людей. И в этом Храме
начали хозяйничать торгаши.
Сейчас все
коммерциализировано. Даже чувства. В этих условиях бессмысленно даже мечтать о
творчестве. Соловей не поет в клетке. Так что приходится довольствоваться
глупыми канарейками.
Однажды мне
сказали: «Вам нужно искать такую работу, где над вами не было бы начальника». Я
решила, что, вероятно, это правильно, потому что работать под руководством
неуверенного, обидчивого, умственно слабого человека, призвание которого быть
исполнителем, - самое неприятное, что только можно вообразить.
Когда
исполнителя ставят на место руководителя и координатора (а это у нас стало
почти правилом), получается полная ерунда. Поле деятельности исполнителя – «от
сих – до сих» и не далее того. «Кто ты
такая, - говорили мне, - чтобы решать, ЧТО ТЕБЕ ДЕЛАТЬ? Там наверху люди
поумнее есть». Так исполнители затыкают любую инициативу – инициатору просто
указывают на коврик у двери.
Вот и
получается: верхний начальник действует на своем скудном поле «от сих – до
сих», начальник пониже еще больше сужает поле деятельности, а дальше третий,
четвертый, пятый. Когда дело доходит до «творческого человека» - ему остается
один кубический сантиметр на всю его кипучую-перекипучую «творческую»
деятельность. Как говорится – «на тебе пять копеек и ни в чем себе не
отказывай!» Вот она – СВОБОДА!
Что же
касается «смысла», то это самый
больной и неприятный для начальников вопрос. «Зачем вам смысл? – говорят они
искателю. - Деньги – вот смысл! Чем не смысл? Что вам не нравится?»
В США эту
проблему решают просто и жульнически. Они берут «контейнер», на котором
написано слово «смысл», сажают туда лягушку и говорят: «Вы хотели смысла? Так
вот он! Не нравится? Ваша проблема!»
Вот так
жизнь наводняется ложью. У нас есть
«жизнь», которая на самом деле не жизнь, а только пародия на неё. У нас есть живопись, на которую не хочется
смотреть. У нас есть кинематограф, от которого остался только контейнер, с
надписью «кинематограф». У нас есть даже контейнер с надписью «промышленность».
У нас есть всё! НО, если присмотреться, всё это – пустые «контейнеры», в
которых сидят знакомые всем до омерзения «зеленые лягушки».
Уинстон
Черчилль, Авраам Линкольн и Вашингтон в сложные периоды своей жизни занимались
живописью. Эйнштейн играл на скрипке. Это было время, когда даже политики
писали стихи, знали музыку и владели кистью. Это значит, что у них еще было
сердце. Сегодня жизнь сердца
прекратилась вообще. И внизу и вверху –
одинаковая гомогенная темная масса без проблесков. Сердце этой массы заменил инстинкт. Теперь ОН
решает всё. Он распоряжается наукой, искусством, промышленностью, смыслом,
человеческими жизнями.
В 21 веке
инстинкт Зверя, уничтожив почти все ростки разума и интуиции, воссел на мировой
трон. Зачем Зверю творчество? Даже смешно. Он и без всякого творчества достиг
всего. Что остается? Жить под Зверем. Подражать
Зверю. Жаться к Зверю в тщетной надежде, что он проявит милосердие и
«человечность». В конце концов, самому стать Зверем. Отрастить себе копыта или
клыки, чтобы топтать и рвать всякого, кто не похож на него.
Кто не
может, пусть следует советам Роберта
Грина. «Зная, как опасно заслонять собой владыку, - говорит он, - вы можете
обратить этот закон в свою пользу. Прежде всего, нужно льстить и раздувать
самомнение вашего начальника. Открытая лесть эффективна, но и имеет свои
пределы; это слишком прямой и очевидный путь, и выглядит он плохо в глазах
других подчиненных. Если, например, вы умнее вышестоящего, старайтесь, чтобы
выглядело наоборот. Дайте ему возможность казаться умнее вас. Изображайте
наивность. Допускайте безобидные ошибки, которые не повредят вам в дальнейшем,
но позволят обратиться к нему за помощью. Повелители обожают такие просьбы.
Начальник, лишенный возможности излить на вас сокровища своего опыта, может
вместо этого направить на вас свою злобу и обиду».4
Все ваши силы
и творческие навыки должны быть вложены в невинную игру в жмурки с вашим
начальником, который не должен заподозрить, что ему на глаза надели повязку.
Ваши огромные усилия приведут к маленьким победам, ради которых вы и разводили
всю эту катавасию. Вас, быть может, снисходительно потреплют по щёчке…
Если этого
вам недостаточно и ваши мысли и творчество не дают вам спать по ночам, вы
можете, опять-таки по совету Роберта Грина,
приписать начальнику свои собственные идеи. Причем, по возможности,
публично. Не спите и не ешьте спокойно. «Тщательно следите, как бы не стать облаком, закрывающим
его [начальника] сияние от других. Ваш… руководитель должен являться, словно
солнце, излучать мощь и великолепие, быть в центре внимания».5
То есть, вы
не только должны написать нечто значимое, но и обязаны незаметно открыть рот
начальнику, чтобы это «значимое», пережеванное вашими собственными зубами,
смоченное вашей слюной и оплодотворенное вашей мыслью, вошло в скорбную голову,
и было воспринято, как свое собственное. Чтобы потом оно было публично
провозглашено, защищено и обращено в деньги и кое-какие делишки. Ну, а ваше
дело – приплясывать около этого «oranys»’а, бешено крутя хвостиком, и,
повизгивать от избытка чувств. И не факт, что «oranys» вас заметит.
Вот в этом
– суть сегодняшнего «творчества». Работать за десятерых и тратить огромные силы
только ради того, чтобы тебя ввели в общество «oranys»ов. И ЭТО НАГРАДА?
Если ты еще
не утратил свои творческие способности – это станет твоим страшным наказанием,
которое обречет тебя на противоестественную жизнь в среде «oranys»ов. Если же твои творческие силы
иссякли – значит, ты сам стал «oranys»ом
и дополз до своей «Фудзиямы».
Что ж, даже
Иисус говорил, что «кесарю надо отдать кесарево» и, если ваша душа согласна
стать вещью «oranys»а
– вы на правильном пути.
«Старайтесь
не заслонять господина, - писал в 17 веке Бальтазар Грациан. – Любое
превосходство отвратительно, но превосходство вассала над князем не просто
глупо – оно фатально. Это урок, который нам преподают звезды в небе – они,
возможно, сродни Солнцу и так же ярко сияют, но никогдка не появляются в его
обществе».6
Если уж
приводить в свидетели природу, то надо сказать, что СОЛНЦЕМ СНАЧАЛА НАДО БЫТЬ,
А НЕ КАЗАТЬСЯ. И ЧТО ДЕЛАТЬ СОЛНЦУ, КОТОРОЕ УЖЕ ЕСТЬ? ПРЯТАТЬ СВОЕ СИЯНИЕ? И
что делать, если начальник только провозглашает себя Солнцем, а на самом деле,
он - «черный карлик», поглощающий свет? Стоит попасть в орбиту этой черной
дыры, как она мигом «обстрижёт» солнечные лучи.
Остается одно – обретаться подальше от «черных карликов», четко помня о
главном: ТАМ, ГДЕ ПРАВЯТ БАЛ ДЕНЬГИ, НАСИЛИЕ И БЕССМЫСЛИЦА – ТВОРЧЕСТВА НЕТ И НИКОГДА
НЕ БУДЕТ!
_________________________________
1 –
Роберт Грин. 48 законов власти. М., 2012
2 – Там
же.
3 – Там
же.
4 – Там
же.
5 – Там
же.
6 – Там
же.
___________________________________
#Творчество,#свобода,#смысл,#начальник,#деньги,#коммерция
Комментариев нет:
Отправить комментарий