-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
АМБИЦИОЗНОСТЬ
Один
человек сказал мне: «Все ваши ценности, вроде «гуманизма», «охраны природы» и «любви
к детям» - это ерунда. Люди не соблюдали и не будут соблюдать эти принципы.
Главная ценность сегодня – это амбиции.
Я, конечно,
заметила, что амбициозность – это никакая не ценность, а просто черта характера
определенного индивидуума, одержимого жаждой власти. По сути, это зависть, соединенная с
тщеславием, и, настоенная на внутренней нищете, когда человеку всегда чего-то
не хватает.
Как-то Б.Расселл сказал, что «с завистью можно бороться только одним способом: сделать
так, чтобы жизнь завистливых была счастливее и полнее». Ах, его бы устами да мед пить! Ведь завистник
никогда не удовлетворится своим счастьем, потому что у него «дырявое дно». Завистливый
человек – это прорва. В него можно засунуть всё счастье мира и, тем не менее,
завистник найдет того, кому еще можно было бы позавидовать. Его специфика –
завидовать и отнимать. Вот такой он «физкультурник» этот амбициозный
человек. «Головы никакой – курчавости сколько
угодно».
Амбициозность
– говорит В.Пелевин, - это еще
и современная «духовность» русской жизни, которая «означает,
что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не
материальные блага, а ПОНТЫ».1 «Бездуховность»,
стало быть, - это неумение кидать их надлежащим образом.
Если
говорить точнее, то амбициозность – это стремление к экспансии. Это, конечно,
не ценность, но вектор действия и линия поведения, то есть, установка. Директор ЦРУ У.Кейси говорил, что «Самое главное
– это экспансия!» В этом для него заключался смысл жизни.
Экспансия,
как линия политического поведения, одержимость идеей мировой власти, стремление
охватить собой весь мир и завладеть «кольцом всевластия» - вот что такое
экспансия или амбициозная точка зрения.
Но за желание быть первым всегда приходится платить и, в основном,
жизнью. За свои амбиции поплатились все великие империи древности: Ассирия,
Вавилон, Персия, Древняя Греция, Македония, Древний Рим. Пала Великая Римская
империя и Австро-Венгрия. Рухнула Великая Британия, не удержался СССР. Теперь
дело за амбициозными США, пытающихся создать своего «великого глобального
человека». Растекание по горизонтали и пренебрежение духовной вертикалью влекут за собой истончение энергии, а, значит,
- гибель.
За
амбициозность расплачиваются и олигархи, чьи предприятия и активы постоянно «сливаются»,
а это значит, что лишние остаются на обочине дороги. Вот что пишет об этом Э.Тоффлер в
«Метаморфозах власти»…
«Стив
Джобс, сооснователь Apple Computer, когда-то мальчик, восхищавшийся
американской промышленностью, сложил с себя полномочия после
"государственного переворота" в корпорации, осуществленного Джоном
Скули, несмотря на то что Джобс владел огромным количеством акций компании.
Якокка продолжает бесконечную борьбу против Генри Форда. Роджер Смит из General
Motors стал персонажем сатирического фильма "Роджер и Я" и был
публично растоптан Россом Пьеро, компьютерным миллионером, компанией которого
завладел Смит. Этот перечень пополняется ежедневно».
В этом
соревновании, в основе которого заложен принцип Фрейда, счастливчиков нет,
потому что в этой животной среде на место
любого сильного самца всегда найдется другой, более молодой, который одолеет
его. З.Фрейд говорил об этом так - «герой – это тот,
кто мужественно восстает против своего отца и его пересиливает».2
Это закон
хищников. По этому закону все друг друга поедают и за право так «пожрать»
платят высокую ценую, закладывая при этом не только свои семьи, государства, но
и все другие жизни вместе взятые. Кроме того, завоеватели подвергаются испытанию
властью, потому что удержать власть куда
труднее, чем ее заполучить.
