вторник, 7 апреля 2015 г.

ВОПРОС ВЕРЫ

-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                      Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность


ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ
ВОПРОС ВЕРЫ

ВАРНЕР САЛЛИМАН. ИИСУС
Вопросы веры очень сложны… Само понятие «веры» для многих остаётся чуждым и непонятным. Большинство людей понимает необходимость веры чисто механически, не задаваясь вопросами, зачем это нужно и почему обязательно надо во что-то верить. Они верят, не веря, и, не особенно размышляют об этом. Они верят, просто потому, что так принято. В прежние времена эти люди в Бога не верили и их это также не беспокоило. 


Есть и такие, кто  веруют просто и безоговорочно. Елена Рерих говорит о подобных людях, что им не нужны доказательства существования Бога, потому что все доказательства они, видимо, получили в прежних жизнях.

 Но есть категория людей, которая искренне не понимает, зачем нужна вера и как можно верить в то, чего не знаешь, чего нельзя потрогать руками и увидеть воочию. Чего, как будто и нет. Не каждый может следовать символу веры Тертуллиана, сказавшего – «Верю, ибо абсурдно».

Рамон Гомес де ла Серна1  (испанский писатель 20 века) говорил о том же - что многие люди веруют чисто механически, соблюдая все необходимые обряды и предписания, но не понимают, зачем человеку нужен Бог, потому что этого никто толком не объясняет.
«Надо бы преподать верующим, - пишет он в своей «Коллекции», -  ИДЕЮ БОГА, ибо получается, что никто не любит Бога и не верует в него, пока не достигнет крайности; одна лишь мысль об аде развязывает верующим воображение. Нет ни одного верующего, который ради любви к Богу достиг бы пределов, каких следовало достичь. Никто не достигает тех высот, которые находятся над однообразием молитв. Никто не видит Бога, творящего всё; никто, читая прекрасное стихотворение не думает, что его написал Бог, как следовало бы думать, забыв имя поэта».1

Эти слова были написаны в 20 веке, когда люди еще во что-то верили. В наши дни дела обстоят по-другому.
Один человек как-то сказал: «уничтожьте страх перед адом, и вы уничтожите веру христианина». Сегодня в ад никто не верит, равно, как и в рай. Кто-то думает, что по ту сторону бытия всё будет так же, как и на земле;   другие вообще ни во что не верят, но и те и другие не испытывают страха перед адом и не стремятся в рай. Многие готовы подписаться под словами Мильтона«В аду везде я буду. Ад – я сам». Есть и еще одна категория людей, которая мыслит так же, как дядюшка доктора  К.Г.Юнга, сказавшего, что ад – это пытка ожиданием. Да, собственно,  чего может бояться человек, с которым случилось  всё самое неприятное и его жизнь в обнимку с «пауком» превратилась в привычную рутину.2 Стало быть, можно констатировать смерть христианина?

СУРИКОВ.
ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА

Я полагаю, что нет. Конечно, многие в наши дни превратились в «механических христиан», но есть и такие, кто начинают по-настоящему искать бога. Не в канонах и догмах, а в себе, потому что больше его искать негде.

Я сама долго не могла понять, во что я должна верить. В Христа? Но он так далёк, так непонятен, так странен.  И  древний его мир так чужд мне. Но однажды человек вдруг начинает в себе осознавать нечто, чего нельзя объяснить словами. Какое-то неясное томление, ожидание чего-то непонятного. Это то, что называют «ЗОВОМ».

КАРАВАДЖО. СОЕДИНЕНИЕ РУК
Просыпающийся Дух «окликает» и этот «оклик» сопровождается неясным беспокойством. Ты начинаешь чувствовать, что около тебя или в тебе что-то есть. Жизнь становится загадочной и в ней начинают происходить чудеса. Ты не понимаешь, ЧТО с тобой происходит, но вдруг начинаешь меняться, словно что-то тебя  «ПЕРЕДЕЛЫВАЕТ».

