пятница, 6 марта 2015 г.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: РАЗУМ И ИНСТИНКТ

-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                                      Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность





ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ


РУДОЛЬФ АДЛЕР - австрийский психолог и психиатр,  предшественник неофрейдизма и создатель системы индивидуальной психологии, - в одном из своих докладов сказал очень простую вещь о человеке, вписанном в природу так, как может быть вписан только человек. Главное для человека, - сказал он, - это отношение к другому человеку. Межличностная связь. Выработка способности воспринимать себя частью всего человечества.


«Всякое живое существо, - говорил Адлер, - не наделенное от природы достаточной силой, вынуждено искать защиты, соединяясь с себе подобными в группы и стада. Лев, горилла могут жить в одиночку; но более слабые живые существа собираются в стадо, ибо в объединении они обретают защиту от угрожающих им природных сил и даже способны переходить в наступление».1

Это – биология. Но человек – не только биологическое существо. Природа не дала ему когтей и копыт, но наделила его разумом. Разумные существа, спасаясь от хищников в человеческом обличье, стали объединяться в  вольные города-государства, возводя около него стены. В этом действии выявилось главное противостояние: РАЗУМ ВОСПРОТИВИЛСЯ ЖИВОТНОМУ ИНСТИНКТУ.

Люди не просто сбились в стаю для противостояния хищникам – они создали свою уникальную культуру. Основой ее была их главная ценность – единение, сохраняющее им жизнь.

Объединение людей было добровольным актом свободных тружеников, создавших общество, в котором общее ставилось выше личного. Для того, чтобы люди понимали друг друга – возник язык. Появилось общее дело – строительство храма, который стоял в центре города-государства, на холме – так, чтобы его было видно со всех сторон. Этот храм – символизировал будущее, ибо он принадлежал инстанции, еще не воплощенной на земле.  Появилось искусство. Бог завершил объединение людей, сделав  их братьями и сестрами – детьми одного отца.

Древние серьезно относились к своим богам. Они прекрасно понимали, что, если их бог умрет – вместе с ним погибнет народ. Иначе быть не может. Бог был для них – высшей планкой, их будущим, их опорой и надеждой во всех делах.
«Каждый народ, - писал Л.Миримов в примечаниях к роману Л.Фейхтвангера «Иеффай и его дочь», - каждое его поколение имеет своего бога, - выстраданного им бога, в котором те, кто его сотворил, видят ИДЕЮ СОВЕРШЕНСТВА».

Объединенные таким сильным богом, народы ощущали свое единство и целостность.  Тот, кто присоединялся к такому народу, - писал Л.Фейхтвангер, - «был под надежной защитой. Все, принадлежащие к племени – были единой семьей; обида, нанесенная одному из этого племени, была обидой для всего племени, сообща мстили они за нее – удар за удар, рана за рану, и мысль об этом отпугивала нападающего».2

Бог объединил людей, сделав их родными. Эти люди, живущие в одном государстве, выбирая из своей среды достойных вождей, всегда черпали силы именно из своего ЕДИНСТВА. То, что дает силу – и есть источник силы. Из этого источника всегда черпали силу древние.

Люди, объединенные общим делом, и единым мировоззрением были цивилизаторами, развивавшими мир, выводившими его из дикости. Именно эти люди противопоставили миру хищников мир культурный и цивилизованный. Они противопоставили разум – инстинкту. Высокую культуру – культуре низкой, находящейся в рабстве у инстинкта. Они черпали силу из товарищества, опирались на преданность, сострадание и творчество.

 Все это были ценности, упрочивающие единство народа.  Поэтому так боялись они чужестранцев, привозивших с собой иные нравы, которые могли быть вредны для народа, воспитанного на собственных ценностях.  «Кто знает, - думали люди, - что на уме у этих чужаков?  Может быть, своими словами они хотят поколебать наше единство? Разбить нас и обречь на мытарства по одиночке?»

Чужаков боялись. Истово поклонялись  богу, которого почитали общим Отцом. «Почитай отца и матерь свою, но превыше всего почитай Бога – отца нашего!» - так говорили.

Все ценности цивилизованных народов поддерживали в людях ощущение единства и братства. Появился патриотизм, как стремление оберечь свой народ и свой мир от врагов-хищников. Всё, что поддерживало нормальную и счастливую жизнь общества, ценилось превыше всего. Так, появилась социальность, выразившаяся в законах и установлениях, которая поддерживала самых слабых и нетрудоспособных членов общества. Появились даже социалистические государства, где забота о людях и принципы единения и ЦЕЛОГО стали основным Законом.

Главными ценностями единого, социального государства до сих пор считаются ценности, охраняющие ЦЕЛОЕ:  сострадание, взаимопомощь, равноправие, справедливость, всеобщее благо.

Самым страшным преступлением почитается деяние, направленное на подрыв единства, раскол общества – проповедь индивидуализма, религиозной розни. Самым же чудовищным преступлением является предательство интересов народа, ростовщическая деятельность и казнокрадство. Не говоря уж об убийстве единоверца.

И много тысячелетий цивилизованные люди таким образом защищались от хищников. Но вдруг, как по команде все государства  раскрыли свое мягкое нутро, забыв о боге, о единении, о целом, о сострадании, о взаимопомощи.  И в это мягкое нутро был нанесен смертельный удар.


 Поскольку сегодня социальных государств практически не осталось – умер и патриотизм. Все племена перемешались, заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Они стали молиться разным богам. Защищать стало нечего.  Слабым, обреченным на одинокую жизнь людям, навязали индивидуалистический закон хищников.

Э.Мунк. Крик

Как говорит Зигмунд Бауман, - Хищники теперь живут везде, а одинокие цивилизованные люди скитаются по миру. У них нет ни опоры друг в друге, ни настоящего дома.  Хищники уничтожили практически всё: государства, социальность и устроили мир таким образом, что он стал непригоден для жизни.

Они посеяли между людьми ненависть и сбивают их в стада только для того, чтобы потом столкнуть лбами ради своих личных хищнических интересов. И сегодня стада подопытных маршируют под их руководством, воюют друг с другом и отдают свои жизни черт знает за что. А именно, за то, чтобы один хищник оторвал у другого хищника здоровый кусок собственности.



Об этих, воюющих, Экзюпери сказал: «Да, они прямые, благородные, чистые, верные, но при этом до ужаса нищие. Им так нужен хоть какой-то бог»3. И добавил: «в пустыне человек стоит ровно столько, сколько стоят его божества».


______________________________________________
1 – А.Адлер. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека.
2 – Л.Фейхтвангер. Иеффай и его дочь. Л., 1991
3 – Антуан де Сент-Экзюпери. Письмо заложнику. М.,1999




Комментариев нет:

Отправить комментарий