среда, 11 марта 2015 г.

ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ СПЯТИТЬ?

-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                               Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность



ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ



Во-первых, надо быть уверенным в том, что ты – не сумасшедший. Как говорил Дон Хуан у К.Кастанеды: «Пусть мир рушится у тебя под ногами, пусть всё подтверждает, что ты свихнулся, но ты должен твердо знать, что ты – в порядке. Стоит тебе поверить в своё безумие и ты – конченный человек».



Во-вторых, надо иметь свой «пятачок» – свою неподвижную точку, за которую можно уцепиться в океане неопределенности и бушующих энергий. Это могут быть – Бог, творчество, музыка, изобретательство – всё, что угодно, лишь бы это приносило радость. Если же у человека есть свой «остров» - он счастливчик. Ему есть, где укрыться.

 ТОЧКА – это покой и уединение, когда человек, прекративший движение, осмысливает свое существование.   В.Кандинский в книге «От точки и линии до плоскости» говорит:
«Точка – покой. Линия –  … напряжение, порождаемое движением. Эти два элемента, их чередование и комбинации создают свой собственный «язык», который нельзя постичь словами».

В точке заключена вся жизнь человека, который выходит из неё и в неё же возвращается.1 Это знал  Будда, который утверждал, что самое лучшее для того, кто хочет постичь «благородную истину» – всегда находиться в центральной точке (сердце), сохраняя чистое и незамутненное сознание. Это, конечно, крайность, но к ней сознательно и стремился Будда, подготавливая свой «переход». Ну, а обычный человек должен постоянно выходить из точки и в нее  возвращаться, чередуя две формы существования – движение и осознание.



К.Кастанеда, поведавший миру о «сталкинге», именно это и имел в виду. «Движение, - говорил он, должно завершаться фиксацией (уплотнением и утверждением события)». Движение без фиксации будет вызывать в сознании только «смазанные картинки» или бессмысленные нагромождения образов. Тех, кто не  в состоянии фиксировать события, собственно,   и называют сумасшедшими.

Фиксация – великая вещь. Чем лучше  человек умеет фиксироваться  – тем лучше он видит окружающий его мир. Движение и фиксация – это основополагающие категории, которые постоянно должен держать в памяти человек.



Люди, одержимые движением и только движением, обречены либо на «сгорание» от «перегрева» нервной системы, либо на сумасшествие. Спасение – в фиксации. В прежние времена люди молились. Они неосознанно понимали необходимость фиксации. Сегодня у людей уже нет этого спасительного «якоря». Значит, его надо сотворить самому. Это нужно сделать ради спасения собственной жизни.

Мне могут возразить: «мы работаем и отдыхаем, мы возвращаемся домой и сидим неподвижно». Неподвижности недостаточно. Человек, сидящий перед телевизором, живет телевизионными образами, а, значит, продолжает движение. Он является продолжением телегероев. Нет, нужно либо размышление, либо творчество, либо что-то другое, что удовлетворило бы душу.



Наша жизнь – это постоянное падение в бездну. «Фиксация» - это парашют, замедляющий падение, и, защищающий психику от перегрева. «Фиксация» - это механизм адаптации, который позволяет человеку существовать в понятном (а не чуждом) мире.

«Фиксация» является фокусом нашего внимания. Только остановившись, человек в состоянии осознать свои действия. Двигаясь постоянно, человек быстро истощается и теряет здоровье.  Разум дан человеку для того, чтобы он осознавал жизнь, а не жил, как бессознательное животное.  Поэтому на первый план выступает внимание.

В нашей жизни сосредоточенный человек – большая редкость.  Реклама на улицах больших городов, быстро движущийся транспорт, громкая агрессивная музыка, визг и крики расторможенных детей, быстрая речь дикторов на телевидении, часто сменяющиеся кадры и ракурсы на экране, сумятица в политике, несовершенство законов – все это держит человека в режиме «противоречия» и перегревает его нервную систему. Это способствует и рассеиванию внимания. Раздраженный человек не способен ни на фиксацию, ни на управление своим вниманием.

