вторник, 3 марта 2015 г.

ВЕЛИКИЙ ГРЕХ ТВОРЧЕСТВА

-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                          Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность






ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ

Где бы я ни работала, я повсюду встречала недалеких начальников. Похоже, в России, это норма. На их фоне я выглядела вызывающе. Месяца через три, глядя на меня, они начинали тосковать, у них портилось настроение и приключалась депрессия. Месяцев через шесть в их ущербном мозгу оформлялась отчетливая мысль: «От ЭТОЙ пора избавляться».


Тогда я еще не знала, что профессионализм – это укор начальнику-дилетанту. По неопытности я недоумевала – почему начинались все эти нелепые наезды на меня, пока не прочла у Роберта Грина: «… Когда речь идет о власти, затмить старшего по положению, возможно, самая грубая ошибка из всех».1

Я не думала никого затмевать. Я просто выполняла свою работу. Роберт Грин говорит по этому поводу: «Стоящего выше можно затмить неумышленно, просто оставаясь собой».2

Я всегда оставалась собой, наивно думая, что, чем лучше я работаю, тем лучше ко мне будут относиться. «Грубейшее, но обычное заблуждение, - пишет Роберт Грин, - считать, что, демонстрируя и проявляя свои таланты и способности, вы заслуживаете одобрение начальника. Он может поблагодарить, но при первой возможности заменит вас кем-то не таким умным, не таким ярким, не таким привлекательным».3

Я постоянно вижу, как увольняют людей знающих, опытных и профессиональных, а набирают либо невежественных зелёных юнцов, либо «тёлочек», либо тех, кто поднаторел в лицемерии.

Такое происходит не только в России, но и во всем мире. Но в России всё это выглядит более грубо, более беспощадно и, как все у русских, - более смачно. Да и дураки в России покруче будут.

И все это происходит в мире, где постоянно звучат слова о «креативности», о необходимости развития творческих тенденций, о поисках специалистов, способных быстро справляться с творческими заданиями. Написано немало учебников по вовлечению в творческий процесс обычных людей. Психологами составлены даже специальные тесты.

К сожалению, всей этой никчемной деятельностью занимаются люди, которые понятия не имеют о творчестве, потому что, если бы они поняли, в чем суть творчества, они бы этим не занимались.

Для творчества, прежде всего, нужна СВОБОДА. Это первое условие творческой деятельности. Без свободы не будет никакого творчества.
Второе условие – это СМЫСЛ. Бессмысленного творчества быть не может по определению.

У моих современников выбор невелик. Конечно, может быть и существуют где-то «лавочники» от Бога, то есть, талантливые торговцы, но сам смысл торговли, – нажива, – противоестественен для творчества. Творческий процесс мгновенно затухает от прикосновения холодной коммерческой лапы.  Вот почему коммерческое искусство – унылое, нудное и однообразное – гроша ломаного не стоит. Оно может выживать только на аффектах – то есть, играя на пороках человека, его страхе, отвращении или грязном любопытстве. В любом случае, это просто карикатура на то, что прежде называли искусством.

Иисус не жаловал торгашей, особенно, когда они вторгались в святая святых – туда, где люди обычно находили убежище от мирской гадости. «Храм, - говорил он, - это место для общения человека с Богом, а не для пересчитывания денег». Сейчас произошло самое неприятное. Коммерция вторглась в Храм, который во все века был единственной отдушиной для людей. И в этом Храме начали хозяйничать торгаши.



Сейчас все коммерциализировано. Даже чувства. В этих условиях бессмысленно даже мечтать о творчестве. Соловей не поет в клетке. Так что приходится довольствоваться глупыми канарейками.

Однажды мне сказали: «Вам нужно искать такую работу, где над вами не было бы начальника». Я решила, что, вероятно, это правильно, потому что работать под руководством неуверенного, обидчивого, умственно слабого человека, призвание которого быть исполнителем, - самое неприятное, что только можно вообразить.

Когда исполнителя ставят на место руководителя и координатора (а это у нас стало почти правилом), получается полная ерунда. Поле деятельности исполнителя – «от сих – до сих» и не далее того.  «Кто ты такая, - говорили мне, - чтобы решать, ЧТО ТЕБЕ ДЕЛАТЬ? Там наверху люди поумнее есть». Так исполнители затыкают любую инициативу – инициатору просто указывают на коврик у двери.

Вот и получается: верхний начальник действует на своем скудном поле «от сих – до сих», начальник пониже еще больше сужает поле деятельности, а дальше третий, четвертый, пятый. Когда дело доходит до «творческого человека» - ему остается один кубический сантиметр на всю его кипучую-перекипучую «творческую» деятельность. Как говорится – «на тебе пять копеек и ни в чем себе не отказывай!» Вот она – СВОБОДА!

Что же касается «смысла», то это самый больной и неприятный для начальников вопрос. «Зачем вам смысл? – говорят они искателю. - Деньги – вот смысл! Чем не смысл? Что вам не нравится?»
В США эту проблему решают просто и жульнически. Они берут «контейнер», на котором написано слово «смысл», сажают туда лягушку и говорят: «Вы хотели смысла? Так вот он! Не нравится? Ваша проблема!»

Вот так жизнь наводняется ложью.  У нас есть «жизнь», которая на самом деле не жизнь, а только пародия на неё.  У нас есть живопись, на которую не хочется смотреть. У нас есть кинематограф, от которого остался только контейнер, с надписью «кинематограф». У нас есть даже контейнер с надписью «промышленность». У нас есть всё! НО, если присмотреться, всё это – пустые «контейнеры», в которых сидят знакомые всем до омерзения «зеленые лягушки».

