-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность
Елена Де-Бовэ
ГРЯЗНЫЕ ОБРАЗЫ
ИЕРОНИМ БОСХ. АД |
Почему в сознании человека возникают «грязные» образы, связанные с гниением, разложением, смертью, развратом и кровью? Почему пишутся «грязные» книги и ставятся «грязные» спектакли? Почему низколобые литературоведы, искусствоведы и критики защищают право на появление этих образов в нашей жизни, утверждая, что «свободный мир» должен иметь право на то, чтобы свободно гнить и разлагаться? И, чтобы это было так, - полагают они, - необходимо создать условия для того, чтобы гниение происходило в наиболее благоприятных и публичных условиях, чтобы к нему приобщилось как можно больше людей. В том числе, и детей. Это «испражнение, для соблюдения внешнего приличия, стыдливо прикрывают бумажкой, на которой коряво написано – «супервыбор». На деле никакого «супервыбора» нет, потому что из 120-ти зол нам предлагают выбрать еще и 121-е.
Но я хотела
сказать о другом – о причинах возникновения «грязных» образов. Они приходят из
архаических слоев бессознательного,
где до времени «пылятся» и копят энергию. Эти образы, как положительные, так и
отрицательные, лежать каждый на своём месте, как в библиотеке. Высокие, светлые
и высокоэнергетичные образы (лучащиеся) – наверху.
Чем более насыщен образ энергией – тем выше он
располагается и для того, чтобы им воспользоваться – надо много чего сделать:
найти «лестницу», взобраться по ней, преодолев многие нелегкие особенности
подъема. И, наконец, надо подготовить своё сознание так, чтобы образ
пришел с ним в соответствие, был
воспринят и ассимилирован.
Те, кто
могут это делать, становятся великими писателями; учеными, открывающими
принципиально новое; философами, прокладывающими народам идейные пути в
будущее; гениальными политическими деятелями, открывающими широкие перспективы
для развития своих государств. Но, повторяю, для того, чтобы воспринять высокий образ – надо стать с ним
вровень в своем развитии и ещё иметь в
сознании достаточно места, чтобы вместить это новое и верно его
интерпретировать. Здесь всё дело в инструментах. Если человек не обладает
нужным инструментарием и подготовкой – ему и лезть нечего на вершины. Надо начинать с малого – с восприятия уже
существующих высоких образов, воплощенных ранее.
Что
касается «грязных» образов, то тут тоже надо «лезть», но не вверх, а в землю, в
«нору». В «норах» тоже лежат образы, но для того, чтобы до них докопаться – им
также необходимо соответствовать. Если нет соответствия – образ так и останется
в подземном бессознательном царстве. Чтобы прийти в соответствие с «грязным»
образом и извлечь его из бессознательных недр на поверхность сознания, надо
опуститься в своем развитии достаточно низко, растлившись до определенного
уровня, чтобы самому стать «грязным».
«Чистый»
человек не может оперировать «грязными» образами, потому что он недостаточно «грязен» и низок для них. Они
не станут подниматься на поверхность его сознания. Если же подобное происходит самопроизвольно, то это означает
одно - что человек достаточно низко пал для того, чтобы эти образы стали для
него привычными. Самостоятельные «грязные» комплексы могут затопить сознание
человека и стать его одержателями. К.Г.Юнг утверждал, что в этом случае следует говорить о патологии.
Французский психиатр Жане называл
такое положение «понижением плато интеллекта».
Человечество
не один и не два раза заглядывало в эту пыльную
«лавку старьевщика» и извлекало оттуда образы, которые Юнг называл «архетипическими». Увы, это редко
бывали образы высокого порядка. Это и понятно, не каждый литератор способен
«добраться» до высокого образа и вывести его на поверхность своего сознания. А
вот низкие образы более доступны. Чтобы до них добраться, надо просто
опуститься в разврат и полюбить грязь точно так же, как ее любят свиньи. Вот
почему современное «искусство» переполнено страшными образами из
бессознательных сфер.
«Искусство,
- писал К.Г.Юнг в работе «Психоанализ и искусство», - также пользуется
дарами этой [коллективной бессознательной сферы], но только наиболее нечистыми;
их преобладание, вместо того, чтобы сделать из произведения искусства символ,
превращает его в симптом. Мы можем отбросить эту разновидность искусства без
сожаления, предоставив ее клистироподобным методам Фрейда».1
В нашем
сегодняшнем сомнительном «искусстве» «клистироподобные», расчленяющие методы познания преобладают над целостным
взглядом. Современные «художники» пытаются не только познать божественную
истину через задний проход, но и навязать этот сомнительный и замысловатый путь
огромному количеству людей, распространяя свои «новые взгляды» на искусство
всеми мыслимыми способами.
Но их путь, по которому они вынуждены идти в
силу своей испорченности, похоже, становится единственной тропинкой
для миллионов совершенно нормальных людей. А ведь этот путь существует
только для тех, кто не может приблизиться к искусству естественным образом.
Грязное сознание вынуждено выбиваться на поверхность бытия любыми способами. И
путь этих людей должен был бы представлять проблему только для них самих, но
сегодня, увы, его пытаются сделать всеобщим.
Всё это
представляет большую опасность для психического здоровья людей, но особенно для молодого поколения, не
знающего иного, Для них высший образец
неразрывно связан с моралью. А мораль, - этот единственный предохраняющий
клапан от бесконтрольного распространения грязи, - связан, в их испорченном
сознании, со злом. Эта установка сегодня превалирует и потому несчастный наш
современник надёжно защищён от счастья и благополучия. Он будет искать его всю
жизнь, но не найдет. Не найдет потому, что внизу, там, где живут «грязные»
образы, ЕГО ПРОСТО НЕТ.
Грязь
всегда связана с несчастьем, разрывом и разложением всех отношений и потому
построить свой замок благополучия и счастья на этой «грязи» не получится.
Благополучие и счастье надо искать там, где есть согласие и надежность. Там
можно найти и любовь, и ответственность, и дружбу, и преданность. Это та сфера, где живут высокие
объединяющие символы и образы. Только там можно найти счастье.
Но проблема
заключается в том, что, если уж человек «опустился», то подняться ему очень
трудно. Он уже не видит ступеней лестницы, которые ведут вверх. Перед ним
лежат только низшие ступени. Это значит,
что начался процесс деградации, вызванный созерцанием образов, отбирающих у
человека энергию, и опустошающих его настолько, что он не может выйти из
инфантильного состояния.
К.Г.Юнг говорил, что в таком случае
происходит «регрессия сознательных функций, что
низводит… [человека] до инфантильного и архаического уровня, напоминающего
дегенеративность».2
Инстинктивная сторона личности начинает преобладать над сознательной,
инфантильность - над зрелостью, неадаптированность над адаптированностью. «Таким образом,
- утверждает К.Г.Юнг, - [грязный] автономный комплекс развивается за счет
энергии, предназначенной для сознательного контроля над личностью».3
Надо
помнить еще и о том, что темные бессознательные образы, выведенные на
поверхность сознания в кинофильмах и компьютерных играх, обладают вампирической
силой многих существ, живших миллионы лет до нас и потому опасность от
созерцания этих образов усиливатся многократно. Именно по этой причине многие опустившиеся люди, страдающие
всевозможными психическими отклонениями,
становятся брутальными и звероподобными.
Если вы не
здороваетесь со своими соседями, если у вас нет настоящих друзей, если вы
раздражены или брутальны – это верный тест, говорящий о том, что ваша установка
- «ниже плинтуса» и ваша жизнь протекает в сфере «грязных» образов. Это нехорошо еще и потому, что все дороги,
которые ведут вниз, скорее всего, обеспечат вам быстрый распад – не умственный,
так физический.
Высокие
образы, напротив, не отбирают энергию у человека, но делают его сильнее.
Высокие образы говорят более сильными голосами, чем наш собственный. Они
наполнены мощью всех людей, которые жили до нас. Высокий
образ «говорит тысячью голосов, - пишет К.Г.Юнг, - он очаровывает.., он
несет идею, которая через частное посылает нас в область неизбывного. Он
транслирует нашу личную судьбу в судьбу человечества и будит в нас благодатные
силы, которые всегда помогали человечеству спастись от любой опасности и
пережить самую долгую ночь. В этом секрет великого искусства и его воздействия
на нас».4
Высшие пути
сегодня «заботливо» загромождает чья-то злая рука и человечество, введенное в
заблуждение этой «заботой о свободе человека», пассивно покоряется, вырабатывая
в себе психологическую установку, которая ведет к самоуничтожению и внутреннему
расколу.
Сейчас
человеку никто не может помочь и ситуация складывается отчаянная. Умственный уровень стремительно
падает. Сегодня вопрос стоит очень остро, острее, чем когда бы то ни было. Это
вопрос о спасении человеческой души.
Душа находится в опасности!
___________________________________________
1 – К.Г.Юнг. Об
отношении аналитической психологии к поэзии. Из кн. К.Г.Юнг, Э.Нойманн.
Психоанализ и искусство. Изд. Рефл-бук, Ваклер, 1998
2 – Там же
3 – Там же
4 – Там же
Комментариев нет:
Отправить комментарий