Сегодня человек с трудом может сосредоточить свое внимание на чем-либо. Читает он «по диагонали», большую часть не усваивая. Поглощает в огромных количествах противоречивую и неопределенную информацию, которая поддерживает его внутреннюю «неопределенность» и раздражение.

Сегодня миллионы людей обсуждают глупости, которые выдает Ксения Собчак. Кто такая Ксения Собчак? Какое всем дело до того, что она говорит? Пусть говорит, что хочет! Но все заражаются ненавистью и негодованием. Все бурно обсуждают каждое ее слово. А ведь эта реакция – только «охвостье» сознания. Тебя пнули – ты огрызнулся.



То же самое происходит на политических шоу. Люди спорят друг с другом, выискивая что-то, за что можно было бы зацепить человека и упрекнуть. Никто ни с кем не собирается ни о чем договариваться, потому что все изначально запрограммированы на тотальную войну.  В обществе бесконечно муссируются, обсуждаются и вытаскиваются на свет противоречия, которые никто не собирается разрешать.  Агрессия не уменьшается.

И среди моих читателей почти всегда находятся один или два человека, которые и читать-то начинают не для того, чтобы что-то понять, но с целью «вывести меня на чистую воду», «изобличить мое невежество», «показать мое истинное лицо». И при этом, они никогда не говорят по существу. Они получают удовольствие от укола своей булавки. Для них главное – «найти и обезвредить».



«Самое печальное, - писала о такой ситуации Е.Рерих, - это серенькое умаляющее и “точное” изложение фактов со стороны, так называемых,  “расположенных людей”».2

Я скажу сразу – в своем блоге я не пишу научных трактатов, хотя и делаю пространные сноски.  То, что я пишу – называется «эссе». Эта литературная форма позволяет мне ссылаться на определенных авторов по памяти, не приводя точных цитат. Конечно, я не могу дословно цитировать, к примеру, Библию, как это любят делать «Свидетели Иеговы», хотя я много раз читала ее очень внимательно, изучая личность Христа. Да это и не так и важно, потому что главное – смысл. Цитата – это всего лишь подтверждение сказанного. Читатель может многое не принимать и не соглашаться со мной. Он может возражать – почему бы и нет? Но копаться в цитатах, уличать… Все это означает, что за деталями люди не видят целого.



Когда я защищалась – одним из моих оппонентов был молодой ученый, - красавчик с лицом Христа.  Он два месяца штудировал мою гигантскую работу по Ницше и Шопенгауэру, но не с целью понять то, о чем я писала – его главным желанием было уличить меня в жульничестве. Целыми днями он просиживал в читальном зале университетской библиотеки и сверял цитаты. Моя работа казалась ему «вопиющей», «криминальной» и «недопустимой», поскольку я делала ссылки не только на «ортодоксальных» авторов, но и на К.Кастанеду.

Закончилось все это очень смешно. На защите я задала ему самый невинный вопрос по своей работе, на который он не смог ответить. Он схватился за голову и выбежал из зала.

Все дело тут в качестве внимания. Внимание – это фокус.  Внимание надо фокусировать не на поиске виновных, а на стремлении найти верное решение и обрести смысл.  Надо смотреть на целое, а не на отдельные  детали. Древние говорили: «Чтобы увидеть гору – надо от нее отойти».  Если человек будет изучать только отдельные камешки и травинки – он даже не поймет, что находится в горах.  

«Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, - говорит Антуан де Сент-Экзюпери, - он рискует ее потерять и сбиться с пути. Если он просто переставляет ноги, лишь бы не застыть на месте – он никуда не придет».3

Каждому человеку необходимо помнить, что главное – смысл, а не слова, которыми этот смысл изложен. Слова могут быть корявыми, но смысл остается той жемчужиной, которую человек постоянно должен искать во всем, с чем он встречается в жизни: читая научные труды и решая свои проблемы, переживая театральную драму, и, слушая музыку. А смысл рождается из единства движения и фиксации, из порыва и его осмысления.