Завоевателям
нужно постоянно быть вовлеченным в проблемы окружающего мира и каждый день
заниматься уже не только любимой «физкультурой», а и тем, чтобы поддерживать
тлеющий огонь раздора среди твоих противников.
Тот, кто сидит наверху становится
рабом всего мира и всех своих подданных, потому что он должен постоянно всё
контролировать и способствовать тому, чтобы все были надлежащим образом разделены,
ненавидели друг друга и равномерно грызлись.
Для этого и
нужна амбициозность, которая вкупе с агрессивностью, спускается в массы. Укрепление
амбициозности внизу на уровне «ценности»,
способствует укреплению власти того единственного хищника, который сидит
наверху. Это помогает ему сохранить свою
власть в обществе, которое расколото на миллиарды агрессивных и амбициозных
единиц, готовых пожрать друг друга. Вот что однажды американцы сказали о русских: «Мы им дали толчок и теперь
эти идиоты дружно будут разбирать свой
Союз и жрать друг друга!»
И, действительно,
все единицы этой кучи, взбалтываемые время от времени судорогой гальванизации,
поступающей от СМИ, вместо того, чтобы помогать друг другу, сцепятся в ревущую
кучу, одержимые жаждой пустить друг другу кровь. Навязывание обществу качеств
агрессии и амбициозности означает оболванивание этих мельчайших общественных
частиц, которые отныне будут заняты не общим делом (например, строительством
нового общества), а самоистреблением, самооплёвыванием и поиском виновных.
Но стоило
бы подумать о том, а ЧТО, собственно, бедноте делить? Нечего, кроме трех петушиных
перьев из чужого облезлого петушиного хвоста. Так ведь дерутся из-за этих трех
перьев. Дерутся, потому что велели драться и не велели дружить. Потому что
по-другому поступать не научили. Потому что жить своим умом и искать свой путь
намного труднее, чем бежать трусцой по указанной дорожке вместе со всеми.
Я никогда
не доверяю тем, кто предлагает «простые решения». Они – только для идиотов,
которые видят лишь то, что лежит на поверхности. Они судят обо все безапелляционно и тупо и,
чем тупее человек, тем труднее побудить его задуматься. Главное для него –
возразить. Это тоже род амбициозности и тщеславия, но это тщеславие – из курятника.
Именно там, в курятнике всегда клюют ту курицу или петуха, у которой заметят
капельку крови.
В главе «Современное
омрачение» в книге «Воля к власти» Ф.Ницше пишет: «Время, в
которое мы заброшены – время большого внутреннего упадка и распадения, которое…
противоборствует духу молодости. Распадение, следовательно, неопределенность
свойственны этому времени – нет ничего, что бы стояло на ногах крепко, с
суровой верой в себя. Живут только для завтрашнего дня, ибо послезавтра
сомнительно. Всё… скользко и опасно, и при этом лёд стал таким тонким… Там, где
мы еще ступаем, скоро нельзя будет проходить никому!»
Это время
разъединенности Ницше назвал «столетием упадка и, постепенно убывающей
жизненной силы», столетием «необдуманных и произвольных попыток», «неудачных
опытов» и всё это в совокупности означает – упадок. И амбициозность молодости оборачивается полным распадом зрелости, когда обнаруживается
несостоятельность яростной борьбы за три сомнительных петушиных пера, воткнутых
в собственную шляпу. Всё это – «омрачение»,
которым пропитано флуктуирующее пространство гигантского болота, которое
представляет собой сегодняшний больной мир.
Этот мир,
забывший о солнца, освещаемый лишь тусклыми болотными огнями, оживляется лишь
амбициозной игрой болотной мошкары над тяжелыми и зловонными хлябями, в глубине
которых только грязь и гниль. Стоит ли
менять свет солнца на этот смрад? Это дело выбора каждого. Из морока выбраться
трудно – на то он и морок…
____________________________________________
1 – В.Пелевин.
Некромент
2 – З.Фрейд. Человек
Моисей. М., 1992. С.140
Комментариев нет:
Отправить комментарий