Постепенно ты становишься способным видеть то, что прежде было скрыто, на что ты никогда не обращал внимание. Осколки бытия, беспорядочно разбросанные вокруг, вдруг  начинают складываться в картины, пронизанные светом. Всё вокруг  говорит с тобой. Куда ни посмотришь – видишь «письмена» живого мира, который таким образом с тобой «общается».  И именно СВЕТ становится главным действующим лицом в жизни.

АЛЬФОНС МАРИА МУХА .
ТРИУМФ СВЕТА

 Дон Хуан, учитель Карлоса Кастанеды постоянно повторял своему ученику, как заклинание: «В тебе сокрыто лучистое существо – это твоя суть, то главное, что надо искать!» Эти слова остаются абстракцией до тех пор, пока  «лучистое существо» не «зашевелится» и не подаст признаков жизни. Алиса Бейли называет его «солнечным ангелом».3 Его жизнь в человеке ощущается как «ПРИСУТСТВИЕ».

В христианской традиции это существо принято называть «душой» (или «одеждой духа»). Пока человек не замечает душу, она живет собственной жизнью, питаясь крохами духовных проблесков, часто оставаясь слабой и недоразвитой. Но именно душа способна видеть красоту, понимать ее и наделять человека знанием и смыслом, которые не нуждаются в словах.

Душу надо «вынашивать», «кормить» и «воспитывать», как маленького ребенка. Это долгий процесс. Порой он длится всю жизнь.  Такое формирование души даосы называют «даосской алхимией». Даосские мастера говорили так: «Надо сначала развить сущность». Лю Гуань Юй добавлял: «Основная сущность лежит в сердце и видна через глаза».4

Христианину трудно осознать, что «Бог» может быть у него внутри. Молясь, он смотрит в небо, зная, что бога там нет. Но так уж повелось. И мало, кто молится в сердце своём, ожидая того ощущения, которое проявляется как «Присутствие».

ГРЕГ ОЛСОН. ХРИСТОС
У меня вообще была странная, даже из ряда вон выходящая история. Однажды я заметила, что, читая «Новый Завет», на месте Христа я вижу…  Путина. Он упорно продолжал видеться мне  подобным образом, с ореолом святости вокруг головы, окруженный «депутатами Думы», и я долго не могла отделаться от этого навязчивого образа.  Конечно всё это было результатом умелой пропаганды, проводимой на российском телевидении. Я обратила на это внимание, но у многих людей подобное происходит на бессознательном уровне.

Я задумалась. И вдруг постепенно во мне начал прорисовываться новый облик Христа.  Я увидела его живое лицо и, главное, его глаза. Он совершенно не походил на канонизированный иконописный образ. Не было в нем сходства и с Христом, запечатленным на картинах западно-европейских мастеров. Он был – мой. Он просто появился и больше уже не исчезал. Это не был страдающий бог. Это было сияющее существо. Вот так я обрела веру в Бога.

Елена Рерих писала: «Средневековье сделало из Христа недосягаемого Идола и лишило его всякой человечности, следовательно, и божественности; так как все учения Востока гласят – нет Бога.., который не был бы когда-то человеком. Такая насильственная отчуждённость Христа от человеческого естества угрожала и сейчас угрожает полным разрывом общения с высшим миром. 
Можно проследить, КАК именно в средние времена проявлялись большие святые, которые старались восстановить это почти утраченное общение, причём, все они настаивали именно на человеческом естестве Христа. Особенно яркие утверждения можно найти на страницах автобиографии Св.Терезы Авильской, испанской святой 16 века, а еще раньше в видениях и писаниях Св. Екатерины Сиенской и Св.Гертруды».5