Уинстон Черчилль, Авраам Линкольн и Вашингтон в сложные периоды своей жизни занимались живописью. Эйнштейн играл на скрипке. Это было время, когда даже политики писали стихи, знали музыку и владели кистью. Это значит, что у них еще было сердце.  Сегодня жизнь сердца прекратилась вообще.  И внизу и вверху – одинаковая гомогенная темная масса без проблесков.  Сердце этой массы заменил инстинкт. Теперь ОН решает всё. Он распоряжается наукой, искусством, промышленностью, смыслом, человеческими жизнями.

В 21 веке инстинкт Зверя, уничтожив почти все ростки разума и интуиции, воссел на мировой трон. Зачем Зверю творчество? Даже смешно. Он и без всякого творчества достиг всего. Что остается?  Жить под Зверем. Подражать Зверю. Жаться к Зверю в тщетной надежде, что он проявит милосердие и «человечность». В конце концов, самому стать Зверем. Отрастить себе копыта или клыки, чтобы топтать и рвать всякого, кто не похож на него.

Кто не может, пусть следует советам Роберта Грина. «Зная, как опасно заслонять собой владыку, - говорит он, - вы можете обратить этот закон в свою пользу. Прежде всего, нужно льстить и раздувать самомнение вашего начальника. Открытая лесть эффективна, но и имеет свои пределы; это слишком прямой и очевидный путь, и выглядит он плохо в глазах других подчиненных. Если, например, вы умнее вышестоящего, старайтесь, чтобы выглядело наоборот. Дайте ему возможность казаться умнее вас. Изображайте наивность. Допускайте безобидные ошибки, которые не повредят вам в дальнейшем, но позволят обратиться к нему за помощью. Повелители обожают такие просьбы. Начальник, лишенный возможности излить на вас сокровища своего опыта, может вместо этого направить на вас свою злобу и обиду».4

Все ваши силы и творческие навыки должны быть вложены в невинную игру в жмурки с вашим начальником, который не должен заподозрить, что ему на глаза надели повязку. Ваши огромные усилия приведут к маленьким победам, ради которых вы и разводили всю эту катавасию. Вас, быть может, снисходительно потреплют по щёчке…



Если этого вам недостаточно и ваши мысли и творчество не дают вам спать по ночам, вы можете, опять-таки по совету Роберта Грина, приписать начальнику свои собственные идеи. Причем, по возможности, публично.  Не спите и не ешьте спокойно. «Тщательно следите, как бы не стать облаком, закрывающим его [начальника] сияние от других. Ваш… руководитель должен являться, словно солнце, излучать мощь и великолепие, быть в центре внимания».5

То есть, вы не только должны написать нечто значимое, но и обязаны незаметно открыть рот начальнику, чтобы это «значимое», пережеванное вашими собственными зубами, смоченное вашей слюной и оплодотворенное вашей мыслью, вошло в скорбную голову, и было воспринято, как свое собственное. Чтобы потом оно было публично провозглашено, защищено и обращено в деньги и кое-какие делишки. Ну, а ваше дело – приплясывать около этого «oranys»’а, бешено крутя хвостиком, и, повизгивать от избытка чувств. И не факт, что «oranys» вас заметит.

Вот в этом – суть сегодняшнего «творчества». Работать за десятерых и тратить огромные силы только ради того, чтобы тебя ввели в общество «oranys»ов. И ЭТО НАГРАДА?

Если ты еще не утратил свои творческие способности – это станет твоим страшным наказанием, которое обречет тебя на противоестественную жизнь в среде «oranys»ов. Если же твои творческие силы иссякли – значит, ты сам стал «oranys»ом и дополз до своей «Фудзиямы».

Что ж, даже Иисус говорил, что «кесарю надо отдать кесарево» и, если ваша душа согласна стать вещью «oranys»а – вы на правильном пути.

«Старайтесь не заслонять господина, - писал в 17 веке Бальтазар Грациан. – Любое превосходство отвратительно, но превосходство вассала над князем не просто глупо – оно фатально. Это урок, который нам преподают звезды в небе – они, возможно, сродни Солнцу и так же ярко сияют, но никогдка не появляются в его обществе».6

Если уж приводить в свидетели природу, то надо сказать, что СОЛНЦЕМ СНАЧАЛА НАДО БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ. И ЧТО ДЕЛАТЬ СОЛНЦУ, КОТОРОЕ УЖЕ ЕСТЬ? ПРЯТАТЬ СВОЕ СИЯНИЕ? И что делать, если начальник только провозглашает себя Солнцем, а на самом деле, он - «черный карлик», поглощающий свет? Стоит попасть в орбиту этой черной дыры, как она мигом «обстрижёт» солнечные лучи.  Остается одно – обретаться подальше от «черных карликов», четко помня о главном: ТАМ, ГДЕ ПРАВЯТ БАЛ ДЕНЬГИ, НАСИЛИЕ И БЕССМЫСЛИЦА – ТВОРЧЕСТВА НЕТ И НИКОГДА НЕ БУДЕТ!


_________________________________
1 – Роберт Грин. 48 законов власти. М., 2012
2 – Там же.
3 – Там же.
4 – Там же.
5 – Там же.
6 – Там же.
___________________________________
#Творчество,#свобода,#смысл,#начальник,#деньги,#коммерция

Комментариев нет:

Отправить комментарий