воскресенье, 8 марта 2015 г.

-- Ведь есть же какие-то пределы?
-- Вот тут вы не правы... Пределов нет. Каждый способен на что угодно, буквально на что угодно.
                        Олдос Хаксли. Обезьяна и сущность





ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ


«Все мы гиганты, воспитанные пигмеями, которые научились жить, мысленно сгорбившись».
                                    Р.А. Уилсон


Меня часто спрашивают: «Зачем вы пишете о вещах, которых, практически не бывает в жизни? Например, о свободе и рабстве, об истине и заблуждении, о добре и зле. О вещах, которые выдумали БОЛЬНЫЕ НА ГОЛОВУ ФИЛОСОФЫ»?

Всё просто. Когда я читаю современную прозу и публицистику, слушаю нынешних политиков и обозревателей, я наблюдаю одну и ту же картину: люди мыслят слишком утилитарно, полагая, что всё можно объяснить, опираясь только на логику, накапливая свидетельства и делая из них  выводы. А в результате они тонут в огромном количестве фактов, которые бесперебойно поставляет им информационный «механизм». И чем бОльшая неразбериха царит в их головах – тем больше они ищут фактов, подфактов и околофактов.  К чему это приводит?

Многие современные исследователи, занимающиеся вопросами адаптации человека к новому, ускоренному образу жизни, утверждают, что избыток информации (как и ее недостаток) приводят человека к слабоумию.1 А именно – к шизофрении. Эта проблема сегодня настолько злободневна, что медики давно уже бьют тревогу, беспокоясь о психическом здоровье  человечества. Эта проблема касается не только обычных людей, вынужденных поглощать огромные конгломераты информации, но и политиков, членов правительств, которых обилие фактов приводит к «параличу принятия решений». Этим «недугом» страдают сегодня все страны мирового сообщества.2

Каждое сообщение, таящее в себе новизну, является стрессом для человеческого организма, который вынужден производить перенастройку для того, чтобы принять неизвестное. Вот почему чрезвычайно опасно получать много разнообразной, неструктурированной информации.  Если человек читает книгу одного автора – он к ней адаптируется и далее прием однотипной информации проходит безболезненно и безвредно.  Если же человек имеет дело с постоянно обновляющимся информационным потоком, который касается разных сторон жизни (сначала о балете, затем о политике, потом следуют сцены насилия и жестокости, вперемешку с рекламой), - происходит постоянная, непрекращающаяся перенастройка.

Попробуйте быстро и бессистемно нажимать на разные клавиши компьютера. Долго он этого не выдержит. В лучшем случае напишет – «некорректное обращение», а в худшем – просто отключится. Примерно то же самое происходит и с человеком.

Для того, чтобы факты не лежали мусорной кучей в сознании, они должны быть обработаны размышлением и из многих фактов должен быть сделан один вывод. Это значит, что из большой кучи должна получиться одна смысловая единица, которая является ассимилированной информацией (сжатие). Такая и только такая информация имеет смысл.

Фактический материал должен быть упорядочен, иначе умножение информации превратится в умножение мусорной кучи. Факты должны находить оценку. Факт без оценки человеческой личности останется валяться в подсознании, как непереваренный кусок под рубрикой «неопознанное». Чем больше накапливается неопознанного материала, тем сильнее происходит его разложение в бессознательном, которое начинает разрушать психику человека. Человек, напичканный «неопознанной» (безоценочной) информацией становится не умнее, а глупее.

Человек должен научиться давать оценку всему накопленному. А дальше, когда информация принята и обработана, начинается волшебство.

Для того, чтобы по-настоящему во всем разобраться, человек должен дистанцироваться от фактов и оценок. Ему необходимо перенастроиться на правостороннее осознание. Для этого надо послушать хорошую музыку. Посидеть в тишине и одиночестве. Посмотреть на птиц и природу. Вспомнить стихи. Как говорил старец Зосима у Достоевского – требуется уединение. Даже некоторое рассеяние.  И через некоторое время предмет размышления начинает постепенно проступать как «целое».

 «Если не знаете, что делать, - говорил Иисус  людям, - не торопитесь. Положите вашу проблему на престол сердца и сердце найдет правильное решение».

В «целом» уже нет отдельных фактов и подфактов. «Целое» - это «скульптура» события. Это знание, которое приносит работа правой стороны мозга. Она не мыслит словами. Она показывает образы. Вот почему следует смотреть на произведения искусства не с коммерческой точки зрения, а с точки зрения души, мыслящей образами.

 Художник, работающий в режиме правостороннего осознания, создает не просто «материальную ценность», которая «денег стоит» - он творит образ реальности, который сформировала его душа. В этом мире подлинную ценность имеет не разум, а то, что «говорит» душа. Она является богом в человеке, который не касается ногами земли и часто душа говорит совсем не то, что хочет слышать логический разум. По этой причине мужчины должны прислушиваться к женщинам, устами которых душа говорит чаще.

Правая сторона мозга – это нелогическая часть, которая дает понятие о «целом». В этой части «живет» интуиция, дающая знание с «высоты птичьего полета». В этой части нет ни визга, ни свиста, ни возни логического мира. Здесь тишина, чистота и много воздуха. Здесь нет мелких ползающих  и кусающих кровососущих фактов. Такое мышление называют синтетическим. Оно, в большей мере, свойственно людям, одаренным художественным мышлением. Но это даже и не мышление, а «вИдение».

Когда в работу включается правая сторона мозга, проблема становится видимой и осязаемой. Становится видно само расположение этой проблемы в реальности. Когда люди видят «целое», они, как правило, знают, что надо делать с этим «целым».

«Художественным» взглядом обладают немногие, но не потому, что это сложно, а потому что этому не учат. Потому что людям внушили, что работа правой стороны мозга должна ограничиваться только бессмысленным и безудержным проявлением эмоций. Из-за подавления правой стороны мозга умирает искусство, исчезает культура, делаются редкостью талантливые люди. Жизнь теряет краски и становится монотонной и унылой.  Из нее исчезают красота и любовь. Люди не жалеют об этом, потому что и сами не знают ЧТО они потеряли. А потеряли они СМЫСЛ, потому что смысл укоренен не в логике и даже не в разуме, а в душе, письмена которой разгадывает человеческая интуиция.

Профессор Бетти Эдвардс, написавшая очень хорошую книгу «Художник внутри вас» как раз и занимается тем, что пытается пробудить в каждом человеке художника. За две недели она обучает прилично рисовать студентов, которые никогда в жизни не рисовали. Но это – не главное. Главное для нее – научить людей смотреть на мир ПО-ДРУГОМУ. Не с точки зрения потребителя и логика, а с точки зрения художника.

Сегодня многие люди не умеют ни петь, ни рисовать и обладают только одним талантом – делать деньги и приобретать товары. Их взгляд на мир ограничивается их логикой. А, между тем, Эйнштейн играл на скрипке, Авраам Линкольн и Уинстон Черчилль хорошо рисовали. Да и многие другие политики, которые отличались широким взглядом на вещи, умели смотреть на жизнь не только через логику, но и с помощью интуиции.

Когда Черчиллю надо было принять  важное решение и он не знал, что делать – он уединялся и начинал рисовать. То же самое делал Авраам Линкольн. В  трудный момент, когда ситуация была чрезвычайно тяжелой, он ушел к себя в кабинет и начал рисовать древний алхимический символ – пирамиду, в которую был вписан глаз. Он рисовал очень медленно, прорисовывая каждую деталь. Когда он подходил к концу рисунка, его осенила идея. Рисунок остался незавершенным. С тех пор на долларовых купюрах на обратной стороне изображалась недорисованная пирамида с оком бога,  символизирующая мощь интуиции.

Левая сторона нашей головы отвечает за логику (ум). Правая – за целостное осмысление жизни (мудрость). Для того, чтобы правая сторона головы нормально работала – человек должен жить не только логической жизнью, но и сердцем. Древние говорили, что «воин должен идти путем сердца» - это значит, что, если он хочет, чтобы его психика была уравновешена, он иногда должен совсем отключать логику и мыслить образами.

Древние говорили так же, что жизнь сердца являет для воина щит. У каждого человека  должны быть любимые вещи, которые не являются утилитарными или жестко необходимыми. Это музыка, приятные воспоминания, тепло дома, поэзия. Нечто тихое, что годится для сердца.  Как раз то, что сегодня считается не нужным. В действительности, это необходимо. Необходимо иметь в этом мире угол, куда можно было бы спрятаться, чтобы побыть наедине со своим сердцем.

Как ни странно, но именно эти вещи и этот «угол» могут спасти человека от помешательства в мире, где земля горит под ногами. Поэтому надо стараться и  в детях, которые сегодня наиболее беззащитны, целенаправленно создавать в их внутреннем мире «остров», который останется  незыблемым устоем на всю их жизнь. Это тот «талисман», который обязаны СОЗДАТЬ И ПОДАРИТЬ своим детям любящие родители. Не машины им нужны, не барахло, а спасение от безумного мира. В  кинофильме «Солярис» А.Тарковский показал этот «остров», затерянный среди океана бушующих энергий, где на пороге дома отец встречает своего блудного сына, пришедшего искать убежища.


Сегодня правостороннее осознание подвергается дискриминации, но правую сторону человеческого мозга никто не отменял и потому душевная жизнь имеет право на осуществление. Известный австрийский психиатр и философ К.Г.Юнг говорил, что пренебрежение какой-либо стороной человеческого естества ведет ко всяческим деформациям психики. То, что отвергается, то превращается в демона и мстит человеку.

 Вспомните о том,  что дьявол всегда был хром на одну ногу. Это  - символ односторонности и подавленности душевной жизни. Человек, в действительности, не продает душу дьяволу. Он просто пренебрегает душевной жизнью в пользу жизни логической.

Подавление художественных качеств в человеке, чрезмерная приверженность логике, коммерциализация искусства привели к тому, что образная сфера человека становится бессознательной и начинает производить монстро и уродов, множить болезненные образы, связанные с архаической жаждой крови и жестокостью. Они накладываются на все сферы жизни.

 Постепенно уродство становится нормой. Причем, уродливыми становятся не только произведения «искусства», но и люди. Достаточно посмотреть на моделей, которые буржуазное общество предлагает цивилизованному человечеству как образец для копирования. Все это показывает, насколько сильно подавлена творческая жизнь в современном обществе.

Левая часть головы отвечает за логику, правая – за целостное осмысление жизни и интуицию. То и другое должно развиваться равномерно. Если подавлять развитие правой стороны – из жизни полностью исчезнут красивые и талантливые люди. Уравновешивающее начало будет утеряно и логика, дойдя до предела, превратится в собственную противоположность. Именно это сейчас и происходит. Ж.Бодрийяр называл это «проклятой стороной вещей». Но эту сторону необходимо преодолевать. «Всякое восхождение мучительно, - говорил Сент-Экзюпери. – Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки».3
_________________________________________________
 1 – Я об этом писала в статье «Люди, приученные к стрессу».
2 – Об этом пишет Э.Тоффлер в своей книге «Футурошок».
3 – А. де Сент-Экзюпери. Цитадель. М., 1999
__________________________________________________

#Душа,#информация,#логика,#художественное осознание,#целое


Комментариев нет:

Отправить комментарий