Церковь до сих пор решает вопрос (да и не только церковь) – кем был Христос – богочеловеком или человекобогом? Но так ли это важно по сути? Не вредит ли это вере?
 «Установив исключительность сыновства и естества Божьего в Иисусе Христе, писала Е.Рерих, - церковь тем самым разъединила его навсегда с человечеством. Так произошли тяжкие явления: изъятие Иисуса Христа из жизни человечества, уничтожение его жизненного подвига и страшное внушение понятия, что … смерть Христа спасла человечество от первородного греха и всех последующих».6

ИЛЬЯ ФАЙЗУЛЛИН.
ХРИСТОС УХОДЯЩИЙ
Но разве это важно, что Иисус страдал?  Это было естественно, ведь он шел в логово Зверя. Главное, что он БЫЛ. Сам факт его бытия важен, а не то, что  его распяли. В этой незначительной, казалось бы, перестановке акцентов, выразилась мертвящая суть убеждения в том, что «ОН ПРИХОДИЛ И ЕГО УБИЛИ». О чем тогда можно еще говорить? Что будет дальше, если Бога убили?  Вся процедура почитания Бога превратилась в погребальный плач. Мы постоянно хороним нашего Бога и в этом заключено то страшное, что убивает Бога в сознании людей. В этой трактовке бытия Бога заложена примитивность суждения посредственного человека о жизни гения вообще, который «жил-был, да и умер». И кто будет говорить о том, чтобы люди не забыли, что приходил на Землю удивительный человек, каких доселе не было на Земле, потому что он был  НОСИТЕЛЕМ СВЕТА.

СЕМИРАДСКИЙ. ИСЦЕЛЕНИЯ

Свет – это и есть любовь. Любовь абстрактна – но человек делает ее проявление конкретным фактом. Стало быть, важен сам прецедент этого «носительства»,  пример того, каким МОЖЕТ быть человек. В этом утверждении живет надежда на то, что когда-нибудь человек очнется от своего  тяжелого морока  и станет носителем света. Она выражена в словах древней молитвы:


Из точки Света, что в Уме Бога,
Пусть Свет струится в умы людей.
Да сойдет Свет на Землю.

Из точки Любви, что в сердце Бога,
Пусть Любовь струится в сердца людей.
Да вернётся Христос на Землю.

Не надо ждать того Христа, что ушел. Тот уже не вернется. Но надо самому стать Христом и нести свет для того, чтобы все люди напитались  этим светом и вкупе создали нового Христа, являясь его телом. Вот, в действительности, какая задача стоит перед сегодняшним человечеством. Вот какого Христа надо ждать! Должны родиться новые христиане, которые в самую темную пору бытия возродят в себе и понесут СВЕТ!


ИВАНОВ.
ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА МАРИИ МАГДАЛИНЕ

________________________________________________
1 – Гомес де ла Серна Рамон (1888-1963) – испанский писатель, живший в Аргентине, известный пристрастием к игровому началу в литературе и известный своей экстравагантностью.
2 – «Мне всегда казалось, что вы заведёте меня в какое-нибудь место, где живёт огромный паук в человеческий рост, и мы там всю жизнь будем на него глядеть и его бояться». Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы.
3 - Алиса Анна Бейли ( 1880-1949)  - английская писательница,теософ, преподаватель. Является автором книг по духовной и религиозной тематике. Книги и идеи Алисы Бейли являются одним из источников движения New Age (новая эра). Алиса Бейли писала на религиозные темы, включая христианство, хотя её труды сильно отличаются от многих аспектов христианства и других традиционных религий. Её видение объединённого общества включает новую мировую религию, отличную от традиционных религиозных форм и включающую концепцию Эры Водолея, то есть той эпохи, которую Алиса Бейли назвала Нью Эйдж.
4 – Даосская йога. Алхимия и бессмертие. В кн. Даосская йога. Бишкек, 1993. С.189
5 – Письма Е.Рерих. Т2. Минск. 1992. С.149
6 – Там же

Комментариев нет:

Отправить комментарий