Мне пришли на память два великих имени: Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс.  Это были советские музыканты, олицетворявшие собой "движение" и "осмысление". 
Исполнение  Эмиля Гилельса, не всегда совершенное в деталях,  поражало меня необыкновенной душевной силой, которая постоянно присутствовала в его игре, пробуждая в сознании страстные и величественные образы. 

Святослав Рихтер являл собой образец философской, уравновешенности и филигранной безупречности мыслителя.  Эти два мастера всегда были для меня богами, один из которых олицетворял собой  аполлоническую «точку» (Рихтер), а второй был воплощением страстного дионисийского порыва (Гилельс).

Об этих двух стремлениях  писал Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки»:  "... эти два столь различных стремления действуют рядом одно с другим, ... пока, наконец, чудодейственным…  актом эллинской воли они…  не создадут...  произведения искусства...».

Эти слова великого мыслителя означают только то, что движение и фиксация, соединенные вместе, творят чудеса. Движения и тупой физкультуры в нашей жизни слишком много, а вот с фиксацией дела обстоят плачевно, потому что внимание современного индивидуума чаще всего не сфокусировано.



Внимание – это «глаз» человека, его взгляд. Этот символ, пришедший из глубокой древности, стал символом розенкрейцеров.4 Его трактуют как «Око Гора». В действительности, этот «глаз бога» означает просто внимание, которое способно изменять мир.

Своим вниманием человек должен управлять осознанно. Ему следует спросить себя: «Что я хочу увидеть?» Если он скажет: «Ошибки, противоречия и недочеты» - он только их и будет видеть. Лучше было бы, если б он сказал: «Хочу видеть главное – смысл».

Сегодня люди должны уяснить, ЧТО для них - «главное». Если это страна Россия (наша среда обитания), то надо отталкиваться от ЕЁ интересов, забыв о своих.  Надо выяснить: «Что надо сделать, чтобы Россия БЫЛА?» При этом надо исходить не из интересов своей личности, а искать точки соприкосновения с другими людьми в вопросе, «как сделать так, чтобы в России наладить нормальную жизнь».

Сверху нам не спускают подобные инструкции – это считается «морализированием». Всё, что идет на общее благо, сегодня называют «морализированием».  Хотя мораль, сама по себе, вещь хорошая, если не доводить ее до крайности.  Причина всех бед – чрезмерность и доведение до крайности.

Сверху нас не «учат» тому, что внимание надо сосредотачивать на главном, а не на второстепенном.  Вот поэтому взрослый человек должен сам научиться управлять своим вниманием. Он не должен ждать, когда это за него сделают другие.



Древние говорили: внимание привлекает к себе энергию. Энергия течет туда, на чем человек сосредоточил свое внимание. Когда говорят, что в России всё плохо потому, что у власти не хватает воли -  это лукавство. Это просто означает, что власть сосредоточена на своих личных амбициях, а не на проблемах страны. Поэтому вся  энергия и направляется на самообогащение, а не на разрешение государственных и социальных проблем.

Если проблемы не решаются – они будут увековечены. Это значит, что люди так и будут продолжать поджариваться на огне хронических противоречий. Да ведь это – Геенна Огненная.

___________________________________________________________________________
1 -  Это высказывание базируется на утверждении математика Римана, который одним из первых указал на то, что пространство имеет кривизну, что затем было подтверждено Законом Всемирного Тяготения Эйнштейна, сказавшего, что движение масс вызывается искривлением пространства, а искривление пространства вызывается населяющей его материей». Ливанова А. Судьбы постижения мира. Жизнь замечательных идей. – М.: Знание, 1969. С.352
2 – Е.Рерих. Письма. Т.1.Минск, 1992. С.95
3 – А. де Сент-Экзюпери. Письмо заложнику. М.,1999
4 – Розенкре́йцерство (орден розенкрейцеров, розенкрейцеры, «Орден Розы и Креста») — теологическое и тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии Христианом Розенкрейцем. Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства. Розенкрейцеры ставили перед собой задачи всестороннего улучшения Церкви и достижение прочного благоденствия государств и отдельных лиц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий